"Стыд и совесть"
классный час (4 класс) по теме

Кушулинская Наталья Фёдоровна

Игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 585  Кировского района

 Санкт-Петербурга

Тема :

«Стыд и совесть»

                                      Выполнил:  Кушулинская Наталья Фёдоровна

                                                 учитель начальных классов

        

Санкт-Петербург

2013

Ход мероприятия

В начале урока проводим тест. Обсуждаем ответы.

СОВЕСТЬ

СТЫД

(запиши не более 5 слов)

(запиши не более 5 слов)

Тест: Что такое «стыд», « совесть».

12 человек сумели найти , подобрать ключевое слово к понятию «стыд» Это чувство, кто-то пишет: неловкости, осознания вины за совершённые поступки. А вот с понятием «совесть» не всё так просто Многие также пишут, что это:

- чувство огорчения;

- чувство, которое люди испытывают при угрызениях души;

- чувство, которое мучает тебя;

- чувство, которое есть не у всех;

- это то, что не даёт покоя, когда человеку объяснили его вину.

Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд».  Каково значение этих слов?

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка 

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Такое объяснение этого понятия есть в интернете 

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными .

Упражнения совести.  «Минута раскаяния». (Звучит музыка классическая)

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом.  Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения.  Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает.  При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках.  Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним сои плохие поступки, совершённые на этой неделе, в которых мы глубоко раскаиваемся.  Назовём это упражнение «минута раскаяния» (включается музыка, в течение одной минуты дети обдумывают свои выступления).  Поднимите руку, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.

   Чувство раскаяния – это великое чувство.  Оно очищает и исцеляет человека.  Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние.

Ситуации выбора. «Голос совести». (Ребятам заготовить по 2 жетона. Должны быть 2 коробочки или другое, что-то. 1 коробочка «за», другая «против» в зависимости от ситуации. Дети голосуют.)  Переодетые дети в плохую совесть и в хорошую, проходят по рядам с коробочками, собирая у детей их голоса. Можно обсудить, почему и за что проголосовали.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

   Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите? (Отдам деньги или заберу себе.)

Ситуация вторая.

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия? (Скажу учителю или не скажу)

Ситуация третья.

На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем  планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.  А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг.  

-Как можно в этой ситуации поступить по совести? Расскажу учителю или не расскажу. Встать за хорошей совестью кто скажет учителю, а за плохой кто не расскажет, но будет на стороне друга. Обсудить ситуации и голоса.

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.

Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности.

 Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий. Есть еще много пословиц и высказываний людей об этих понятиях. Вот некоторые из них: (Приложение)

  1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызёт.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь.
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
  7. Правда, как оса, - лезет в глаза.
  8. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
  9. Без совести и при большом уме не проживёшь.

(Подготовить заранее пословицы, начало и окончание на листочках) Пословицы раздать начало и конец, всем ребятам, а они соберут. Начало пословицы говорит один, потом окончание каждый ищет у себя и говорит окончание.  

Игра «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель.

-Где ещё встречается тема стыд, кроме пословиц? (в сказках)

Жили-были журавль да цапля, построили себе по концам болота избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

— Давай пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль — тяп-тяп! Семь верст болото месил, приходит и говорит:

— Дома ли цапля?

— Дома.

— Выдь за меня замуж.

— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж, у тебя ноги долги, платье коротко, прокормить жену нечем. Ступай прочь, долговязый!

Журавль, как не солоно похлебал, ушел домой. Цапля после раздумалась и сказала:

— Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля.

Приходит к журавлю и говорит:

— Журавль, возьми меня замуж!

— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся!

Цапля заплакала от стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

— Напрасно не взял за себя цаплю: ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму ее замуж.

Приходит и говорит:

— Цапля, я вздумал на тебе жениться; поди за меня.

— Нет, долговязый, нейду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

— Зачем отказала такому молодцу: одной-то жить невесело, лучше за журавля пойду!

Приходит свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сю пору один к другому свататься, да никак не женятся.

Классный руководитель:

-Можно стыдиться внешности?

-Что может произойти, если быть гордым?

-Какие у вас в жизни были похожие ситуации , что произошло?

-А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я -  против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» ( вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).

- физические недостатки;

- некрасивые поступки;

- поношенная, но аккуратная одежда;

- старомодная одежда;

- неряшливый вид;

- не престижная работа родителей;

- твоё «простое» происхождение;

- невежество, необразованность, безграмотность.

- вульгарная внешность;

- грубое, бездушное отношение к людям.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему вы так считаете?

  • Бедности своих родителей?
  • Неряшливого вида?
  • Аккуратной, но не модной одежды?
  • Пренебрежения к окружающим?
  • Грубости по отношению к людям?
  • Высокомерия?
  • Чего-то ещё?

Классный руководитель. Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Интерактивная беседа «Что делать с нахалами?»

Классный руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете? Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Примерные ответы детей:

- Нужно ему прямо говорить обо всём, критиковать.

- Нужно объявит бойкот.

- Не подавать руки, не здороваться.

- Нужно устроить общественный суд.

Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть,  и станет человеку стыдно.

На бумажках написаны слова бессовестные и совестные, стыдные и бесстыдные поступки и ребёнок вытягивает и говорит о своём поступке из жизни, какой выпал.

Классный руководитель.

 -Если человеку стыдно, то какого цвета у него щеки. (Красного)

-Что означает красный цвет?  (О цветах рассказывают дети.)

Цветовая схема

Красный – возбуждение, активность;

темно-серый, синий – спокойствие, рассудительность;

зеленый – ощущение четкости, пунктуальности, порядка;

желтый – хорошее, веселое настроение, ощущение энергии;

коричневый – безразличие, неприкаянность;

фиолетовый – очарование, мечтательность;

черный – подавленность, депрессия;

белый – эмоционально нейтральный.

Классный руководитель. Урок  показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

      Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

- те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

Классный руководитель.

- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д.) 

-Чтобы у нас не оставалось ни каких осколков в сердце, мы выполним упражнение для тренировки нашей совести.

Упражнение совести.  «Минута прощения». (Звучит музыка, дети просят  друг у друга прощение)

Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Закончилась масленичная неделя.  Как называется последний день Масленицы? Верно – «Прощённое воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».  Есть  ли среди вас смельчаки, которые хотят попросить прощения у тех, кого они обидели? Советую вам провести такое упражнение дома.

Рефлексия.

Я поняла…;         Я понял.…;       Над чем нужно подумать…;

Приложение.

  1. Как не мудри, а

совести не перемудришь.

  1. Совесть без зубов

загрызёт.

  1. От человека утаишь, от

совести не утаишь.

  1. Жизнь дана на

добрые дела.

  1. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть

с грехом.

  1. Неправдой свет пройдёшь, да назад

не воротишься.

  1. Правда, как оса, -

лезет в глаза.

  1. Без рук, без ног – калека, без совести

– полчеловека.

  1. Без совести и при большом уме

 не проживёшь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».

Предмет -  основы светской этики     Класс -  4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...

Беседа "Стыд и совесть.

Цель: коррекция недостатков характера - стыда, совести....

классный час на тему: " Стыд и совесть"

Цели: уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние; формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоа...

Классный час "Стыд и совесть"

                  Целью нашего внеклассного мероприятия является: задача разобраться с такими нравственными понятиями как «Стыд» и &laqu...

Беседа-размышление «Стыд и совесть»

Воспитание нравственных качеств воспитанников, уважение  к личности человека, умение критически относиться к себе, давать честную оценку  своим  поступкам; уточнить значение таких нравс...

Конспект занятия по теме " Совесть и стыд".

Данный материал можно использовать на внеклассных мероприятиях или на уроке по курсу ОКСЭ....

Тема: Живи по совести. Пословицы о совести. П.В. Засодимский «Гришина милостыня». "Литературное чтение на родном русском языке". Школа России. 3 класс.

В период дистанционного обучения очень удобными для работы учителя являются рабочие листы. Предлагаю Вашему вниманию один из таких листов. На нём представлен не только текстовый материал, но и фотогра...