Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня
статья по теме

Сайфутдинова Нурия Нурисламовна

В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД):  добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в  настоящее время одной  из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_sposobnosti.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей ребенка

в условиях группы продленного дня.

В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД):  добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в  настоящее время одной  из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Отбор эффективных методов, приемов и форм работы, направленных на решение вышеперечисленных задач, стал основой исследования темы «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста». При планировании работы в группе продленного дня были выделены пять видов деятельности (познавательная, физкультурно-спортивная, трудовая, художественно-эстетическая, ценностно-ориентированная) и определены основные задачи:

  • развивать у детей творческое мышление, воображение;
  • прививать интерес к искусству;
  • воспитывать художественный вкус.

Стратегия качества воспитания предполагает реализацию идеи развития интеллектуального ресурса нации как величайшей духовной ценности.

Творческий потенциал – это фактор позитивного стимулирования индивидуально-личностного роста; интеллектуальный ресурс как главная движущая сила поступательного развития человеческого общества.

Высшей формой творческого потенциала личности является креативность как универсальная способность к продуктивной деятельности.

Если творчество – это стиль (качественная характеристика деятельности), то креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.

Педагогическое определение творческих способностей - это

способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б выделяет следующие параметры:

  • беглость мысли (количество идей),
  • гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую),
  • оригинальность (способность производить идеи),
  • любознательность,
  • фантастичность.

 

Какие же способности выделяет Богданова?:

  • Способность рисковать;
  • Дивергентное мышление;
  • Гибкость в мышлении и действиях;
  • Быстрота мышления;
  • Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
  • Богатое воображение;
  • Восприятие неоднозначных вещей;
  • Высокие эстетические ценности;
  • Развитая интуиция.

 

Детские творческие способности – это естественное поведение ребёнка на фоне отсутствия стереотипов, где точкой отсчёта является норма, и чем дальше от неё, тем показатели творчества выше.

И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений  находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к  комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания,  хорошо развитой памяти.

Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей  после уроков, так как проведенные физиологами и психологами исследования доказывают, что ребенок может самостоятельно контролировать свои  интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности.

В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько  хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей  младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать  также дидактические игры и  упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности  к учебной.

В условиях занимательной игры более успешно усваиваются  разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное,  эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие  ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие,  самокритичность, честность, объективность. В игровой деятельности  дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в  школе.

Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на  формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и  какие способности детей она должна развивать.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать  пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем,  мудрые педагоги проводят такие занятия регулярно, а не от случая к  случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.  У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы,  время самоподготовки.

Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.

  • Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;
  • Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;
  • Используются технологии развития творческого мышления;
  • Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования.

Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в  ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка.

Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить  те  знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к  самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые  усилия, развивать мыслительные способности.

Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия  перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных  гимнастик, требует четкости и динамичности их проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких  занятий – 10–15 минут. Воспитатель не требует от учащихся строгого  соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляет самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит – полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети  легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних  заданий.

У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут,  да и не  должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое  предложить занятие, чтобы и им  было интересно, и  другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом  учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время.                     Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры  с математическим содержанием, которые развивают сообразительность,  внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.  Р

Способы стимулирования творческих способностей:

  • обеспечение благоприятной атмосферы;
  • доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Что же это за черты творческой деятельности, которые необходимо освоить школьникам?

1) творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и   умений в новую ситуацию. 
2) видение новой функции уже знакомого объекта. 
3) видение новых проблем в знакомых ситуациях. 
4) видение структуры объекта, подлежащего изучению.

Все эти черты творческой деятельности неразрывно связаны с воображением, т. к. творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный необычный способ решения. 
Естественно, что ребёнок создаёт субъективно-новое, т. е. новое для него самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируются способности личности. 
В процессе обучения воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т. к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы. 
Неспособных к творчеству нет!  Развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»

laquo;Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня»...

Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и вне...

Организация внеурочной деятельности в условиях группы продленного дня "Моя малая Родина"

Выступление перед слушателями курсов повышения квалификации "Содержание и организация работы воспитателя ГПД в условиях реализации ФГОС"....

Методическая разработка "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся"

В методической разработке "Организация самостоятельной деятельности воспитанников в группе продленного дня. Рекомендации по самоподготовке для учащихся" говорится об эффективности  само...

Статья: Использование современных информационных технологий при организации проектной/исследовательской деятельности школьников в группе продленного дня

       В условиях современного образовательного процесса “одним из путей повышения мотивации учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в уче...

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....