Конкурс "Учитель года- 2014"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Говорова Татьяна Михайловна

Материалы к конкурсу "Учитель года". Проблема "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_byt_pedagogom_-_kopiya.docx70.34 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках математики.

Добрый день, Уважаемые коллеги!

Я,  Говорова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ ЦСОШ №9.

Так сложилась моя жизнь, что школа для меня стала вторым домом и без неё я себя не мыслю.

Добрый день, Уважаемые коллеги!

Я,  Говорова Татьяна Михайловна, учитель начальных классов МБОУ ЦСОШ №9.

Так сложилась моя жизнь, что школа для меня стала вторым домом и без неё я себя не мыслю.

Каждого учителя, который набирает первый класс, тревожит вопрос: смогу ли я научить этих своих учеников хорошо писать, читать и считать, а главное- думать и рассуждать?

Математика, как учебный предмет, содержит большие возможности для освоения учащимися творческой активности и познавательной деятельности.

Математические знания, приобретённые в начальной школе, составляют фундамент математического образования.  На этой ступени обучения закладываются такие понятия,  как число, величины, геометрические фигуры, алгебраические операции.

В младшем школьном возрасте изучают знаково-символические,  графические, схематические обозначения.

Обучение математике обычно осуществляется через систему задач и учебных заданий.

Я работаю по программе « Гармония».

 Весь УМК строится на деятельном подходе. Это радостный способ открытия нового  для ребёнка. На уроках математики,  основная задача для меня -это передать увлечённость предметом обучающимся.

На уроках математики,  основная задача для меня -это передать увлечённость предметом обучающимся.

Важно, чтобы на уроках математики  было интересно, материал запомнился лучше, способствовал развитию математических способностей у ребят в начальной школе.

Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.

Одно из эффективных средствразвития интереса к  учебному предмету - дидактическая игра.

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом и школой.
На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: "Собери букет", "Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери грибы", "Математический футбол".

Устные  упражнения  проводятся  в  вопросно-ответной   форме,   все учащиеся  класса  выполняют  одновременно   одни   и   те   же   упражнения.     Устные  упражнения  важны  и  ещё  и  тем,  что   они   активизируют  мыслительную  деятельность  учащихся;  при  их  выполнении   активизируется, развивается память, речь, внимание, способность  воспринимать  сказанное  на слух, быстрота реакции.

        В сочетании с другими формами работы,  устные  упражнения  позволяют создать условия, при  которых  активизируются  различные  виды  деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. Устные упражнения  в  этом комплекте имеют большое значение.

         Устные  упражнения  проводятся  в  вопросно-ответной   форме,   все учащиеся  класса  выполняют  одновременно   одни   и   те   же   упражнения.     Устные  упражнения  важны  и  ещё  и  тем,  что   они   активизируют  мыслительную  деятельность  учащихся;  при  их  выполнении   активизируется, развивается память, речь, внимание, способность  воспринимать  сказанное  на слух, быстрота реакции.

        В сочетании с другими формами работы,  устные  упражнения  позволяют создать условия, при  которых  активизируются  различные  виды  деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. Устные упражнения  в  этом комплекте имеют большое значение.

Устные  упражнения  проводятся  в  вопросно-ответной   форме,   все учащиеся  класса  выполняют  одновременно   одни   и   те   же   упражнения.     Устные  упражнения  важны  и  ещё  и  тем,  что   они   активизируют  мыслительную  деятельность  учащихся;  при  их  выполнении   активизируется, развивается память, речь, внимание, способность  воспринимать  сказанное  на слух, быстрота реакции.

        В сочетании с другими формами работы,  устные  упражнения  позволяют создать условия, при  которых  активизируются  различные  виды  деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. Устные упражнения  в  этом комплекте имеют большое значение.

Большой интерес к математике вызывают у ребят задачи занимательного характера в рифмованной форме.

Можно дать, как готовые задания, так и предложить учащимся самим составить задачи.

Ребята из нашего класса сами сочинили рифмованные задачи. Лучшие работы учащихся КоломыйкоВероники и ДрыгаДимы, мы направили на Всероссийский конкурс « Задачи в стихах».

Задания могут быть в форме ребусов, кроссвордов, лабиринтов, головоломок.

В таком процессе школьники осваивают математические методы познания реального мира в гармоническом  сочетании формально- логических и понятийно- образных способов мышления.

В тетради на печатной основе  разработана система задач, ориентированных на плановое развитие и формирование интереса.

Все задания  носят поисковый характер, которые помогают учителю организовывать самостоятельную работу на уроке и дома.

Дифференцированное обучение

Одна из важнейших задач начального образования – это создание условий для того, чтобы каждый ученик  мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

Одним из средств индивидуального подхода к детям является форма дифференцированного  обучения, задания с различным уровнем сложности,.т.е. учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Если в процессе обучения учитель,зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие , которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.

Кружок «Логика»

В соответствии с требованиями ФГОС  начального образования, в нашей школе проводится внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности отдается предпочтение таким направлениям

развития личности как: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное,

интеллектуальное, общекультурное.

Внеурочная программа «Логика» направлена на развитиеинтеллектуальных способностей, обучение  школьников умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.

Успехи учащихся

Для создания ситуации успеха и формирования у ребёнка положительной мотивации я организую и провожу внешкольные конкурсы и олимпиады. Так в 2013 году мы с ребятами приняли участие в математическом конкурсе «Ребус», «Кенгуру», во Всероссийском конкурсе «Растения и математика», где Коломыйко Вероника заняла 1 место по РФ. В этом учебном году приняли участие во Всероссийском конкурсе "Китенок", "Задачи в стихах".Коломыйко Вероника заняла 1 место по Ростовской области, Дрыга Дима занял 2  место по Ростовской области во Всероссийском Конкурсе « Задачи в стихах».

ТСО

Реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче.

превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию новых знаний позволяют современные интерактивные средства обучения. В нашей школе имеется интерактивный столик,  мультимедийный переносной центр,  цифровая экспериментальная лаборатория для начальной школы, в нашем классе современная интерактивная доска, музыкальный центр, компьютер в сборе. При проведении уроков использую компьютерные презентации, интерактивные задания  на различных этапах урока: для объяснения нового материала,  проведения устного счёта, в качестве тренажёра при формировании вычислительных навыков, для осуществления самоконтроля, при проведении физкультминуток.

При использовании таких заданий формируется информационно – образовательная среда, в которой ребёнок мог бы выражать мысли и одновременно учить себя.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать." - гласит народная пословица. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
             Диаграммы.

Некоторые задачи решаются с помощью построения диаграмм. Здесь учащиеся сами  определяют параметры, по которым нужно строить диаграмму, сравнивают значения и показатели диаграммы.

Учитывая повышенную двигательную активность учащихся начальных классов, даю выход их энергии в физкультминутках, имеющих двигательно-речевой характер, например:

И в заключении хочу сказать: Познавательная деятельность в современной школе становится тем фундаментом, на котором строится вся дальнейшая работа обучающихся. Формирование у младших школьников УУД даст возможность легко, без препятствий овладеть любыми предметными знаниями, развить коммуникативные способности,  реализовать свои идеи  в коллективе, а в последствии в социуме, но прежде всего я верю, что приобретённый опыт ученика  поможет ему адаптироваться в среднем звене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита опыта на "Учитель года-2014"

В своей профессии я делаю первые, ещё не уверенные, но уже сознательные шаги человека, который знает в каком направлении двигаться. Эта работа открыла для меня огромный простор для саморазвития ...

Презентация к материалу "Учитель года-2014"

Презентация к материалу "Активизация познавательной деятельности на уроках математики"...

Заявка участника на конкурс "Учитель года - 2014"

Заявка участника на конкурс "Учитель года - 2014"...

Эссе на конкурс "Учитель года" (2014)

Это эссе написано мной в феврале 2014г....

Положение о школьном конкурсе «Ученик года"( 2014-2018 годы) .

Положение о школьном конкурсе "Ученик года" 2014-2018 годы. Настоящее Положение определяет общий порядок организации и проведения школьного конкурса «Ученик года" (2014-2018 годы). ...