Образовательная программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « РОССИЯ- РОДИНА МОЯ»
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Образовательная программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Россия-Родина моя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn_-rossiya-rodina_moya.docx52.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»

ГОРОДА-КУРОРТА ЖЕЛЕЗНОВОДСКА

УТВЕРЖДЕНО

на заседании методического совета             учреждения  

  Протокол № __ от « __»________200 _г.

 Председатель:______  / ______________/

Образовательная программа

по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

 « РОССИЯ- РОДИНА МОЯ»

Возраст детей: 7-8 лет

Сроки реализации: 1 год

Составители:

Короткова Марина Александровна –

учитель начальных классов

МОУ «Начальная школа – детский сад»

Мельникова Наталья Владимировна –

учитель начальных классов

МОУ «Начальная школа-детский сад»

  Кубышкина Надежда Васильевна-

          учитель начальных классов

                                                               МОУ СОШ №5

                                                  Семёнова Ирина Михайловна –

                                                        учитель начальных классов

                                                                МОУ СОШ № 18 п. Дёмино,

                                                                        Шпаковского района.

         г-к Железноводск, 2011 год

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа факультативного курса «    » разработана в соответствии с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных  Стандартом второго поколения .

Данная программа направлена на воспитание чувства патриотизма, толерантности, любви к большой и малой родине, бережного отношения к окружающей среде.

В настоящее время ощущается необходимость изучения историй и культур народов, проживающих на территории страны, Ставропольского края, восстановления духовности для воспитания нравственной личности, гражданской ответственности.  

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной  и всей страной –юного патриота России.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей –  познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края.

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, посёлок (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

       

Задачи:

- формирование представлений о различных сторонах жизни своего народа;

ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта;

- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях  поликультурности региона;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;

- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.

 Отличительные особенности программы.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни города, края, страны; актуальность, воспитательная ценность

Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей. дворцы культуры, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Активное привлечение родителей  учащихся к участию в проведении практических занятий  во внеурочной деятельности способствует возрождению семейных традиций.

Возраст учащихся – 7-8 лет, набор в группу –свободный, вид детской группы – профильный.

 Рассчитан факультативный курс на 1 год обучения: 33 часа  (1 час в неделю)..

Курс состоит из четырёх блоков:

«Мой город» (8 ч)

«Мой край» (9 ч.)

«Моя страна» (10 ч.)

«Я – гражданин своей страны» (6ч.)

Планируемые результаты

Знания и умения  учащихся в конце 1-го года обучения:

  • расширить знания об истории своего города, края, страны;
  • иметь представления о традициях и обычаях других народов, населяющих территорию страны, края, города;
  • уметь правильно вести себя в школе, уважительно относиться к товарищам, невзирая на национальную принадлежность в коллективе;
  •  изучать растительный и  животный мир родных мест,
  • знать  исторические памятники, охраняемые государством;
  • уметь экологически грамотно вести себя в природе;
  • развивать гражданские позиции в социуме.

В качестве процедур оценивания используются  тестирования, выставки рисунков и поделок, соревнования, конкурсы чтецов, проектно-исследовательские …, экскурсии в музеи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Теория

Практика

Вид занятия

Срок реализа

ции

1 блок.

МОЙ ГОРОД. (8 часов)

1

История города Железноводска

1

беседа  рисунки

сентябрь

2

 История в раскопках

1

экскурсия в краеведческий музей

сентябрь

3

Достопримечательности города

1

беседа

сентябрь

4

Профессии людей города

1

встреча с представителями разных профессий, диалог.

сентябрь

5

Символы города- гимн, герб, флаг

1

презентация

октябрь

6

Уникальная гора - Развалка

1

беседа

октябрь

7

Железноводск – здравница России

1

беседа

октябрь

8

Итоговое занятие – конкурс коллажей  «Мой любимый город»

1

КТД

октябрь

6

2

2 блок.

МОЙ КРАЙ. (9 ч.)

9

Родной край – частица России

1

презентация

беседа

ноябрь

10

Заповедные места

1

заочная экспедиция

ноябрь

11

Зелёный наряд края

1

беседа

ноябрь

12

Красная книга Ставрополья

1

библиотека

ноябрь

13

Легенды КМВ

1

библиотека

декабрь

14

Ставрополье – житница России

1

встреча с хлеборобами

с-х «Железноводский»

декабрь

15

Символы края – гимн, герб, флаг.

1

экскурсия в краеведческий музей

декабрь

16

Люби и береги природу края

1

викторина

декабрь

17

Проект «Моя малая родина»

1

КТД

январь

5

4

3 блок.

МОЯ  СТРАНА (10 ч.)

.

18

Широка страна моя родная

1

презентация

январь

19

Дружба народов России

1

беседа

январь

20

Великие люди страны

1

беседа

февраль

21

Путешествие по городам – героям

1

просмотр видеофильма

февраль

22

Богатырская наша сила

1

конкурс «Богатырские потешки!»

февраль

23

Поэты о России

1

конкурс чтецов

март

24

Я живу в России

1

игра «Интервью»

март

25

Земные богатства России

1

устный журнал

март

26

Символы страны – герб, гимн, флаг

1

беседа

март

27

Конкурс рисунков «Страна белых берёз …»

1

выставка рисунков

апрель

5

5

4 блок.

Я – ГРАЖДАНИН СВОЕЙ СТРАНЫ (4 ч.)

28

Русские богатыри в былинах и сказках

1

презентация

апрель

29

Великие русские полководцы

1

поход в библиотеку

апрель

30

Российской армии герои

1

встреча с участниками  военных действий

апрель

31

Проект «Мой дедушка – герой»

1

книжка-раскладушка

май

32

День космонавтики

1

викторина

«Вселенная и мы»

май

33

 Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы»

1

встреча с ветеранами

ВОВ

май

34

Я, ты , он, она – вместе целая страна.

1

конкурс песен

май

3

4

19

15

        Итого:               34

 

Содержание дополнительной образовательной программы

(краткое описание  темы)

Занятие № 1. «История города Железноводска»

Историческая справка о возникновении и развитии города Железноводска.

Беседа с презентацией, конкурс рисунков по теме.

Занятие № 2. «История в раскопках»

Экскурсия в первый зал краеведческого музея. Древние находки.

Занятие № 3. «Достопримечательности города».

Беседа о Пушкинской галерее, о дороге здоровья – терренкуре, о памятнике «Орёл – символ КМВ», о Лермонтовском, Смирновском, Славяновском и Баталинском источниках, о доме, в котором жил и работал основатель железноводских здравниц Гааз.

Занятие № 4. «Профессии людей города».

Встреча с медработником, озеленителем, хлебопекарем и т.д., Диалоги о профессиях.

Занятие № 5. «Символы города- гимн, герб, флаг».

Просмотр презентации, знакомство с символами города Железноводска.

Занятие № 6. «Уникальная гора – Развалка».

Беседа о своеобразии горы Развалка ( наличие представителей растительного и животного мира всех природных зон России: карликовые берёзы, полярные мыши и т.д.). Споры учёных о природе вечной мерзлоты в пещере горы Развалка.

Занятие № 7. « Железноводск – здравница России.»

Беседа об истории возникновения и развития курорта Железноводск, о различных направлениях медицинских услуг в наши дни. Значимость сохранения здоровья нации.

Занятие № 8. Итоговое занятие – конкурс коллажей  «Мой любимый город»

Организация групповой формы работы: коллективно-творческое дело, название, составление коллажа о городе из подготовленных учащимися заготовок по представлениям.

Занятие № 9. « Родной край – частица России».

Беседа  с презентацией о месте и роли Ставропольского края в составе России, отличительные особенности географического расположения, многонационального состава, сельскохозяйственной направленностью, своей культурой и традициями.

Задание № 10.  «Заповедные места края».

Просмотр фильма и беседа о заказниках и заповедниках Ставропольского края, коллективное обсуждение необходимости сохранения редких видов флоры и фауны, негативного влияния вмешательства человека в природу на примере произведений А. Малышева «Звери в плену», «Ты за них в ответе».

Задание № 11. «Зелёный наряд края».

Беседа о разновидностях представителей каждого яруса леса, эстетическое восприятие  природных объектов на картинах, фотографиях и т.д., составления «Кодекса правил поведения в природе», способствующих сохранению растительного мира.

Задание № 12.  «Красная книга Ставрополья».

Организация практической работы в библиотеке города по составлению «Красной книги края», представление лучших книжек-малышек.

Занятие № 13. «Легенды КМВ».

Прослушивание сообщения библиотекаря о легендах КМВ ( Легенды о горах «Спящий Лев», «Кольцо», «Кинжал», «Бештау», «Машук», «Спящая красавица»; о городах «Ессентуки», «Замок коварства и любви» в г. Кисловодске, легенда «О разделе Земли между народами богом Тха» и т.д.

Занятие № 14. «Ставрополье – житница России».

Вступительное слово о плодородной почве Ставрополья (о том, что во время войны немцы вывозили почву  вагонами), о выведении селекционных сортов пшеницы ставропольскими агрономами, встреча с хлеборобами и беседа об их тяжёлом труде, о бережном отношении к хлебу.

Задание № 15.  «Символы края – гимн, герб, флаг.»

Знакомство с гимном края, гербом и флагом посредством презентационного материала.

Задание № 16.  «Люби и береги природу края».

Организация и проведение викторины по окружающему миру «В союзе с природой» автора….., выявление и награждение победителей.

Задание № 17.  Проект «Моя малая родина».

Создание проекта  по инструктивным карточкам и под руководством учителя, его защита  в разных формах: устный журнал, газета, телепередача и т.д.

Задание № 18. «Широка страна моя родная».

Просмотр видеоролика о необъятных просторах страны и беседа по фильму.

Задание № 19. «Дружба народов России».

Беседа с презентацией о культуре народов, населяющих Российскую Федерацию, о национальных костюмах, быте и традициях. Красная нить – толерантность.

Задание № 20. «Великие люди страны».

Беседа с презентацией о людях страны, прославивших Россию своими подвигами, трудом, научными открытиями (Пётр 1, М.В.Ломоносов, Суворов, Кутузов, Вавилов, Гагарин и т.д.)

Задание № 21.  «Путешествие по городам – героям».

Просмотр видеофильма о Новороссийске, Волгограде,  Москве и т.д., беседа по просмотренному.

Задание № 22.  «Богатырская наша сила».

Подвижные игры и состязания , направленные на воспитание патриотизма, подведение итогов, награждение команд-победителей.

Задание № 23.  «Поэты о России».

Проведение конкурса ( воспитание любви и чувства гордости за свою Родину), подведение итогов, награждение победителей.

Задание № 24.  «Я живу в России».

Организация игры в форме интервью с целью выявления достоинств жизни в России, неповторимости и красоты её природы, дружелюбия и толерантности народов, населяющих страну, прогноз на лучшее будущее.

Задание № 25. «Земные богатства России».

Организация и проведение практического занятия по знакомству с полезными ископаемыми, содержащимися в недрах земли русской и на её поверхности, разумное их использование и бережное к ним отношение.

Задание № 26. «Символы страны – герб, гимн, флаг».

Беседа с презентацией о символике страны, об истории герба, флага и  написания гимна России, заслушивание и заучивание гимна.

Задание № 27. Конкурс рисунков «Страна белых берёз …».

Организация конкурса рисунков на примере художественного, литературного и музыкального рядов,  выявление и награждение победителей.

Задание № 28.  «Русские богатыри в былинах и сказках».

Знакомство с богатырями земли русской, с их подвигами и победами на основе презентационного материала и русских народных былин и сказок.

Задание № 29.  «Великие русские полководцы».

Прослушивание библиографических справок о жизни и деятельности великих русских полководцев: Суворова, Кутузова, Багратиона, Ермолова и т.д.Высказывания личного отношения детей к их подвигам.

Задание № 30. «Российской армии герои».

Встреча с современниками-участниками военных действий, заслушивание их рассказов, диалог с ними.

Задание № 31. Проект «Мой дедушка – герой».

Представление книжек-раскладушек с фотографиями и тезисами о героях ВОВ – членов своей семьи.

Задание № 32. «День космонавтики».

Организация викторины по материалам журнала «Начальная школа» , выявление и награждение победителей.

Задание № 33. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

Организация встречи и поздравления ветеранов ВОВ и конкурса стихов о войне. Вручение цветов и подарков ветеранам, награждение лучших чтецов призами.

Задание № 34.  «Я, ты , он, она – вместе целая страна».

Организация конкурса песен о стране, о мире, о дружбе, выявление и награждение победителей.

Методическое обеспечение программы.

1 блок. « МОЙ ГОРОД».

          Формы занятий: презентация, экскурсия, сообщения, встреча с известными людьми, конкурс рисунков, КТД.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: частично-исследовательский, поисково-исследовательский, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.  Им    соответствуют такие приемы, как  объяснение, иллюстрация, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы при помощи методов учебно-воспитательного процесса научить детей добывать  и закреплять знания, полученные на занятиях спецкурса по данной теме.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

- «Кавказские минеральные воды», Н.Г.Кривобоков, Москва, 2004, «Слово».

  • Сборник сказок народов Кавказа «Сказание нартов», г. Махачкала, 2005.
  • Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
  • Карта Ставропольского края, иллюстрации, экспонаты краеведческого музея, школьного музея.
  • Г.Т.Дьячкова «Олимпиады по окружающему миру», 2-4кл., «Учитель», г.Волгоград, 2006.
  • Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
  • Мультимедийное оборудование, программное обеспечение «Моя малая родина».
  • Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат - гора 1999.

             Формы подведения итогов: конкурс коллажей.

2 блок. «Мой край».

          Формы  занятий: презентация-игра, викторины, экскурсия,   конкурс рисунков, встреча с хлеборобами, поход в библиотеку.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: беседа, рассказ, сообщение эффективны в данном блоке, т.к. учебный материал носит информационный характер. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с такими методами как демонстрация, иллюстрация.

Содержание    этого блока спецкурса   содействует    формированию практических   умений   ориентироваться   в   окружающем   мире, знать природу родного края и бережно относиться к  ней.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский. Большое внимание уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

- Г.Т.Дьячкова «Олимпиады по окружающему миру», 2-4кл., «Учитель», г.Волгоград, 2006.

  • Физические карты России, Ставропольского края, иллюстрации растительного и животного мира края, таблицы природных зон, экспонаты краеведческого музея;
  • Мультимедийное оборудование, видеофильмы «Природа родного края».
  • Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
  • Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
  • Акимушкин, И.И. Мир животных. – М.:Мысль, 1998.
  • Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.
  • Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.
  • Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М., 2003.
  • Энциклопедия по экологии - М., Аванта , 2008г.

Формы подведения итогов: викторины,  конкурс рисунков, книжки-малышки, кодекс защитников природы, проект «Моя малая родина».

3 блок. «Моя страна».

          Формы  занятий: беседа, презентация, подвижные и интеллектуальные конкурсы, устный журнал, конкурс рисунков, книжка-раскладушка.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, проблемные, творческие.

Содержание    этого блока спецкурса   содействует    формированию «Я-концепции», определению своего места в социуме, способствует развитию коммуникативных функций, воспитывает патриотизм.

Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский.  Большое внимание уделяется практическим работам.

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

- Г.Т.Дьячкова «Олимпиады по окружающему миру», 2-4кл., «Учитель», г.Волгоград, 2006.

  • Физические карты России, иллюстрации символов государства, открытки с видами городов России.
  • Мультимедийное оборудование, видеофильм «Города-герои».
  • Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Методическое пособие – Ставропольское книжное издательство, 2002.
  • Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
  • Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

Формы подведения итогов:   конкурс рисунков.

4 блок. «Я – гражданин своей страны».

          Формы  занятий: беседа, презентация, викторина, встреча с ветеранами, поход в библиотеку, конкурс песен.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный. Для активизации познавательной деятельности перечисленные методы необходимо сочетать с методами как  демонстрационные, практические, творческие.

Содержание    этого блока спецкурса   содействует    формированию практических   умений   ориентироваться   в   окружающем   мире, знать природу страны и бережно относиться к  ней.

Основным видом деятельности учащихся становится поисково-исследовательский.  

Дидактический материал, техническое оснащение занятий:

- Г.Т.Дьячкова «Олимпиады по окружающему миру», 2-4кл., «Учитель», г.Волгоград, 2006.

  • Русские народные сказки и былины.
  • Портреты великих русских полководцев.
  • Музыкальное сопровождение для организации конкурса песен.

        

Формы подведения итогов:   конкурс патриотических песен.

Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Попова Г.П. Классные часы 1 класс – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
  2. Ахметова М. X. Марчануков Т. А. Край, овеянный легендами. - Ставропольское книжное издательство, 1990.
  3. Иллюстрированный альманах «Земля Ставропольская» М., 2002.
  4. Брокгауз Ф. А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. –  СПб., 1990.
  5. Кругов, А.И., Кругова, С.А. «Страницы истории края» в 2-х. частях Метод. пособие

            – Ставропольское книжное издательство,              2002.

  1. Очерки истории «Край наш Ставрополье» Ставрополь: Шат-гора 1999.
  2. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. –М., 2003.
  3. Даринский А.В. Краеведение. Пособие для учителя. - М.,П.,19879. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1–11-е классы. – М.: "Вако”, 2006.
    10. Казаева Е.А., Воспитание основ гражданственности у детей дошкольного и старшего возраста. Екатеринбург, 2000
    11.
    stsh15.ucoz.ru…dukhovno_nravstvennoe_vospitanie…5

12.collection-scenariev.ruscenarii-cat18.html

13.duxovnost.3dn.rupubl…nravstvennoe_vospitanie…v…1…

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

по данному спецкурсу:

1. Максименко Н.А., Спутник классного руководителя. 1 -4 классы – Волгоград: Учитель, 2007.kdesoshni.ru/programs/moral-education.html

2."Вместе с детьми" -... А.В. | avnsite.narod.ru -> Сборник сценариев...

                 

3.Акимушкин, И.И. Мир животных. – М. Мысль, 1998.

Бушуев, Ю. А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001.

4.Грехова, Л.И. В союзе с природой. – М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003.

5.Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. Мир природы. – М.: Изд. Астрель, 2005.

6.  Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

7.  Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.:    Художественная    лит. 2003.                  

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Дорогою добра"

  Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и подразумевает конкрети...

Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления Программа курса «Дети Отечества»

       В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм – синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личн...

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я и моя малая Родина» составлена на основании требований Федерального Закона «Об образовании», Федера...