Проект "Наша дружная семья"
классный час (4 класс) по теме

Бушевская Ирина Леонидовна

Проект "Наша дружная семья" был проведён учащимися 4 класса в октябре - ноябре 2013 г. вместе с родителями дети подготовили огромный материал о семейных традициях, семейных реликвиях своей семьи и провели праздник на тему  "Наша дружная семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Наша школьная семья"

Сроки проведения проекта: октябрь - ноябрь

Автор и руководитель проекта: Бушевская Ирина Леонидовна
Саратовская область, МБОУ  ООШ с. Асмётовка, 4 класс
Аннотация:

    Предлагаемый  проект проводится в рамках внеурочной деятельности. Проект может быть реализован с учениками и родителями в форме групповой работы. Во время работы над проектом учащиеся получат представление о семье, генеалогическом древе, семейных традициях, семейных ценностях, семейных реликвиях, семейном отдыхе, встав на позицию «исследователя», «историка», «ремесленника», «краеведа».

В ходе проекта выдвигается проблема: 

«Создание дружного, интересно  живущего коллектива»

В ходе проектной деятельности учащиеся создадут: разнообразные поделки, презентации,  стенгазеты,  мини-спектакли.

Класс: 4

Продолжительность проекта

4 недели: 3 часа неаудиторных занятий, 1час экскурсия в библиотеку , 1 час-урок технологии. 2 часа – уроки музыки, КТД

Итоги проектной деятельности:

В результате учащиеся будут:

Знать:

  • историю своей семьи
  • семейные традиции
  • семейные реликвии

Уметь:

  • проводить свободное время с пользой для семьи
  • представлять результаты проектно-исследовательской деятельности в виде сообщения, презентации, стенгазеты.
  • участвовать в творческой деятельности в  обществе.

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос:

Кто я? Откуда мои корни?

Проблемные вопросы

  • Что такое «семья»?
  • Что было, когда меня не было?
  • Какие исторические события связаны с моей семьёй?
  • Что умеют мастерить в моей семье?
  • Какие традиции поддерживаются в моей семье?
  • Есть ли в моей семье семейные реликвии? Какие?
  • Что значит «Школьная семья»?
  • Как можно проводить свободное время в кругу семьи?

План проведения проекта

  1. Введение в проект, распределение по группам.
  2. Распределение ролей, постановка проблемных вопросов
  3. Исследовательская работа (экскурсии, встречи с интересными людьми)
  4. Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.
  5. Защита проектов (утренник «Семейный выходной»)

1 неделя: экскурсия в библиотеку, неаудиторное занятие по систематизации полученных сведений, распределение участников проекта по группам.
Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта. Для этого проводится экскурсия в библиотеку, где ученики выясняют, что значат понятия: генеалогическое древо, семейные традиции, семейные реликвии, семейные праздники, ремесла. Затем ищут ответы дома: есть ли в их семьях знаменитые родственники. Семейные традиции, семейные реликвии и что было, когда их не было?

Учащиеся делятся на группы:

Исследователи. (выясняют в своей семье: Что было, когда меня не было? Какие исторические события связаны с моей семьёй? Какие традиции поддерживаются в моей семье? Есть ли в моей семье семейные реликвии? Какие? Готовят сообщения, презентации)

Практики. (готовят выставку поделок «Что умеют мастерить в моей семье?», небольшие сообщения о ремёслах)

Артисты. (готовят семейный мини-спектакль, как форму семейного досуга)

2 неделя (1 час неаудиторной работы в группах, 1час - урок музыки)

В группах дети делятся полученными в семьях сведениями.

«Исследователи» выбирают наиболее интересные для оформления сообщения, оформляют результаты своих наблюдений и исследований в форме презентаций, готовятся к защите проекта.

«Практики»  готовят презентации, поделки для выставки.

«Артисты» создают сценарий, продумывают костюмы, начинают репетиции.

3 неделя (1 час неаудиторной  работы в группах, 1 час-урок технологии, 1час-урок музыки)

Во время неаудиторного занятия учащиеся завершают работу над проектами, выпускают стенгазету «Наша школьная семья», где размещают наиболее интересные фотографии и сообщения из своих семей, проводят встречи с интересными людьми – членами семей учеников.

На уроке музыки продолжают разучивать музыкальные номера к утреннику «Наша дружная семья»

На уроке труда готовят для своих родителей поделки-сувениры.

4 неделя (защита проекта – утренник «Наша дружная семья»

Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.

 

                                          Утренник «Наша дружная семья»

    Цели проведения: показать значимость семьи в воспитании детей, подчеркнуть доброе, внимательное отношение членов семьи друг к другу, прививать гордость и уважение к семейным традициям; развивать навыки культурного общения.

    Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми заданиями, элементами соревнования и проблемными вопросами.

     Оборудование: подготовленные дома детские работы (рисунки, аппликации и т.д.) на тему «Моя семья»; плакат с изображением солнца (без лучей); мяч, два детских ведерка, фантики разного цвета; плакаты: «семья - семь Я», «Доброе братство лучше богатства», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Дружно не грузно, а врозь хоть брось». «Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» В.А.Сухомлинский

«Солнышко да матушка

Именами разные,

Да делами равные:

Красно солнышко греет.

Матушка жалеет»

фонограммы песен «Песенка про папу» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского), «Неразлучные друзья» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского) и «Песенка мамонтенка»

 (сл. Д. Непомнящего, муз. В. Шаинского).

                             

                                                      Ход мероприятия.

   До начала занятия проводится рефлексия настроения детей: солнышко, солнце и туча, туча с дождем.

1. Упражнение «Какой я молодец».

— Добрый день, дорогие ученики, уважаемые родители и гости! Я рада приветствовать вас на нашем семейном празднике. Ребята, поприветствуйте родителей и друг друга, сказав каждому добрые слова.

  Родители протягивают руки ладонями вверх. Дети подходят и кладут свои руки на их ладони. Родители и дети приветствуют друг друга.

Рефлексия: что вы почувствовали?

2. Введение в тему.

— Отгадайте загадку: «В каком слове содержится семь раз Я? Правильно, «семья». Тема классного часа — «Наша дружная семья», который завершает работу над проектом «Наша дружная семья». Речь сегодня пойдет о том, что объединяет всех нас: о дружбе, мире и ладе в семье. Мы нашли ответ на главный вопрос: «Что такое семья?»

Дети читают стихи: 

В семейном кругу мы с вами растем 
Основа основ – родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ — родительский дом. 


Что может быть семьи дороже? 
Теплом встречает отчий дом, 
Здесь ждут тебя всегда с любовью, 
И провожают в путь с добром! 


Любите! И цените счастье! 
Оно рождается в семье, 
Что может быть ее дороже 
На этой сказочной земле.

 

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 

Семья – это важно! 
Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

Исполняется песня «Неразлучные друзья» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского)

3. Упражнение «Продолжи предложение».

Что вы понимаете под словом «семья»? Передавая мяч по кругу, продолжи «Семья — это...».

Рефлексия: что же в понятии «семья» стоит на первом месте?

Учитель: Мы узнали, что у каждой семьи есть семейные традиции.

Ученик: Семейная традиция – это обычай, установившийся в семье, передаваемый по наследству. Традиции отличают именно эту семью от других. Некоторые семьи каждое воскресенье выезжают за город покататься на лыжах, санках или просто побродить по лесу.  Другие собираются вместе вечером за столом.  Третьи своими руками делают друг другу подарки. 

Учитель: О своих семейных традициях расскажут сами ребята

(сообщения детей)

Учитель: Одной из замечательных традиций во многих семьях является умение мастерить. Посмотрите, какие вещи сделали ребята в своих семьях. (демонстрация поделок, маленькие сообщения о ремёслах)

Учитель: Существуют семейные реликвии.

Ученик: Реликвия - это особо чтимые, дорогие, по воспоминаниям, вещи, оставленные после родных людей. Что заключено в слове реликвия? Сразу бросается в глаза "лик", что означает "лицо". Получается, что семейная реликвия - это ещё и лицо семьи, моего рода. Это памятные вещи: письма, фотографии, шкатулки, награды, которые передаются из поколения в поколение по наследству. 
Учитель: О своих семейных реликвиях расскажут… (сообщения детей, демонстрация реликвий)

Учитель: В каждой семье есть родственники, которыми можно гордиться. О своих родных расскажут ... (сообщения детей)

4. Конкурсы и игры. А сейчас мы проведём различные конкурсы, которые помогут нам выяснить: на чем же все-таки держится семья? А вам они помогут еще теснее сплотить свой маленький коллектив.

1. Конкурс  «Визитная карточка семьи». (презентация семьи, газеты, формула семьи и др.) Ученики приготовили небольшие сочинения о своей семье с рисунками и фотографиями. Зачитывают и вешают на классную доску.

2. Конкурс « Отгадайте песню»

А сейчас постарайтесь вместе отгадать песню по трем ее словам и спеть хотя бы 1 куплет. Начали!

Крокодил, подарок, мороженное  ( Песня крокодила Гены)

Трава, насекомое, представляете.  (В траве сидел кузнечик)

Игрушки, книжки, усталые.  (Спят усталые игрушки)

Виноград, влюбленный, молдаванка. (Смуглянка)

Сейчас вам предстоит спеть песню «В траве сидел кузнечик», как колыбельную.

3. Конкурс «Семейное многоцветие». 

Отгадать слова на тему родственных отношений.

1. Тебе с рождения дано, а пользуются им другие. (Имя)

2. Святая кровь-мать мужа.(Свекровь)

3. Сын моего ребенка. (Внук)

4. Сын моей сестры или брата (племянник)

5. Сын моей матери (брат).

6. Отец мужа (свекор)

7. Сестра мамы или папы (тетя)

8. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? (Я сам)

9.  Неродная мать.(Мачеха).

10. Одно из самых ценных человеческих качеств. (Доброта)

4.  Конкурс для родителей «Поэтическая страница». Выразительно прочитать стихотворение.

   Сейчас мы с вами немножко «возвратимся в детство». Каким образом? Давайте вспомним детские стихи из той прекрасной поры , когда Вам их рассказывали ещё Ваши мамы и папы. Каждой команде  дается отдельное задание, и за каждый правильный ответ присуждается 2 балла. Конкурс заключается в том, что я начинаю стихотворение, а Вы должны его продолжить.

(Предварительно семьям были даны задания вспомнить детские стихи, в том числе о семье, о маме, о папе и т.п)

«Идёт бычок, качается…(вздыхает на ходу, ой доска кончается, сейчас я упаду)»

Учитель:

— Ребята, семья — это еще и домашний труд.

Ученик читает стихотворение.

Я в своей родной квартире,

Как на службе строевой:

Командир на командире,

Я один лишь рядовой.

Всем я должен подчиняться:

По приказу одеваться,

По приказу умываться,

Ровно заправлять кровать.

По команде есть садиться,

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

5. Конкурс «Уборка квартиры»: два ученика с ведерками подбирают фантики разного цвета, разбросанные по полу. Кто быстрее?

6. Игра «Мы варим кашу». Учитель называет компоненты, из которых нужно приготовить кашу. Если ученики согласны, то отвечают «да» и хлопают в ладоши. Если не согласны — говорят хором «нет» и топают. Дети и родители играют вместе.

Сорока-белобока задумала

Кашу варить.

Кашу варить — деток кормить.

На рынок собралась,

Да призадумалась.

Что ей нужно купить,

Чтобы кашу сварить,

Своих деток накормить?

Парное молоко? («Да».)

Куриное яйцо? («Нет».)

Соленый огурец? («Нет».)

Мясной холодец? («Нет». )

Сахар да соль? («Да».)

Белая фасоль? («Нет».)

Масло топленое? («Да».)

Рыбку соленую? («Нет».)

Лавровый лист? («Нет».)

Китайский рис? («Да».)

Чернослив да изюм? («Да».)

Шоколадный лукум? («Нет».)

Перец болгарский? («Нет».)

Соус татарский? («Нет».)

Клубничное варенье? («Да».)

Бисквитное печенье? («Нет».)

— Молодцы, хорошая получилась каша! Приятного всем аппетита!

7. Конкурс-эстафета «Поход в магазин». Учащиеся встают в две команды. Капитанам даются пакеты под продукты. На расстоянии 10-15 м выставляются различные предметы — «товар». По сигналу дети бегут, берут «товар» и возвращаются к своей команде. Кто быстрее?

8. Конкурс театральный. Дети, а много ли вы знаете сказок?

  Я попрошу Дашу назвать несколько самых простеньких. (Девочка называет «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»).

Сейчас мамам представится возможность стать режиссёром. Одна мама срежиссирует сказку «Теремок», а другая мама: сказку «Репка», на новый лад.

«ТЕРЕМОК»

Стоял в поле теремок.

Он не низок, не высок.

Бежала мимо Мышка-норушка.

Постучала и спрашивает:

-Кто? Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?

Никто не ответил мышке.

Зашла она в теремок и стала там жить.

Бежал мимо Зайчик-побегайчик.

Постучал в теремок и спрашивает:

- Кто? Кто в теремочке живёт? Кто? Кто в невысоком живёт?

Отвечает ему мышка:

- Я, Мышка-норушка.

- А я, Зайка-побегайка. Пусти меня. Давай жить вместе.

И зажили они вдвоём.

Однажды шёл по лесу медведь. Увидел теремок и постучал.

- Кто, кто в терему?

Отвечают ему:

- Я Мышка-норушка. А я Зайка-побегайка. А ты кто?

- А я Медведь - косолапыч. Пустите меня к себе.

- Ну, полезай к нам.

Полез медведь. Да теремок-то и развалил. Но не поссорились звери. Зайчик-побегайчик и Мышка-норушка приняли мишку в свою семью. Построили они новый теремок и стали там жить все вместе.

Такая получилась дружная семья.

«РЕПКА»

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед урожай собирать. Попробовал репку тащить. Тянет-потянет, а вытянуть не может. Тогда позвал дед бабку:

- Бабка! Подь сюды!

Пришла бабка деду на подмогу. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Стали они думать. Думали, думали и придумали. Решили позвать мышку.

- Эй, мышка! Ау! Помоги нам репку вытянуть.

Прибежала мышка. Посмотрела на репку. Подгрызла ей корешки.

- Ну, теперь давайте репку тянуть! Подёрнем, потянем да ухнем!

Потянули они дружно репку и вытянули.

Наварила, напарила бабка репы. Наелись они с дедом и мышку накормили. И стали с тех пор дружно жить все вместе.

Вот такая замечательная семья.

9. Конкурс для родителей «Мама, давай играть!». Родители проводят с детьми игры с мячом, в которые играли в годы своего детства.

— Рефлексия: приятно знать, что наши дети дома с удовольствием трудятся, помогая взрослым, а родители знают много интересных игр.

10. Конкурс «Домашнее задание» - изготовление сладкого семейного блюда.

5. «Спасибо родителям».

— Без кого нет семьи? Без папы и мамы. Большое спасибо всем мамам и папам за их доброту, ласку, заботу, внимание и любовь! Дарим мамам стихотворение.

Ученица читает стихотворение.

Мама, очень-очень

Я тебя люблю!

Так люблю, что ночью

В темноте не сплю.

Вглядываюсь в темень,

Зорьку тороплю,

Я тебя все время,

Мамочка, люблю!

Вот и зорька светит,

Вот уже рассвет.

Никого на свете

Лучше мамы нет!

— Кто в доме хозяин? (Папа!)

Папам мы дарим «Песенку про папу» (сл. М. Танича, муз. В. Шаинского).

Сколько песен мы с вами вместе

Спели маме своей родной,

А про папу, до этой песни,

Песни не было ни одной.

Папа может, папа может

Все что угодно:

Плавать брассом, спорить басом,

Дрова рубить!

Папа может, папа может

Быть кем угодно,

Только мамой, только мамой

Не может быть!

Папа дома — и дом исправный,

Газ горит и не гаснет свет.

Папа в доме, конечно, главный,

Если мамы, конечно, нет.

И с задачкою трудной самой

Папа справится, дайте срок...

Мы потом уж решаем с мамой

Все, что папа решить не смог.

6. Упражнение «Солнечный луч».

— Папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сестры — вся семья любит вас, дарит вам свою доброту и тепло. Представьте, что вы — солнышко. Подарите свой солнечный луч, кому желаете.

На плакате с солнцем дети дорисовывают луч и подписывают, проговаривая, кому они посылают свое тепло и любовь.

7. Наш класс — это маленькая семья. Нам хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Послушайте притчу «Ладная семья».

   Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, боже упаси, драк и раздоров.

   Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго — видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика, разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил: — И мира тоже.

   Учитель: На чем же держится семья? На горячей любви к детям, на подлинной заботе о них, на взаимопонимании, на умении считаться друг с другом, на взаимоуважении, на умении не копить зло и недовольство, на умении не оскорбить, не унизить и не ранить самых близких людей ни тяжелым словом, ни дурным поступком. Семья… семья была, есть и будет. Именно она является наилучшей средой для развития и совершенствования человека. На прощание  пожелаем всем - счастья, здоровья и  берегите друг друга.

8. В заключение дети исполняют «Песню мамонтенка» (сл. Д. Непомнящего, муз.
В. Шаинского).

9. Прощание с гостями и родителями.

Оберег для семьи.
Божьих коровок знает каждый.
Их известно более тысяч видов и распространены они во всех частях света.
Их просто невозможно не заметить, ведь они такие яркие, что сразу улучшается настроение.
На Украине божьих коровок называют "солнышко". Если на тебя село "солнышко", то точно повезет, а еще у него можно спросить какая будет погода.
К божьей коровке обращаются с вопросами о жизни и смерти, о погоде и урожае, о женитьбе. А еще божьи коровки являются древнейшим символом счастья и удачи. Найти божью коровку всегда считалось хорошей приметой. Наверное, поэтому дети во всем мире, посадив божью коровку на палец, приговаривают стишки:
Божья коровка, Полети на небо...
Уже само название «Божья коровка» говорит о том, какую роль играло это насекомое в жизни наших предков. Считалось, что божья коровка живет на небесах и лишь время от времени спускается с небес, чтобы передать человеку волю божью.
Талисман (или оберег) с изображением божьих коровок всегда приносил удачу. И чем больше было черных пятнышек на спинке этого насекомого, тем сильнее был талисман.
Одно пятнышко - божья коровка поможет в любом новом начинании;
Два пятнышка - символ внутренней и внешней гармонии;
Три - человек научится быть рассудительным и сможет принимать верные решения;
Четыре - защита от грабителей и бандитов (талисман с такой божьей коровкой хорошо брать в длительные путешествия);
Пять - повысит способность к созидательному труду;
Шесть - поможет в обучении;
Семь - божественный знак, божья коровка с семью пятнышками принесет своему обладателю удачу во всех делах и счастье.
Учитель: Пусть и в вашем доме, уважаемые родители, поселится божья коровка, сделанная руками вашего ребенка. Она обязательно принесет семье счастье и удачу.

Ладонь в ладонь и доброе напутствие

10. Подведение итогов. 

- Что удалось и что не удалось выполнить при проведении проекта?

- Что показалось трудным?

- А что понравилось больше всего?

    За активную работу при проведении проекта я благодарю всех учащихся и мам, которые оказали помощь детям, а самые лучшие награждаются медалями и грамотами.

   Награждение семей медалями «Самая дружная семья», «Самая весёлая семья», «Самая артистичная семья», «Лучший кулинар», а учащиеся награждаются грамотами «За сохранение семейных реликвий», «За лучшее сочинение о своей семье», «За лучшие поделки, сделанные в семье», «За артистизм».

- На этом наш классный час закончен, а представили вам свой проект – ученики 1 и 4 класса.

12. Родители приглашают детей на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа "Я, ты, он, она-вместе дружная семья

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащег...

презентация воспитательной программы "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Цель программы: Создание условий для полноценного развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Задачи: *развивать субъектность личности каждого учащ...

Сценарий праздника "Наша дружная семья" Автор Смородинова Елена Эдуардовна

Праздник для  детей и их родителей, бабушек и дедушек, посвящён Дню семьи. В сценарии использованы стихи, песни, частушки инсценировки....

"ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ-ШКОЛА, РОДИТЕЛИ И Я"

Проект плана работы с родителями  Реализация совместной деятельности школы и семьи по  духовно- нравственному  воспитанию детей...

Наша дружная семья

Урок окружающего мири во 2 классе с привлечением родителей для знакомства с традициями семьи.. К уроку есть презентация (офис 2007)....

"Наша дружная семья». Утренник для учащихся начальной школы.

 "Наша дружная семья». Утренник для учащихся начальной школы....

Праздник семьи."Папа, мама, я - дружная семья!"

Праздник был проведён с целью, чтобы у детей  -формировать убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о важности каждого члена семьи;-привить желание активно участво...