Программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Юный гражданин России»
календарно-тематическое планирование по теме

Корякина Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_microsoft_word.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 9

                                                                       

                                       Утверждаю

                                                                            Директор МБОУ гимназии № 9

                                                                            Сапунова В.М. _____________  

                                                                         ____ ____________ 2012 г.    

Программа по внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Юный гражданин России»

Возраст детей 7-8 лет

Срок реализации программы 1 год

                                                           Составители:

                                                   

 Волкова А.Б.,  учитель начальных классов МБОУ СОШ №37 г. Ставрополя        Григорьева О.В., учитель начальных классов МБОУ КШ  им. генерала   Ермолова А.П. г. Ставрополя

 Корякина Н.В., учитель начальных классов МБОУ гимназии №9 г. Ставрополя

Романенко С.А., учитель начальных классов МБОУ гимназии №9 г. Ставрополя

г. Ставрополь

2012 г.

Пояснительная записка

     Духовно – нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно – нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, потому что детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину, народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

     На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежденных благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть словом «патриот». По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А.Я. Бруштейн), требующий реализации, но чаще всего он остается невостребованным. Зато пробуждающие силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

     Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.

    Программа внеурочной деятельности «Юный гражданин России» носит личностно - ориентированный характер.  

     Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

    Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотические ценности, взгляды и убеждения, воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края, города;

- совершенствовать физическое развитие учащихся, вырабатывать у них потребность в здоровом образе жизни;

- развивать систему патриотического воспитания учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- формировать гражданскую компетентность через включение в работу по патриотическому воспитанию научных учреждений, общественных организаций и объединений, учреждений высшего и дополнительного образования;

- воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через краеведческую работу, совместную деятельность школьников с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качество патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

          Средствами внеурочной деятельности целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

     Особенностью программы «Юный гражданин России» является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Она использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки и физической культуры.

     В основе методики преподавания курса «Юный гражданин России» лежит проблемно -  поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и в музее, на улице, в библиотеке.

     Занятия курса разделены  на теоретические и практические.

     В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, города, школы; портреты участников ВОВ, великих полководцев; набор открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомов. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

     Учащиеся должны знать:

- название страны, региона, родного города, где живут;

- символику страны, края, города, школы;

- государственные праздники;

- имена великих полководцев и название городов-героев, изученных в курсе.

Должны уметь

- описывать изученные события истории Отечества;

- оценивать поступки других с позиции добра и зла;

- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Работа по данной программе проводится в течение учебного года.

Всего 33 часа (1 час в неделю), рассчитана на детей 7-8 лет.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Вид деятельности

Раздел I. Я – гражданин (9 ч)

1

Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

3

1

2

Беседа, прослушивание гимна России, стихотворений о Родине.

2

Родной Ставропольский край – частица России. Символика края.

1

1

Презентация

3

Ставрополь - город мой родной.

1

1

Презентация

4

Экскурсия «Улица имени Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой»

1

1

экскурсия

5

Мой школьный дом.

1

1

экскурсия

6

Дом, в котором я живу.

1

1

беседа, составление семейной родословной

7

Традиции семьи. День пожилого человека.

1

1

Игра. Поздравление дедушек и бабушек.

Раздел II. Живые страницы прошлого (7 ч)

8

Как жили наши предки славяне.

1

1

Урок-путешествие

9

 Славна богатырями земля русская.

1

1

Урок-игра

10

Сказочного богатыря узнаешь на поле брани.

1

1

Викторина по сказкам

11

Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской.

1

1

Презентация

12

 Русские полководцы. А.В.Суворов.  

1

1

Презентация

13

«Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов)

1

1

Учебный диалог

14

«Потешные бои» юного царя Петра I

1

1

Презентация, игра

Раздел III. Прошлое рядом (14 ч)

15

Путешествие по городам – героям.

4

4

Презентация

16

Ставрополь в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в Музей Памяти на Комсомольской горке.

1

1

Экскурсия

17

Женщины-авиаторы в ВОВ (М. Раскова, В. Гризодубова, П. Осипенко)

1

1

Презентация

18

День защитника Отечества.

1

1

Встреча

19

 Военная летопись моей семьи.

1

1

Устный журнал

20

Дети войны.

1

1

Презентация

21

День космонавтики.

1

1

Урок-путешествие

22

День Победы.

1

1

Музыкально-литературная композиция

23

Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

1

1

Конкурс

24

Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к памятнику Леониду Севрюкову.

1

1

Встреча, экскурсия

25

Экскурсия в краевую детскую библиотеку.

1

1

Экскурсия

Раздел IV. Заключение (3 ч)

26

Военно-спортивная игра «Богатырские потешки»

1

1

Игра-соревнование

27

Конкурс рисунков «Мы за мир!»

1

1

Конкурс

28

Что мы узнали и чему научились за год.

1

1

Учебный диалог

Итого

33

19

14

Содержание программы «Юный гражданин России»

Раздел I.  Я – гражданин (9 ч)

1. Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.

Понятия: «герб», «флаг», «гимн», «символ», значение цветов и образов.

2. Родной Ставропольский край – частица России. Символика края. Ставропольский край – житница России. Символика края. Достопримечательности края. Люди и их занятия.

Понятия: «гражданин», «права и обязанности граждан», «патриот своего края».

3. Ставрополь - город мой родной. Основание Ставропольской крепости. Город Ставрополь в наши дни. Символика города (флаг, герб). Достопримечательности  города Ставрополя.

Понятия: «герб», «флаг», «горожанин», «достопримечательность».

 4. Экскурсия «Улица имени Героя Советского Союза Валентины Гризодубовой».

Знакомство с улицами родного города. История названий улиц. Правила поведения на улице.

Понятия: «улица», «дом».

5. Мой школьный дом. Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Понятия: «ученик», «традиция».

6. Дом, в котором я живу.  Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Понятия: «семья», «родословная», «труд», «отдых».

7. Традиции семьи. День пожилого человека. Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье. Старшее поколение семьи.

Понятия: «семейная традиция», «праздник».

 

Раздел II. Живые страницы прошлого (7 ч)

8. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Понятия: «предки», «друг», «заповедь».

9. Славна богатырями земля русская. Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством  художника В. Васнецова «Богатыри».

Понятия: «былины и сказания», «богатырь», «защитник», «честь», «долг», «бескорыстие».

10. Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. Устное народное творчество. Русские богатырские сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

Понятия: «богатырь», «герой», «патриот».

11. Русские полководцы. Александр Невский и Дмитрий Донской.  Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

Понятия: «полководец», «сила воли», «почитание».

12. Русские полководцы. А. В. Суворов. Образ полководца А. В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Суворов в городе Ставрополе.

Понятия: «здоровье», «сила духа», «училище».

13. «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов) Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

Понятия: «оплот Родины», «солдат», «дисциплина».

14. «Потешные бои» юного царя Петра I. Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

Понятия: «держава», «армия», «флот».

Раздел III. Прошлое рядом (14 часов)

15. Путешествие по городам - героям. Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Понятия: «город–герой», «защитник».

16. Ставрополь в годы Великой Отечественной  войны. Экскурсия в Музей Памяти на Комсомольской горке. Город в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои.

Понятия: «война», «подвиг», «награда».

17. Женщины-авиаторы в Великой Отечественной войне. М. Раскова, В. Гризодубова и П. Осипенко.

Понятия: «авиатор», «полк».

18. День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия - Родину защищать.

Понятия: «государственный праздник», «военный», «Отечество».

19. Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

Понятия: «летопись», «династия».

20. Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети – герои. Женя Алферов, Володя Гайдай, Сережа Попов. Современные войны и судьбы детей.  

Понятия: «дети войны», «пионеры», «судьба».

21. День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

Понятия: «космос», «космонавт».

22. День Победы. День Победы. История праздника. Ветераны войны. Песни военных лет.

Понятия: «победа», «ветеран», «поколение».

23. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы». Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты – современники о войне.

Понятие: «современник», «творчество».

24. Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к памятнику Леониду Севрюкову. Ветераны боевых действий. Подвиг Леонида Севрюкова.

Понятия: «ветеран», «подвиг».

25. Экскурсия в краевую детскую библиотеку. Библиотека – хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.

Понятия: «библиотека», «хранилище», «выставка».

Раздел IV. Заключение (3ч)

26. Военно-спортивная игра « Богатырские потешки». Проведение военно-спортивной игры  «Богатырские потешки».

Понятие: «потешки».

27. Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете.

Понятия: «мир», «планета».

28. Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы. Рефлексия. Отзывы и пожелания.

Методическое обеспечение программы

Формы занятий

Приемы и методы

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

Беседа

Познавательная беседа

Беседа- рассуждение

Практикум

Игра-путешествие

Игра-соревнование

Урок-игра

Музыкально-литературная композиция

Круглый стол

Викторина

Исследовательская работа

Учебный диалог

Экскурсия

Объяснительно-иллюстративный

Наглядный

репродуктивный

Мультимедийное оборудование

Презентация

Спортивный инвентарь

Рефлексия

Список литературы для учителя:

1. Голубева Т.С. Государственная символика России // «Начальная школа», №7, 2001.- с. 14-16.

2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей. / сост. Л.А. Зыков.: – Л.: - 1988.

3. Воспитать патриота. / сост. Е.А. Воронова.: - Ростов н/Д.: «Феникс».: - 2008.

4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы).: - М.: «ВАКО».: - 2008.

5. Печень Н.А. Символы воинской славы.: – М.: «ВЛАДОС».: - 2004.

6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты!: – М.: «ВАКО».: - 2006.

7. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.: – М.: «ТЦ Сфера».: - 2005.

Список литературы для учеников и родителей:

1. Серия книг «История России».: – М.: «Белый город».: - 2006.

2. Я познаю мир.: Дет. энцикл.: История. / под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».: - 1998.

3. Народные русские сказки.: Из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: «Художественная литература».: - 2003.

4. Литература Ставрополья.: Учебник для начальной школы.: - Ставрополь.: «Сервисшкола».: - 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу « Я - гражданин России»

Программа является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания  на ступени начального образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной деятельности обучающихся....

Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог», 1 класс

Программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Юный эколог»...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный математик»

Полноценная организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы является основным требованием для реализации  требований федерального государственного образовательного стандарта начально...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный лингвист"

Актуальность создания  текст программы «Юный  лингвист» предопределена  нравственных тем, что  предложенному период начального  сказка обучения в школе  отнош...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» 1 класс

   Рабочая программа кружка внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государст...

Внеурочная деятельность: Социальное направление «Юный гражданин»1-4 классы

       Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе....