Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в процессе обучения
статья
Чему учить и как воспитывать ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый педагог. В вечном поиске положительного и доброго воспитатели и учителя, как правило, выходят на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером могут служить слова В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – бездуховности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adambaeva_lyudmila_anatolevna_statya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адамбаева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа № 5» г. Ирбит
Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся
в процессе обучения
Человеческая любовь – могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает
жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, – тот, воспитывая
самого себя, воспитывает своих детей.
В.А. Сухомлинский
Многие люди, характеризуя современный мир, считают его жестоким, черствым, страшным, разобщенным, равнодушным, безнравственным. И на такое мнение есть серьезные основания: на улице страшно потерять сознание, боязно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, лететь на самолете. В системе наблюдаются такие явления, как терроризм, межнациональные войны, брошенные дети и старики. Конечно, становится тяжело на душе от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во Тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Разговоры о духовно-нравственном воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность, ведутся на всех уровнях российского общества. Значимость духовно - нравственного развития подчёркивал Владимир Владимирович Путин в беседе с журналистами во время поездки на Большой Соловецкий остров, высказываясь о необходимости воспитания детей в русских духовных традициях: «…трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим первоисточникам, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы жизни».
Решение главных задач духовно - нравственного развития, обеспечивающее формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами, возложено на образовательные школы.
Чему учить и как воспитывать ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность, традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый педагог. В вечном поиске положительного и доброго воспитатели и учителя, как правило, выходят на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером могут служить слова В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – бездуховности».
В жесткой действительности ребенка необходимо вводить в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная среда обитания, это совокупность связей, отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Становление духовного человека невозможно без нравственного воспитания.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, образовательным институтам необходимо сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:
- общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
- условия к тому, чтобы образовательные институты были не только учреждениями, где учат, но и стали социальной семьей ребенка.
С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также относительная свобода в выборе и подаче материала увеличило роль этого фактора социализации. Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание развиваться в этом направлении. Единый духовный вакуум определяет потребность школы искать пути совершенствования образовательного процесса. Большое значение имеют факторы педагогического воздействия на воспитанников потому, что они более нацелены на выработку определенного рода отношений. Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса духовно-нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности.
Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охраны природы, общение с другими людьми и т.д. Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать духовно-нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.
Опираясь на концепцию А.И. Шемшуриной, педагогическое воздействие на процесс развития духовно - нравственного потенциала обучающихся можно условно разбить на следующие этапы (Таблица 1):
Таблица 1. Развитие духовно-нравственного потенциала личности
Этапы
| Содержание процесса | Позиция педагога
| Позиция учащегося | Задачи
|
I | Духовно-нравственное ориентирование через насыщение знаниями с учетом возрастных особенностей детей | Ведущая позиция | Объект педагогических действий учителя, субъектная позиция невелика | Вызвать интерес к знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей ребенка |
II | Через эмоции к осознанию духовности, нравственного начала личности | Сохраняется ведущая позиция | Расширяется субъектная позиция (сосредоточение на духовно-нравственных ценностях) | Разбудить эмоциональную сферу ребенка |
III | Стимулирование внутренних резервов ребенка | Позиция опосредованная | Актуализация субъектной позиции в соответствии с накопленным опытом | Максимально включить учащегося в ситуации нравственного выбора |
IV | Актуализация нравственного потенциала личности | Сохраняется опосредованный характер | Активная позиция | Обеспечить возможность самостоятельности выбора |
V | Стимулирование личностной позиции | Сохраняется опосредованный характер | Активная позиция | Внутреннее принятие ценностей, формирование убеждений |
Неотъемлемым педагогическим инструментарием проектирования образовательной среды, способствующей развитию духовно - нравственного потенциала обучающихся являются межпредметные связи, интеграция средств учебной и внеучебной воспитательной деятельности, позволяющие разнообразить учебно-воспитательный процесс, расширить и обогатить социальный опыт обучающихся, сделать их учебу и досуг более увлекательными и интересными. В число основных подходов к проектированию педагогических технологий, реализуемых в процессе воспитания и обучения, направленных на развитие духовно - нравственного потенциала обучающихся могут быть:
- организация индивидуально-ориентированного целеполагания, призванная обеспечить развитие познавательных интересов, положительной мотивации школьников к обучению, выработку и присвоение ими целей и задач учебной деятельности;
- усиление воспитательных аспектов содержания учебного процесса, предполагающее связь изучаемого материала с жизнью школьника, его будущими личными и профессиональными планами; выявление в содержании учебного материала нравственных проблем, которые могут стать предметом обсуждения на занятии; использование историко-культурного наследия страны, региона, города, села при решении учебных задач; обучение детей и подростков разным способам применения приобретенных знаний в практической жизни; вклад учащихся в раз- работку проблем района, города, поселка, в преобразование окружающей жизни через выполнение социально значимых учебных проектов, исследовательскую деятельность;
- сотворчество участников учебного процесса, ориентированное, прежде всего, на формирование определенной творческой атмосферы и особых отношений сотрудничества учителя и учащихся, имеющих большое воспитывающее и развивающее значение для школьников;
- расширение связей школьников с окружающим миром и использование образовательных ресурсов социума, позволяющее обогатить сферу социальных контактов учащихся, приблизить их учебную деятельность к реалиям жизни, разнообразить их представления в сфере предметных знаний;
- проектная (социально-проектная) деятельность учащихся, представляющая собой творческую работу, направленную на решение практической задачи, цели и содержание которой определяются школьниками, реализуются ими в результате теоретической проработки новой информации, что благоприятно влияет не только на повышение уровня образованности школьников и совершенствование их учебной деятельности, но и на формирование у них определенных личностных качеств и ценностных отношений.
Сегодня стратегия современного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определенный образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также и создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственности связей между поколениями. Доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений непосредственно определяется тем, в какой мере в русле образования на протяжении всей жизни человек получал возможность приобщения к культурообразующей традиции.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народов и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Духовно - нравственный потенциал личности формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивное формирование личности происходит в годы юности, идет ее предварительное самоопределение, «теоретическое» осмысление ценностных предпочтений общества.
Сочетание традиционного и современного образования, темп и характер развития духовно-нравственного потенциала обучающихся непосредственным образом влияет на стабильность в стране, проявление подрастающим поколением адекватных убеждений, признанием ими общепринятых моральных принципов, ценностных ориентаций, а также совершению поступков по отношению к близким и незнакомым людям, к окружающему миру.
Источники
1. Бунеев Р.Н. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения/ Р. Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и После. – 2012. -№ 1. – с 1-4.
2. Галицкая И. А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной
педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. –
2009. - №10. –с. 36- 46.
3. Духовно-нравственное развитие и воспитание в единстве учебной и внеучебной деятельности/Педагогическое обозрение. - 2011- № 10. - с. 2-5
4. Синельников, И. Ю. Воспитательный потенциал школы в свете новых образовательных стандартов: возможности и риски / И. Ю. Синельников // Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития : материалы Международной научно-практической конференции (22–23 октября 2013 г.). – М., 2013. – С. 521–529.
5.Шемшурина А.И. Основы этической культуры. / М.: Владос, 1999
Интернет- источники
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учащихся в процессе обучения. Работа с одаренными детьми на уроке и внеурочное время.
В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностик...
Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопрос...
Актуальность развития духовно-нравственного направления в педагогическом процессе
Актуальность развития духовно нравственного направления в педагогическом процессе...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения.
Одними из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогик...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся во взаимодействии общеобразовательной организации и семьи.
Важнейшим принципом школьного образования сегодня является признание определяющего значения духовных ценностей и необходимость воспитания духовных начал в человеке. Любой школьный предмет или внекласс...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В быстроразвивающемся мире новых информационных технологий развитие творческой одаренности детей становится одной из основных задач современного образования, что обуславливает необходимость ориентации...