Конспект занятия по теме " Совесть и стыд".
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Чепикова Татьяна Александровна

Данный материал можно использовать на внеклассных мероприятиях или на уроке по курсу ОКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Тема: «Стыд и совесть»

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «долг» и «совесть»

Предметные результаты : усвоение понятий: совесть, долг, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД:

понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами  родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование:

Учебник, раздаточный материал»,Толковый словарь».

                                     Ход урока

1.Организация деятельности.

Давайте  подарим  сегодня друг другу искорку добра, протянем ладошки, улыбнемся друг другу, пожелаем активной работы на уроке.

2. Определяем проблему урока. 

Сегодня я хотела бы начать урок с одной притчи. Послушайте ее.

    Однажды молодой человек  по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла и пошел дальше.

Прошло 30 лет. Человек это добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение-все у него было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться.

Приехал в город, где родился, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

-Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло- это был я. Прости меня, - сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце всю жизнь, - ответил слепой.

Беседа по притче.

- Кто догадался, какие осколки носил всю жизнь в своем сердце человек?

- Что испытывал человек?

Какая мысль преследовала человека?

- Может  быть не нужно было признаваться, ведь никто не видел его поступка?

- Почему герой все-таки сказал правду слепому?

Определите, о чем мы будем говорить?

. Как будет звучать тема нашего урока? 

Какие вопросы мы поставим перед собой? Что мы хотим узнать на уроке?

  1. Что такое совесть?
  2. Нужна ли она человеку?
  3. Что значит поступать по совести?
  4. Какая совесть бывает чиста?

3.Актуализация знаний. 

Давайте обратимся к словарям. Как же в них объясняется слово « Совесть».

Значение слова по Ефремовой:

Совесть- чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собой, окружающими людьми и обществом.

По Ожегову:

Совесть- чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Ваше предположение, что такое « Совесть»? Кто из вас поделится своими ответами?

Какие слова живут в нем? Давайте произнесем это слово. Какие слова в нем живут?

Совет- это то, что внутри нас дает нам советы

Весть- это то, что нам дает весточку, так ли мы поступаем

Есть- это то, что есть у всех

Свет- это свет внутри нас

Вето- это запрет на плохие поступки

Работа с учебным пособием.

Давайте откроем учебник на стр. 57

- Прочитайте определение в учебнике.  

- Что помогает поступать человеку хорошо, правильно?

4. Решаем проблему, открываем новые знания.

- Читаем текст на стр. 57 « Стыдно перед соловушкой»

- Почему так названо произведение?

Объясните, как вы понимаете, почему Лиде стало стыдно перед соловушкой?

Какие чувства испытывают девочки?

Что заставило Люду убрать мусор за собой?

Давайте обратимся  к произведениям, в которых литературные герои испытывали угрызения совести.

         

       Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть.

  • Как ты понимаешь слова «голос совести»?
  • Можно ли увидеть совесть?
  • Как проявляется совесть?
  • Как можно отличить совестливого человека от бессовестного?
  • Если бы все люди стали бессовестными, что бы произошло?
  • Может ли бессовестный человек быть хорошим человеком? А добрым?
  • Зачем людям нужна совесть?
  • Есть ли совесть у плохих людей?
  • Можно ли иметь одну совесть на двоих?
  • Отличается ли твоя совесть от совести твоего друга?

 6.Работа в группах .

На столах лежат конверты с рассыпавшими пословицами. Соберите народные мудрости и

Объясните, как вы их понимаете.

Совесть без зубов , а загрызет

Нечистая совесть спать не дает.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Тренинг

Как же не попасть в сети зла? Объясню на пальцах.

 Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это- первый пальчик.

Вы начинаете взращивать его в себе. Это- второй пальчик.

Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро- стремительное, падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. ( сжать пальцы в кулак).

 Покажите, где на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? (в самом начале, на мизинце)

Какой надежный щит поставить на пути зла?

Рефлексия.

Однажды предрассветною порою

Три мудреца склонились надо мною,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное , скажите, в человеке?

Ответы детей на листочках: добро, любовь, терпение, уважение, ласка, забота…

- Конечно, разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

- Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил:- Воля на пути,

С которой нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

 Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, -заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: ( пауза)….

Учитель.- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека – совесть.

 

7. Подведение итогов.

-Назовите тему урока. Какие задачи ставили?

8. Рефлексия. Оценка.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке .

Не забывайте использовать слова…..                                                                               Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

9.Домашнее задание.

Дома вы продолжите работу по данной теме.

1)Расспросите  родителей о значении совести, долге в их жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по теме "Что такое стыд"

Это внеклассное занятие помогает детям отличать хорошие поступки от плохих!...

Конспект занятие на тему: "Где найти витамины зимой и весной?". Внеурочная деятельность.

Занятие получилось интересное. Мы с детьми успели сделать все. Это не одиночное занятие. До него была череда занятий, на которых мы говорили о витаминах. Но оно не является заключитльным, так как в по...

План - конспект урока по теме:"Совесть" 4 класс (курс ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики")

Методическая разработка урока, цель которого: способствовать формированию понятия совести у учащихся. В плане-конспекте есть задачи, ход урока с различными формами и видами работы в соответствии с тре...

Конспект урока по теме «Совесть» (модуль Основы светской этики) 4 класс

Данный урок помогает учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе....

Конспект урока по теме "Совесть". Организация диалога на уроке.

В предложенном материале учительведет работу в форме диалога по теме "Совесть "  (модуль "Основы православной культуры")...

Конспект занятия по теме «Дифференциация звуков [р]-[р`] в устной речи. Позиционный анализ звуков».(Путешествие в царство рыб. Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий.)"Для 1 класса.

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий, для детей 1 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формирован...