Духовное воспитание в процессе обучения.
статья по теме

Симонова Ирина Викторовна

Духовный мир ребёнка в огромной степени зависит от нас - взрослых, ведь детские глаза глядят на нас и видят всю правду, а главное, они ждут...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

     

      Доклад

По теме:

«Духовное воспитание

           в процессе  обучения»

В настоящее время стала очевидной необходимость духовного и физического оздоровления российского человека, без чего Отечество не способно прогрессивно развиваться. Самовыживание нации не бывает без сохранения источников, питающих жизненные силы человечества. Гуманизация и гуманитаризация образования на современном этапе позволяют говорить о проблеме воспитания духовности. Духовность – личностное качество, проявляющееся в совокупности сознания, умственных и нравственных сил, веры и воли, направленности к добру.

Р.Рождественский писал: «Учитель – профессия дальнего действия. Главная на земле». Поэтому, в современных условиях российское учительство и образование в целом, должно стать той сферой духовной жизни общества, где передаётся от поколения к поколению социальный и культурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К.Д.Ушинскому, основателю Русской школы, который сказал, что дело воспитания – важное и святое, так как «именно здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

От того, какими будут первые шаги ребёнка в школе, в огромной степени зависит и дальнейшее отношение его к учёбе, учителям, труду, сверстникам, другим людям. Важно на первых порах уделить внимание взаимоотношениям между сверстниками, потому что они являются ключом к развитию нравственности. При этом следует оценивать успехи ребёнка не в сравнении с успехами других, а, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, тогда ему легче будет увидеть, что он не стоит на месте, хотя, может быть, и отстаёт. У ребёнка появится желание двигаться дальше. А желание – основная движущая сила, энергия духа. Поощрять у детей желание добиться реализации своих возможностей, объяснять детям, что желания, которые живут в их сердце, сбываются скорее, чем те, о которых мы говорим. Дети учатся, главным образом, на том, кто мы есть на самом деле, а не на том, что мы говорим.Они нуждаются в том, чтобы мы были для них образцом, примером – «быть в гармонии» приобретает реальную силу. Если мы находим время для общения с природой, отправившись на экскурсию, детей больше всего воодушевляют естественные чудеса; как легко и свободно чувствуем себя среди природы, созерцая раскинувшееся над головой небо, прислушиваясь к шелесту листьев дерева, шуму реки, разглядывая маленький цветочек.

Красота – источник духовного богатства. Душа ребёнка очень чутка к эмоциональной окраске мыслей, образов – всего того, что он видит, воспринимает, о чём думает. Поэтому исключительно важно, чтобы ребёнок, ощущая красоту, восторгался ею, восхищался. Выставки работ великих художников, походы и экскурсии на природу – останавливают отрицательные вибрации чувств и эмоций. Восхищение красотой пробуждает у него ласковое, заботливое отношение.

Э.Шим писал: «Маленький мальчишка не научится любить природу, пока не пожалеет замёрзшего на снегу воробья; девочка не оценит красоты окружающего мира, пока не увидит какой-нибудь тихий закат на реке, вдруг ударивший по сердцу с неожиданной силой…. А с таких вот крошечных открытий и начинается духовный рост человека. К сожалению, мы редко задумываемся над этим».

Особое место занимает вопрос  о формировании культуры ребёнка. Не менее важным аспектом в воспитании является формирование эмоциональной культуры. Эмоции – это особая форма познания и отражения действительности. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, человек может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять вверх» над разумом. Наиболее эффективным является путь формирования эмоциональной культуры через уроки литературного чтения и окружающего мира – сильнодействующее средство воспитания эмоций ребёнка, особый мир для воспитания духовности.

Духовные качества можно развивать и на других уроках. Малые формы фольклора дают положительный результат в обучении. Загадка может служить исходным материалом для знакомства со многими понятиями. При работе над любым правилом, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание, хороший эффект даёт использование материалов из детских журналов: весёлые стихи, кроссворды, ребусы.

Пять вопросов просто чудо!

Их запомнить можно так

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? И как? (обстоятельства)

Одна из самых эффективных средств в обучении является игра. Игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до сердца и ума каждого ребёнка, вызвать творческий интерес. В играх формируется, особенно коллективных, духовные качества. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересом других. У детей развивается чувство ответственности, воля, характер. Игра активизирует мыслительную деятельность. Можно привести примеры таких игр , как «Ручейки», «Не ошибись», «Накорми друзей», «Больше слов – больше яблок», «Забей мяч», « глаз – фотограф» и т.д.

Сюжетные уроки – более объёмная форма игры – помогают сделать так, чтобы весь урок запомнился детям, чтобы он стал ярким, вызывал положительные эмоции и интерес. Примером тому служат уроки – путешествия, конкурсы. Все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонёк пытливости и любознательности, что, в конечном счёте, облегчает процесс усвоения знаний, и, самое главное, обогащает духовный мир ребёнка.

Урок – сказка занимает особое место в учебном процессе. Через сказочные образы дети легче воспринимают новый материал. Они находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живёт в мире сказочных образов, благородных чувств и стремлений .Каждую минуту мы соприкасаемся с духовным миром ребёнка, важно его не разрушить неуёмными требованиями, а поддержать, развить и обогатить. Этот мир в огромной степени зависит от нас – взрослых, ведь детские глаза глядят на нас и видят всю правду, а главное, они ждут…

О, детские глаза,

Глядящие в меня, как в воду.

В них то веселье, то слеза,

То предвкушение свободы!...

Учитель, верь себе, и дети поверят тебе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование концепции космического воспитания (по М.Монтессори) в процессе обучения младших школьников

Роль учителя при разворачивании концепции космического воспитания смещается с позиции организатора стимулов для развития и преподавателя, помогающего получить навыки для выстраивания алгоритма собстве...

Духовное воспитание в процессе обучения младших школьников

Доклад на тему: "Духовное воспитание в процессе воспитания младших школьников в коррекционной школе." Краткое обобщение опыта работы....

Психолого-педагогические условия самоактуализации личности в процессе личностно-ориентированного процесса обучения и воспитания

В последнее время личностно ориентированное обучение и воспитание стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов настойчиво осваивают теоретически...

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ДУХОВНО- НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

В настоящее время проектно-исследовательский метод, как никакой другой, соответствует этим  требованиям. И чем раньше начнётся такая работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и ...

Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в процессе обучения

Чему учить и как воспитывать ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый педагог. В вечном поиске положительного ...