«Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения».
статья (3 класс) по теме

Умарова Ильмира Шамиловна

Нравственное воспитание в процессе обучения – это целенаправленные, систематически осуществляемые (как непосредственно, так и опосредованно) влияния на формирование морального облика учащихся. Оно предполагает сознательную, преднамеренную, нравственно ориентированную деятельность педагога, специальные его усилия и работу по эффективному использованию в этом процессе всех возможностей обучения, и удовлетвориться здесь только высоким уровнем познавательной деятельности учащихся нельзя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrav._vospit.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственное воспитание учащихся  в процессе обучения».

Задача нравственного воспитания была, есть и будет основной и решающей в системе воспитания подрастающего поколения.

Передо мною, как, видимо, и перед другими учителями начальных классов, возникают вопросы: какова роль обучения в нравственном воспитании, в чём его сущность на уроке? Следует ли различать воспитывающий характер обучения и нравственное воспитание на уроке? В чём их различие? Каждый ли урок воспитывает ученика? И т.д.

Анализ педагогической литературы и многолетний опыт работы убеждают, что обучение, как специальный вид деятельности, играет в нравственном воспитании школьников ведущую роль.

Нравственное воспитание в процессе обучения – это целенаправленные, систематически осуществляемые (как непосредственно, так и опосредованно) влияния на формирование морального облика учащихся. Оно предполагает сознательную, преднамеренную, нравственно ориентированную деятельность педагога, специальные его усилия и работу по эффективному использованию в этом процессе всех возможностей обучения, и удовлетвориться здесь только высоким уровнем познавательной деятельности учащихся нельзя.

Учебный процесс отличается сложностью и многогранностью. Его успех зависит от целого ряда дидактических условий и предпосылок, обеспечивающих прочное и осмысленное овладение знаниями, а так же нравственного воздействия на учащихся образовательного материала, прежде всего содержания изложенного в основной учебной литературе и дополнительных источниках. При этом необходима также соответствующая организация учебного процесса и наиболее рациональное использование методов обучения.

Проанализировав программы и учебники для начальной школы, мы убедились, что широкие возможности для нравственного воспитания учащихся представляет содержание обучения. Эти возможности заложены во всех без исключения учебных предметах (в разной степени по классам и предметам). Но использование их в значительной степени зависит от нашего учительского мастерства.

Особенно велико значение в нравственном воспитании младших школьников литературы. На уроках чтения они получают довольно обширный круг моральных сведений и представлений, охватывающих вопросы дружбы, товарищества, трудолюбия, дисциплины, патриотизма и т.д. В статье «О преподавании литературы» Н.К. Крупская писала: «Литература – могучее средство воздействия на подрастающее поколение. Она может помочь ему понять жизнь, людей, то, чем они живут, дышат, научить разбираться в людях, понимать, что их волнует.  Литература может научить подходить к людям, влиять на них. Литература влияет на мораль, на поведение человека, на его мировоззрение». Через постижение литературных произведений происходит постоянное усложнение моральных понятий, повышается степень их обобщенности и интеграции. Так, дети сначала получают представление о храбрости и мужестве как о смелых поступках, а затем узнают о том, что храбрость и мужество требуют от человека выдержки, высокой дисциплины, понимания своего долга и т.д.

Усвоить нравственный смысл, идею того или иного произведения помогают задаваемые в их конце вопросы. Например, после рассказа Г. Скребицкого «Митины друзья » детям предлагается ответить на вопросы:

Какая опасность грозила не только лосям, но и Мите? Что происходило с мальчиком в этот момент?

Какие качества характера проявил Митя?

Почему лоси не убегали потом при встрече с Митей?

Знаете ли вы пример дружбы человека с лесным зверем? Вспомните рассказ Мамина-Сибиряка «Медведко». Можно ли сказать, что и там показана такая дружба?

На нравственные размышления наводят ребят, например, такие вопросы, задаваемые в конце рассказа Мамина-Сибирика: «Когда Коля испытал вину за свой поступок? Что его мучило? Одинаковый ли смысл вкладывали в слова «дурной товарищ» тетушка и отец Коли? Припомните, какие еще произведения о совести вы читали?»

Нравственное воспитание с успехом может осуществляться на уроках математики в процессе решения текстовых задач, включенных в учебники. Эти задачи дают для этого богатый материал. С целью воспитательной направленности их можно сгруппировать следующим образом:

- о труде, воспитывающие ответственность, уважительное отношение к трудовой деятельности и ее результатам, к людям труда, бережное отношение к хлебу, книги и т.д.;

- о достижениях науки и техники, воспитывающих чувство гордости за свою Родину;

-  об охране окружающей среды, формирующие любовь к животным, бережное отношение к природе, понимание ее красоты;

- о спорте, говорящие о значимости волевых качеств коллективизма, взаимопомощи, требовательности к себе, целеустремленности;

- о связи обучения с жизнью, необходимости участия в общественных делах, что воспитывает культуру поведения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Например, воспитанию уважительного отношения к труду способствуют задачи типа:

«Токарь вытачивает 240 деталей за 3 дня, а его ученик за 4 дня. На сколько производительность токаря выше производительности ученика?»

 К сожалению, подобных задач в учебниках математики не так много. Более того, не все тексты задач нравственно ориентированы. Например, в этом же учебнике А.Г. Петерсона дается задача с текстом: «У Алёши в кошельке 6 монет по 5 руб. и две купюры по 10 руб. Он купил 3 тетради по цене 8 руб., ластик за 2 руб. и линейку за 9 руб. На оставшиеся деньги он решил купить жвачки. Сколько жвачек он сможет купить, если их цена 3 руб.» Поэтому приходится разрабатывать систему направленных на воспитание детей задач, а также текстов бесед, которые можно использовать в практической деятельности, - самим.

Сила и эффективность воздействий содержания учебного материала на сознание и чувства учащихся увеличиваются, если мы, учителя, излагая новые знания, вместе с учащимися делаем «открытие». Интонацией, мимикой, жестом, логическим ударением показываем свое отношение к фактам и событиям, которые раскрываем; если сопоставляем исторических или литературных героев, ставим перед ребятами вопросы, требующие такого сопоставления или нравственной оценки поступков, поведения героев; если наша речь ярка, эмоциональна, сопровождается наглядными пособиями (карточками, схемами, чтением отрывков художественной литературы, примерами из жизни и т.д.). И наоборот, воспитывающая ценность содержания новых знаний резко падает при формальной, однотонной, однообразной их передаче.

Большое значение для нравственного воспитания имеет умелый подбор дополнительного материала: исторических фактов по предметам естественно-математического цикла, краеведческого материала, примеров, показывающих героический труд людей, их подвиги во имя Родины и народа. Вплетаясь в общую ткань изложения, этот дополнительный материал без искусственных увязок оказывает сильное влияние на сознание и чувства школьников, повышая эффективность восприятия новых знаний учащимися, формируя их моральный облик.

В целях нравственного воспитания особое внимание я уделяю подбору дидактического материала (содержанию задач, предложений, отрывков художественных произведений при обучении родному языку).

Сила дидактического материала не в отступлениях от образовательной цели урока, для разного рода поучений, рассуждений и т.д. (кроме вреда эти отступления ничего не дают). Яркостью поступков людей, контрастностью числовых данных, эмоциональностью, соотношениями без всякого рода «дополнительных» рассуждений содержания материала оказывает сильное влияние на нравственное сознание и чувства школьников. Я, как и мои коллеги, систематически обобщаю такой материал и постоянно использую в своей работе.

Большие возможности для нравственного воспитания заложены в организации учебного процесса. Чёткая постановка цели урока и каждого его звена, строгая последовательность работы в соответствии с планом, использование различных методов для активизации учащихся, разнообразные формы коллективной деятельности, подведение итогов урока, умение вовремя прийти на помощь учащимся, организовать их взаимопомощь на уроке, психологический настрой на учебный труд, систематическое повышение его интенсивности и т.д. – всё это не только способствует повышению уровня знаний учащихся, но и обогащает их моральный опыт, закаляет волю, укрепляет положительные привычки.

Особое значение процесс обучения имеет для формирования у детей трудовых и нравственных привычек. Многое они начинают делать по привычке. И хорошая привычка, освобождая мозг ребенка от излишней работы, экономит их время, в то же время помогает легко и свободно выполнять многие действия точно, быстро и красиво. Становясь чертой характера, привычка выступает как побудительная сила деятельности, направляющей поведение учеников. Даже в творческой работе невозможно обойтись без привычки. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, оценившее вполне важность привычек и навыков и строящее на них свое здание, строит его прочно. Только привычка открывает воспитателю возможность вносить те или другие принципы в самый характер воспитанника, в его нервную систему, в его природу».

Чтобы осмысливать и усваивать программный материал, школьник должен проявлять большое умственное и физическое напряжение, регламентировать свое время и поведение, проявлять сопредельные волевые усилия. Поэтому правильная организация обучения способствует формированию таких нравственных черт личности, как дисциплинированность, самостоятельность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей. Так как учебная работа осуществляется в коллективе, то борьба за достижение общих успехов в учении порождает у учащихся стремление к взаимопомощи, непримиримое отношение к недостаткам и создает стимулы для их здорового сплочения.

Нравственно ориентированный характер носит у нас работа учеников в паре. Важно только, что бы сильный ученик тактично помогал товарищу.

Применение дифференцированного обучения, индивидуального подхода, помогая созданию в обучении эмоционального подъема ситуации успеха, укрепляет у школьников веру в свои силы и способности. А когда они занимаются с охотой, желанием, то учеба идет успешнее.

Объективные воспитательские возможности, заключенные в обучении опосредуются субъективным отношением школьника к учебной работе. Нравственное воздействие образовательного материала на ученика зависит от его внутреннего самочувствия, от того, какую эмоциональную позицию занимает он по отношению к излагаемым идеям и фактам. Поэтому в учебной работе мы стараемся как можно шире применять разнообразные методические приемы и средства (проблемное изложение, привлечение яркого дополнительного материала, использование наглядности, организация самостоятельной работы, игровые элементы и т.д.). Все это вызывает у учащихся любознательность, мыслительную активность и помогает создать положительный эмоциональный настрой.

Мы стараемся организовать на уроке общение детей, и поощряем взаимопомощь. Практика показывает, что иногда требования, предъявляемые детям, затрудняют их общение и приводят к нежелательным в воспитательном отношении результатом. Например, иногда, желая воспитывать самостоятельность детей, мы ограничиваем возможность их общения, требуя, что бы они не смотрели друг другу в тетрадь. Не переговаривались, не обращались с вопросами или за советом к товарищам. Это приводит к тому, что естественное стремление к сотрудничеству в процессе учения, желание сравнивать достижения своих товарищей, учиться у одноклассников, интересоваться их работой с целью проверить себя, утвердиться в правильности решения задачи постепенно угасает. И ребята начинают следить, что бы сосед по столу не заглядывал им в тетрадь, закрывают друг от друга тетради ладошкой, жалуются учителю и т.д.

Объективно такие действия учителя можно квалифицировать как правильные: они помогают определить, в какой степени обеспечивается самостоятельное выполнение учебного задания каждым учеником. При этом страдает нравственность. У детей появляется неприязнь к товарищам, перечеркивается дружба, взаимоотношения, развивается эгоизм.

Для формирования нравственных начал большое значение имеет оценка труда и поступков школьников. Она стимулирует нравственное поведение и служит основой для самооценки. И здесь должна проявляться осторожность, тактичность. Не допускать таких реакций детей, как испуг, досада, обида, злость.

Мы были свидетелем такой сцены: учитель, проверив задание и отметив в тетрадях, кто его выполнил недостаточно хорошо, строгим приказным тоном сказала: «Встаньте, кто у нас лентяй. Пусть будет им стыдно». Дети встали. На их лицах растерянность, раздражение и неприязнь к тем, кто справился с заданием.

В нравственном воспитании нет мелочей. Например, заканчивая урок, учитель говорит: «Поработали мы с вами сегодня хорошо, сделали много». В тоне его чувствуется моральное удовлетворение человека результатами своего труда, и это «мы с вами» влияют на формирование важнейших нравственных качеств личности, приучают ценить результаты труда, подводить итоги.

В процессе обучения в начальных классах велико влияние личности учителя. Если для младших школьников вообще пример взрослых является сильным фактором нравственного развития, то в условиях урока он приобретает наибольшую силу. Здесь, как мы постоянно убеждаемся, влияет все: культура работы учителя, культура его речи и внешнего вида, умение работать по плану, подводить уроки труда, чуткое и внимательное отношение к учащимся, любовь к своему труду, увлечённость им и т.д. Совместная деятельность, общая заинтересованность в коллективном успехе, постоянный контакт, советы, рекомендации, высокая требовательность к себе и детям – все это влияет на формирование нравственного сознания, чувств, воли, характера трудовых и нравственных привычек.

Важным условием развития воли и характера у школьников является высокая требовательность учителя к выполнению учащимися учебных обязанностей. Непоследовательность в этих вопросах разрушает волю детей.

В нравственном воспитании учащихся в процессе учебных занятий существует внутренняя система и логика, определяемые глубинными внутренними закономерностями нравственного развития учащихся, в основе которых лежит формирование нравственных представлений, понятий и убеждений, выработка моральных навыков и привычек.

Действенность нравственного воспитания в процессе обучения обуславливается умелым применением всех средств и методов педагогического влияния на школьников, а также правильным его осуществлением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовное воспитание в процессе обучения.

Духовный мир ребёнка в огромной степени зависит от нас - взрослых, ведь детские глаза глядят на нас и видят всю правду, а главное, они ждут......

Духовное воспитание в процессе обучения младших школьников

Доклад на тему: "Духовное воспитание в процессе воспитания младших школьников в коррекционной школе." Краткое обобщение опыта работы....

Нравственное развитие ребенка в процессе обучения литературе на основе решения нравственных проблем, поставленных автором

Знаками беды нашего сегодняшнего дня, по мнению политологов, психологов и педагогов, является складывающаяся на наших глазах идеология потребления, культа денег, снижение престижа и уровня знаний и об...

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ДУХОВНО- НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В настоящее время проектно-исследовательский метод, как никакой другой, соответствует этим  требованиям. И чем раньше начнётся такая работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и ...