Внеклассное мероприятие "День птиц"
классный час (2 класс) по теме

Слабодчикова Галина Александровна

Внеклассное мероприятие "День птиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ ПТИЦ 2 КЛАСС

Цели: воспитывать бережное отношение к окружающему миру и научить заботиться о пернатых друзьях; расширить кругозор в мире пернатых; развивать познавательную активность.

Проходит в форме КВН, дети делятся на 3 команды.

Ход мероприятия.

Сценка.

На сцене появляются Сорока и Ворона.

С. Куда летишь, Ворона.

В. Хочу гнездо на новом месте обустроить.

С. Тебе же хорошо было на старой сосне.

В. Да я там нагрязнила.

С. А привычку грязнить с собой несёшь?

В. Несу с собой…

С. Ну ты и на новом месте не уживёшься!

Сорока и Ворона уходят. На сцене появляются Дятел и Зяблик.

Д. Здравствуй, старый Зяблик!

З. Здравствуй, Дятел молодой!

Д. А ты как узнал, что я молодой?

З. так у тебя ж это на лбу написано! Пятно у тебя красное на лбу – у старых такого не бывает. А вот ты как узнал, что я старый?

Д. По носу! Нос – то у тебя голубой, а у молодых зябликов – коричневый!

Герои сценки уходят.

-Ну что, ребята, догадались, о ком мы сегодня будем говорить?

Да, говорить мы с вами будем о птицах. Издавна люди отмечали Праздник птиц. Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна ,а с ней – яркое тёплое солнышко. С приходом весны слетаются домой, на родину, пернатые непоседы – перелётные птицы. Они в хорошую погоду за один день пролетают по 100 км – так домой спешат. В пути нередко настигает их метель, и многие из них гибнут. Долетают самые сильные. Прилетят домой, рассядутся на деревьях – отдыхают!

Птицы не вьют гнёзда на чужбине и выводят птенцов только на родине.

Возвращаются певцы-

Наши старые жильцы

От невидимых лучей

Побежал с горы ручей.

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы-

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы.

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнёзд.

Нося, носят в домики

Птицы по соломинке.

-Ребята, о каких птицах говорится в стихотворении?

-Все ли эти птицы возвращаются из далёких стран или кто-то вместе с нами зимовал?

Птицы бывают перелётные и зимующие.

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Все птицы важны и нужны на земле. Они  приносят большую пользу людям. Кто скажет какую? (Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей полёвок.)

-Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

-Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

-Кукушка за лето поедает 270 000 крупных гусениц и майских жуков.

-Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

-Семья ласточек за лето- около миллиона различных вредных насекомых.

-Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

-Степной орёл уничтожает очень много сусликов и мышей.

Кроме того, птицы склевывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.

Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Птицы- украшение нашей обширной, чудесной Родины.

-Птиц надо охранять, заботиться о них. А уж они нас отблагодарят.

А теперь давайте поиграем.

Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о наших пернатых друзьях- птицах.

Команды сообщают о своём названии.

КОНКУРС №1. «Разминка»

1.Какие птицы прилетают к нам первыми?  (Грачи)

2. Какую пользу приносит сова?  (Уничтожает грызунов)

3. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах?  (Птица бросает гнездо)

4. Что птицам страшнее холод или голод?  (Голод)

5. Почему зимой птицы покидают лес и жмутся к человеческому жилью? (Ищут корм)

6. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

7. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)

8. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)

9. У кого не жизнь , а малина? (У малиновки)

10. Самая большая птица в мире? (Африканский страус)

11. Вьют ли наши перелётные птицы на юге гнёзда? (Нет)

12. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)

13. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)

14. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки)

15. Птица на гербе России? (Орёл)

КОНКУРС №2. «Знаешь ли ты птиц»

По словесному описанию команды должны угадать птицу. Если ни одна команда не угадает, отвечают болельщики.

  1. Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья, птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват…А вечером или ночью приди сюда и остановишься, как вкопанный, услышав её песню. Разливается на все лады.  (Соловей).

  1. Уж её-то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-то увидит, дёргает хвостом. Когда летит, то машут её белые с чёрным крылья, а когда сидит -белое брюхо светится. (Сорока).

  1. Лазает по веткам, как попугай, и лапками цепляется и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: Вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. (Клёст).

КОНКУРС № 3. «Самая обаятельная и привлекательная»

Домашнее задание. Доказать, что ваша птица – самая лучшая на свете.

(Команды по очереди выходят с изображением птицы на картинке и рассказывают о ней).

Например:

-1. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который всё время подрагивает. Поэтому кажется, что он вспыхивает огоньком, как будто горит.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом.

Эта птичка-невеличка

Под кустом трясёт хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит:

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

-2. В чаще лесной, у полянки,

Рада вечерней поре

Птичка лесная – зорянка

Песню запела заре.

Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. За желтовато – красный, малиновый нагрудничек называют её ещё и малиновкой.

КОНКУРС №4. «Отгадай загадку».

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо).

Спереди шильце, сзади рыльце, на груди белое полотенце. (Ласточка).

На шесте дворец, во дворце – певец. (Скворец).

Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач).

В воде купался, сухим остался. (Гусь).

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (дятел).

Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова).

В болоте плачет, а из болота не идёт. (Кулик).

Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей).

НЕ ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух).

В серой шубке перьевой и в морозы он герой. Скачет, на лету резвиться, не орёл, а всё же птица. (Воробей).

Пусть я птичка – невеличка, у меня, друзья, привычка: как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь).

КОНКУРС №5. «Народные приметы».

Домашнее задание.

Кукушка кукует на сухом дереве – к морозу.

Воробьи дружно зимой расчирикались – к оттепели.

Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит.

Галки стаями летят – на дождь.

Соловей запел – весна пошла на убыль, а лето на прибавку.

Ранняя ласточка – к счастливому году.

Когда весной запоёт удод – пора сеять боб.

Если жаворонок вьёт гнездо в ямке – будет сухое лето, а если на бугорке – мокрое.

Дрозд к ненастью кричит резко.

КОНКУРС для болельщиков «Подскажи словечко».

В лесу ночном кукует птица,

Она назвать себя боится…

-Ку-ку, ку-ку!-не спит опушка,

А птицу эту звать…(кукушка)

Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый…(скворец).

На сколе он строит дом.

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота, но такая высота.

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться-

Два  могучие крыла у хозяина…(орла).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля,

Узнаёшь? Ведь это…(цапля).

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач).

То не радуга, не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный…(попугай).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?  (соловей)

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись…(дятел).

Распустила хвост жар-птица.

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принёс…(павлин).

КОНКУРС №6 «Наблюдательный художник».

Раскрасьте серую ворону. Дети получают силуэты серой вороны и карандаши, и раскрашивают птицу в нужные цвета: голову, горло, крылья, хвост – в чёрный цвет, остальное оперение серое.

КОНКУРС №7. «Игра в прятки».

В каждом приведённом выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно, соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами.

-Мы пойдём по тропинке мимо забора, а вы, Пьер? (мимоза, выпь)

-Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (ромашка, сорока).

-Смотрю в окно – ни читать, ни рисовать не хочется, уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)

ИГРА.

Давайте поиграем:

Кто летит -узнаем…

(Если это летает, дети поднимают руки.)

Воробьи летят,

Сороки летят,

Собаки летят,

Ласточки летят,

Грачи летят,

Слоны летят,

Скворцы летят.

Сосульки летят,

Курицы летят,

Поросята летят,

Дрозды летят,

Столы летят,

Синицы летят.

КОНКУРС №8. «Поменяй букву».

Командам раздают карточки со словами. Задание -заменить в словах по одной букве так, чтобы получились названия птиц.

Шляпка           (оляпка)

Палка               (галка)

Корона             (ворона)

Капля               (цапля)

Врач                 (грач)

Сыпь                  (выпь)

Русь                   (гусь)

КОНКУРС №9. «Брачный союз».

С приходом весны многие птицы образуют пары. У каких-то птиц «брачный союз» длится вечность (например лебеди), у других -всего 1 сезон. Образуй птичьи пары:

Голубь….(голубка).

Перепел….(перепёлка).

Утка…..(селезень).

Петух…..(курица).

Индюк……(индейка).

Скворец…..(скворчиха).

Ворон…….(ворона).

Орёл…….(орлица).

Тетерев…….(тетёрка).

Глухарь……(глухарка).

Гусь…….(гусыня).

Фазан……(фазанка).

КОНКУРС №10. «Шифровка».

Расшифровать ребусы.

С3Ж                  стриж

ЛАС.                 Ласточка

Рона                   ворона

З                                  ИК           зяблик

ПИ                             К  Х                        пищуха

40 А                                                      сорока

КОНКУРС №11. «Живые синонимы».

Живя среди природы, люди видели всё глазами природы и наделяли зачастую всех и вся образами природы. Попробуйте и вы вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, продолжи фразы:

Болтливый, как……(сорока).

Мудрый, как…….(ворон).

Быстрый, как…….(сокол).

Могучий, как……(орёл).

Глупый, как……(утка).

Важный, как…..(индюк).

Длинноногий, как…….(цапля).

Большеглазый, как……(филин).

Ворковать, как…..(голубь).

КОНКУРС №12. «Веришь – не веришь».

А этот конкурс – для капитанов. Я буду задавать вам вопросы, вы же должны отвечать только «Да» или «Нет».

-Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да).

-Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление – щиток из перьев, которое называется седло? (Нет).

-Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет).

-Верите ли вы , что самая маленькая в мире птица – это королёк? (Нет).колибри.

-Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет).

-Верите ли вы , что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да)

КОНКУРС №13. «Собери и объясни пословицу о птицах».

Получают написанную на листочке бумаги пословицу, в которой слова перепутаны местами. Нужно восстановить пословицу и объяснить её смысл.

-Лес без птиц и птицы без леса не живут.

-Всякая птица своим клювом сыта.

-Увидел грача – весну встречай.

КОНКУРС для болельщиков « Ожившие буквы».

А-аист                                     К-клёст                    Ф-фазан

Б- беркут                                 Л-ласточка                Ц-цапля

В –ворона                                М-мандаринка          Ч-чибис

                                                   О- орёл

Г- галка                                      П-пеликан               Щ-щегол

Д –дрозд                                     Р-рябчик                 Э-эму

Ж- жаворонок                            С-сыч                        Ю-юрок

З- зимородок                              Т-трясогузка             я-ястреб

И- иволга                                     У-удод

КОНКУРС №14. «Актёрского мастерства».

Ребята, вы не забыли, что в апреле ещё и отмечают  День смеха. Вот сейчас мы и посмеёмся.

Капитаны тянут карточки с заданием – изобразить:

-пение кукушки;

-крик петуха;

-гогот гусей.

КОНКУРС №15. «Стихи и песни о пернатых».

Домашнее задание.

                       

Полюбуйся, весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

                  2.

Занимается заря.

Тише….Слышишь глухаря?

Пробудились спозаранок

Стайки маленьких зорянок,

Птичка-чечётка,

Сорока-трещотка-

Лес защебетал!

Солнце встало, день настал!

                           3.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы жалейте, люди! НЕ убивайте зря!

Ведь небо без птиц- не небо,

А море без рыб- не море,

А земля без зверей- не земля.

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная ме...

Внеклассное мероприятие "Птицы весной"

Мероприятие приурочено к Дню птиц, материал сопровождается презентацией...

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

На мероприятии учащиеся закрепляют знания о пользе птиц, которые они приносят человеку; о бережном отношении к птицам. В материале предоставлена научная информация о птицах....

Внеклассное занятие «Птицы зимой»

Цели:Обобщить знания детей о зимующих птицах.Прививать любовь и бережное отношение к родной природе.Воспитывать заботливое отношение к птицам....

Внеклассное мероприятие "Птицы - зто красота и тайна"

Данное внеклассное мероприятие познакомит обучающихся с птицами и их повадками. Дети узнают о значении птиц в жизни человека....

Внеклассное мероприятие "Птицы зимой"

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Углубление теоретических знаний обучающи...