ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ДУХОВНО- НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
проект (4 класс) на тему

Таланова Ольга Юрьевна

В настоящее время проектно-исследовательский метод, как никакой другой, соответствует этим  требованиям. И чем раньше начнётся такая работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения, формировать свою точку зрения в оценке конечного результата, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таланова О.Ю.

МБОУ «Высокогорская СОШ №2»,

учитель начальных классов

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

КАК ДУХОВНО- НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

 ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

      Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю, чтобы улучшить процесс обучения и воспитания? Использую ли я наиболее эффективные формы и методы? Какие  технологии приведут к повышению качества знаний учащихся? Как воспитать духовно- нравственную личность в своих учениках?

    В настоящее время проектно-исследовательский метод, как никакой другой, соответствует этим  требованиям. И чем раньше начнётся такая работа детей, тем быстрее они научатся видеть проблему и находить нестандартные, оригинальные решения, формировать свою точку зрения в оценке конечного результата, а значит, смогут проецировать свои навыки на жизненные ситуации.

     Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Проектная  деятельность с ребятами строится по традиционным этапам: определение темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуальной, групповой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик.  Сначала младшие школьники выполняют краткосрочные проекты. Они позволяют ученикам не потерять мотивацию и интерес к работе. Чаще это происходит в урочное время. Когда ребята выполняют проект в течение урока. (Это чаще всего уроки окружающего мира, литературного чтения, технологии, ИЗО). Постепенно организуются долгосрочные проекты.

По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты. По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочнымисредней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев). Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов.

     Первым проектом моих учеников стал проект «Традиции моей семьи».  Ребята узнали  о том, что история страны начинается уже с их семьи. Ученики тщательно выбирали фотографии, придумывали подписи к ним. Эта работа способствовала сближению учеников и их родителей.

Доступной и выигрышной темой проектов является сфера «Здоровья». Ученица подготовила исследовательскую работу «Мои четыре секрета здорового образа жизни». Одноклассники с интересом слушали и обсуждали  эти секреты, знакомые практически всем с детства.

Следующим проектом стала работа над темой «Великая Отечественная война  семье каждого ребенка». В процессе его реализации решались задачи патриотизма, воспитание в детях уважения к людям, отстоящим мир на земле, веру в торжество справедливости и правды. Ребята учились выступать перед большой аудиторией. Было не легко. Убедительно,  с достоинством, чувством гордости они делились с незнакомой публикой своими работами.

Очень увлекательной оказалась работа над следующей исследовательской работой « История моей школы». В котором приняли участие и учащиеся класса, и родители, и педагог-организатор, библиотекарь, работники школьного и районного музеев, и редактор районной газеты «Высокогорские вести» и работники архива Высокогорского района. В ходе работы менялось отношение учеников к школе. Ценной стала преемственность поколений, выпускников. Узнали о роли школы во время ВОВ.

    Хочу обратить ваше внимание на  экологический проект « Быть или не быть Комаровке» и  проект по благоустройству пришкольной территории «Мы построим город –сад».  Ребята очистили берег пруда в с. Высокая гора, своими руками соорудили клумбы, посадили цветы, изготовили таблички с просьбой соблюдать чистоту и беречь природу. А так же сделали пробы воды в Санэпидемстанции.  Работа в этом направлении оказалась настолько увлекательной, а диапазон открытий настолько широк, что в школе теперь организован клуб «Юных краеведов» и мы вместе занимаемся изучением экологии и геологии Высокогорского района, в частности каскадом прудов в селе Высокая гора и работаем над проектом «Моя малая Родина».

По продолжительности это долгосрочный проект (в течение второго полугодия учебного года); по числу участников – групповой (дети, педагоги, родители). Количество участников в группах варьируется  на каждом этапе, так как ребёнку предоставляется  право выбора того участка работы, который ему интересен. Такое сочетание предполагает достижение наибольшего воспитательного и образовательного успеха.

Практика показывает, что подобная совместная проектная деятельность детей школьного возраста, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радость, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки («Я смог», «У меня получилось») и положительного окрашенного, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейших действий, открывает горизонты творчества.

Коллективная проектная работа организует учеников, помогает решить проблему лидерства, учит терпимости, формирует понимание того, что итогом деятельности должен стать готовый продукт. В целом это маленькая подготовка к взрослой жизни.  

И  наша с вами обязанность раскрыть, развить и превратить  эти способности в умения.

Список использованных источников:

  1.  Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. // М., Просвещение, 2009г.
  2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  3. URL:http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps13.html  (Дата обращения: 24.10.2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....

Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников.

Обобщение опыта работы на тему "Проектно-исследовательская деятельность   как средство нравственного воспитания младших школьников"....

Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство реализации требований в духовно-нравственном воспитании

В новых ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие позна...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Влияние проектно-исследовательской деятельности на духовно -нравственное и патриотическое воспитание младших школьников.

С 1 сентября 2021 года в России вступили в силу поправки о патриотическом воспитании в школах. Ими уточняются понятия «воспитание» и «образовательная программа». Поправки закре...

Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ оченьактуальным является формирование гуманных отношений между детьми.становятся непосредственными участниками учебного процесса.Проект &nda...