Устный журнал "НАША РЕЧЬ"
методическая разработка (1 класс) по теме

Булгакова Елена Анатольевна

 

       Классный час проводитсяsmiley с учащимися 1-4 классов в форме устного журнала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_nasha_rech.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.  Форма проведения : Устный  журнала «Наша речь»

Булгакова Елена Анатольевна, учитель начальных  классов

Ивановский филиал МБОУ Умётская СОШ

Умётский район, Тамбовская область

Цели и задачи классного часа:

1. Воспитывать любовь к родному языку.

2. Совершенствовать речь учащихся путём активизации и расширения словарного запаса, учить грамматически верно оформлять высказывания.

3. Развивать творческие способности учащихся.

4. Развивать мотивацию к продолжению изучения родного языка и литературы.

       Классный час проводится с учащимися 1-4 классов в форме устного журнала.

       Домашнее задание:

1. Подобрать пословицы о слове, подумать, что они обозначают (как их понимать), нарисовать к ним рисунки.

2. Выучить наизусть стихотворение В.Коркина «Я и солнышко»,   В.Солоухина «Здравствуйте!».  

3. Подготовить сценку «На уроке».

4. Приготовить альбом, сшитый из листов ватмана.

      Оборудование: рисунки детей, сказки А.С.Пушкина, альбом, сшитый из листов ватмана, словарь, магнитофон  и аудиозаписи детских песен.

       Литература:

1.Старинные русские пословицы и поговорки. В.П. Аникина- М.Изд. « Дет. Литература», 1984 год.

2. Русский язык (учимся играя) В.В.Волина- Екатеринбург: Изд. «Арго»,1996.

3. Сказка о царе Салтане… А.С.Пушкин.

3. Детская риторика в рассказах и картинках Т.А.Ладыженская- Изд. «Ювента», «Баласс».

4. Журнал Начальная школа плюс до и после №3 2007 год.

                                   Ход классного часа.

1 страница: «Учимся рассуждать»

Учитель читает отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

…на свете, говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Из какой сказки отрывок? Кто её автор?

Игра «Угадай-ка». Учитель показывает иллюстрации, а ребята называют сказки.

    Учитель: А.С.Пушкин очень любил свой родной язык. Послушайте, что сказал поэт о русском языке: « Он имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива». «Что бы хорошо писать, нужно знать свой родной язык».

    Учитель: Ребята, изучать свой родной язык вы начали с отдельных слов. Давайте проверим, какие вы подобрали пословицы о слове и какой нарисовали к ним рисунок.

      Дети рассказывают о том, какую пословицу подобрали, что она означает, какой рисунок нарисовали. Затем делят пословицы на группы.

1) Слово –друг                                                          

*Ласковое слово молвит- что рублём подарит.

*Добрые слова человеку, что дождь в засуху.

*Доброе слово и кошке приятно.

2) Слово –враг

*Глупым словам –глухое ухо.

*За худые слова слетит и голова.

*От одного слова –да на век ссора.

*Дурное слово, что смола: пристанет –не отлепишь.

     Учитель: Следующее задание- творческого характера.

Игра «Продолжи пословицу»

- На словах и так и сяк…. (а на деле никак).

- На словах города берёт…(а на деле ни шагу вперёд).

- Щедр на слова…        (да скуп на дела).

- Не храбрись словом… (покажи делом).

- Делу время,…    (потехе час).

      Учитель: Следующее задание. Прочитать текст. Какой недостаток вы в нём заметили?

                     Серёжа услышал гудок машины.

                     Серёжа быстро оделся и вышел из сторожки.

Дети:  Повторяется слово «Серёжа».

Учитель: Как можно этого избежать?

Дети: Слово «Серёжа» заменить словом «он» или «мальчик».

Учитель: Замените. Прочитайте, что получится. Как называются слова, близкие по смыслу?

Дети: Синонимы (дают определение).

Учитель: Слова- синонимы всегда близки по смыслу,

                Разнятся лишь оттенками подчас.

                Родимый край- отечество, отчизна!

                Как много в них священного для нас!

Какие синонимы вы здесь заметили?

Игра «Синонимы».Подобрать синонимы к словам:

            большой, злой, знаменитый, прочный, неуклюжий, основной.

2 страница:  «Волшебные слова»

Ученики читают стихотворения, которые подготовили дома.

              Я и солнышко.

Солнышко ясное встало.

«Доброе утро!» - сказало…

Но если проснёшься-

А дождик в окно

Стучит, да стучит

И без солнца темно, -

Доброе утро,

Друзья, всё равно.

Придумано мудро:

Доброе утро!    (В.Коркина)

                   «Здравствуйте!»

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте»-

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?  (В.Солоухина)

Учитель: Вспомните и назовите вежливые слова, которые вы знаете.

        Приходилось ли вам пользоваться вежливыми словами в жизни? Дети приводят примеры из своего жизненного опыта.

Ролевая игра «Я не заметил».

Игровая ситуация: идут две девочки и разговаривают. Навстречу им бежит мальчик, нечаянно толкает девочек… (Дети дают оценку поведению мальчика).

Ролевая игра «Опоздал».

Разыгрывается сценка, когда ученик опоздал на урок.

Какие вежливые слова должен произнести ученик, войдя в класс?

3 страница: «Практическая»

     Несколько детей задают вопросы в форме загадок. Остальные отгадывают, как правильно произносить слово. Правильность ответа проверяется по словарю.

1. Скажи, красотой языка дорожа,

    Так всё-таки: бАржа или баржА?        (бАржа)

2. Ответить вам будет совсем не легко

    ВысОко иль правильнее высокО?        (высокО)

3. Кто первый ответ приготовил:

    Как правильно – гЕрбовый или гербОвый?   (гЕрбовый)

4. Прошу доказательства мне предоставить:

    А как говорить –то: ржавЕть или ржАветь?    (ржАветь)

5. Коль ты языку не противник, не ворог,

    Скажи мне, как верно – творОг или твОрог?    (возможны оба варианты)

4 страница: «Занимательная».

Разыгрывается сценка «На уроке».

Автор: Мы сегодня на уроке

            С буквой «в» слова писали

            И такие предложенья

            С буквой «в» нам диктовали.

1-й ученик: Вот волов ведёт Иван.

                    Вот взлетает вверх волан.

                    Вот вбивают гвозди в доску.

                    Вот горит свеча из воска.

2-й ученик: Есть у нас два друга в классе:

                    Волков Вова, ветров Вася.

                    Вова весь урок болтал

                    И в тетради написал…

Вова: Вот волов ведёт волан.

          Вот взлетает вверх волан.

          Вылепили гвоздь из воска.

          Свечку забивают в доску.

3-й ученик: Весь урок Василий кушал,

                    А диктант вполуха слушал.

                    Друг от Вовы не отстал.

                    Вот, что Вася написал.

Вася: Вол летает над Иваном,

          А свеча идёт с воланом.

          Вот доска летит над сеткой.

          Забивают гвоздь ракеткой.

Учитель: Ребята, какой вывод можно сделать?

Дети делают выводы.

Учитель:

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы убеждались с вами.

А может, не слова – дела важны?

Дела- делами, а слова- словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Ребята, наш классный час закончился.

-В какой форме прошёл он?

-Как назывался наш устный журнал?

-Сколько страниц и какие были в нём?

Учитель: Я желаю всем вам хорошо учиться, вырасти добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме: "Понятия "Устная речь", "Письменная речь"

План урока составлен по требованиям ФГОС.МОБУ СОШ № 26 г. Якутск Республика Саха (Якутия), учитель: Дуранова Александра СпиридоновнаТема: Понятия: "Устная речь" и "Письменная речь"Тип урока: открытие ...

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Устная, письменная речь. Предложение

1 слайд - проверка готовности к уроку;2 слайд - загадка;3 слайд - рассказ о возникновении речи;4 слайд - предложение и его схема;5 слайд - составить предложения по картинкам;6 слайд - Составить схемы ...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Мониторинг (устная, письменная речь, чтение)

Мониторинг устной, письменной речи и чтения для учащихся начальной школы представлен в виде трёх таблиц. Заполняется по мере диагностики, отмечается значками на выбор (галочки, крестики и тп)...

Что делать если ребенок не понимает устной контекстной речи?

Рекомендации родителям по развитию читательских компетенций....