Современный классный руководитель глазами учеников.
статья по теме

Современный классный руководитель глазами учеников. Материал для классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_kruglyy_stol.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол по теме

“Современный классный руководитель глазами обучающихся»

(Показ слайдов «Фотографии школы»)

Изменились требования  к школе, ученикам и педагогам. Однако значение роли классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает в решении возникающих у него проблем. В настоящее время большинство классных руководителей  понимают воспитание как создание условий для развития внутреннего потенциала ребенка. Более приоритетной становится индивидуальная работа с учениками, которая затрагивает основы физического и психического  развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе  класса в целом. В первую очередь уделяется внимание созданию положительного психологического климата в классе, развитию детского самоуправления, созданию условий,  позволяющих  каждому ученику раскрыть себя в отношениях с окружающими,  включению учеников в систему социальных отношений.

Здравствуйте уважаемые классные руководители, учителя, заместители директоров по воспитательной работе, гости круглого стола «Современный классный руководитель глазами обучающихся».

Сегодня хотелось бы поговорить о том, каким должен быть современный классный руководитель 21 века с практической стороны, а именно построить работу на анализе анкетирования обучающихся по данной теме, проводимое в моей школе.

Большое количество полезной информации (в том числе вопросы для анкетирования) я на нашла на сайтах Интернета, посвященных школе, образованию, учителям. А также форумы, где в обсуждении различных школьных проблем принимают участие как учителя, так и ученики. Так вот, я сегодня также наряду с результатами анкетирования обучающихся, буду пользоваться данными Интернета, поскольку не все предлагаемые опросы, могла применить на практике.

Ну а чтобы начать наш круглый стол, мне бы хотелось представить участников:

1 группа – классные руководители 1- 4 классов,

2 группа – классные руководители 5- 8 классов,

3 группа – классные руководители 9- 11 классов,

        - Первый вопрос, который я хотела бы обсудить вместе с вами, это как долго может учитель работать классным руководителем. Что скажите?

(Слово предоставляется группам).

Почему задала этот вопрос?! Потому, что с недавних пор появилось мнение о «выгорании классного руководителя». Для начала познакомимся с самим понятием «выгорание» и как оно отражается на педагогической деятельности.

      «Профессиональное выгорание — это определённое сочетание признаков болезни, развивающейся на фоне хронического стресса и ведущей к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них».

Автор: Н. В. Самоукина, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО.

   Термин «эмоциональное  выгорание»  введен  американским  психиатром Х .Дж. Фрейденбергером  в  1974  году  для   характеристики   психологического состояния здоровых людей, находящихся  в  интенсивном  и  тесном  общении  с клиентами, пациентами  в  эмоционально  насыщенной  атмосфере  при  оказании профессиональной  помощи.  Первоначально   этот   термин   определялся   как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Первоначально  количество  профессионалов,  относимых  к   подверженным   «эмоциональному  сгоранию»,   было   незначительно   это   были   сотрудники медицинских учреждений и  различных  благотворительных  организаций.  Р.Шваб (1982 г.) расширяет  группу профессионального  риска:  это  –  прежде  всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал,  политики,  менеджеры  всех уровней. Как пишет К. Маслач, одна из ведущих  специалистов  по  исследованию «эмоционального  сгорания»,  деятельность  этих  профессионалов   весьма различна, но всех  их  объединяет  близкий  контакт  с  людьми,  который,  с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать  продолжительное время. Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения  на сущность  психического  выгорания  и  его  структуру.  Согласно  современным данным,  под  “психическим  выгоранием”  понимается  состояние  физического, эмоционального  и  умственного   истощения,   проявляющееся   в   профессиях социальной сферы.

- Грозит ли нам «выгорание»?

(Слово предоставляется группам).

Учитель, которому искренне не безразлично то, что происходит вокруг: в жизни, в школе, в науке,  искусстве, может быть классным руководителем вне зависимости от возраста. Ему не грозит «выгорание».

 А теперь стоит вопрос «Нужны ли  в школе классные руководители?»

 Это один из пунктов опроса, который провели в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России.

Результаты опроса по российским школам были разделены на три группы:  - население в целом,

- те, у кого среди близких родственников есть школьники,

- те, у кого среди близких родственников нет школьников.

Я также результаты опроса разделили на три группы:  - начальное звено,

         - среднее звено,

         - старшее звено.

Подавляющее большинство россиян (81%) убеждены, что классные руководители российской школе нужны, и только 1% – что не нужны.

                             население в целом

                             те, у кого среди близких
                          родственников школьники…

 

…есть

…нет

- С таким же вопросом мы обратились к учащимся нашей школы.

       

        

        

          Радует то, что учащиеся все-таки считают, что классные руководители нужны в школе. И для нас есть работа. Поэтому смело можем продолжать работу круглого стола.

      –  А кому больше всего нужен классный руководитель?

 У вас на столах лежат предложенные ответы на этот вопрос. Проставьте от 8 до 1 балла по значимости ответа, то есть кому больше всего нужен, кому – меньше всего.

А пока обсудим одну из тем форума в Интернете со зрителями «Правду ли говорят об учителях».

1. Учителя ставят оценки исходя из личного отношения к ученику.

- Назовите кому больше и меньше всего нужен классный руководитель.

(Слово предоставляется группам).

       

При этом, судя по данным опроса, преобладает мнение, что классные руководители нужны в первую очередь учащимся и в последнюю – школе. Отвечая на соответствующий вопрос,

37% опрошенных выбрали вариант "ученикам",

еще 12% – "родителям";

только 4% сочли, что наличие классных руководителей более всего полезно администрации школы,

и лишь 1% – что оно полезно самим учителям.

                население в целом

                                     те, у кого среди близких
                                   родственников школьники…

 

…есть

…нет

   Обратите внимание: мнение, что институт классных руководителей нужен всем перечисленным, высказали 34% опрошенных.

  Будем надеться на то, что в скором времени этот институт откроется.

 Мы разобрались с тем, что мы ещё нужны в школе, а все ли имеют представления об обязанностях классного руководителя, и о его объеме. Две трети респондентов (68%) заявили, что знают, в чем состоят обязанности классного руководителя; у каждого пятого (21%) представления на этот счет отсутствуют.

               население в целом

                            те, у кого среди близких
                                  родственников школьники…

 

…есть

…нет

 При этом объем обязанностей классного руководителя сочли нормальным треть респондентов (32%); четверть (24%) считают его чрезмерным, а 6% – недостаточным, и еще 38% затруднились ответить на вопрос.

               население в целом

                                  те, у кого среди близких
                             родственников школьники…

 

…есть

…нет

       

Если посмотреть внимательно на данные опроса, то мы видим, что особых перевесов между категориями отсутствуют. А значит, не все имеют представления о загруженности классного руководителя, что не редко приводит к недопониманием, как со стороны родителей, так и учеников.

           

А вот теперь мы попробуем сопоставить данные участников групп и полученные данные по анкетированию обучающихся. Задавался вопрос: «Зачем нужны классные руководители?». При этом центр внимания смещался на функции – контроля, лидера, посредника, психолога.

 - У вас на столах лежат предложенные ответы на этот вопрос. Сейчас вы должны расположить их в порядке значимости на шаблоне, а после всё это указать на общей диаграмме.

а)    Нужно контролировать детей, поддерживать порядок и дисциплину в классе

б)   Нужно организовывать коллектив, руководить им, поддерживать благоприятную атмосферу в классе

в)    Нужно воспитывать детей, прививать им культуру, мораль, чувство патриотизма, формировать их личность

г)   Нужно уделять внимание детям в классе, заботиться о них, оказывать им помощь и поддержку

д)    Нужно поддерживать связь между школой и родителями, частично выполнять функции родителей

е)    Нужен человек, который отвечает за детей в классе, хорошо знает каждого ученика

ж)   Детям в классе нужен пример для подражания, наставник, старший товарищ

з)   Нужно организовывать учебный процесс в классе, помогать детям в учебе, помогать учителям-предметникам

Продолжаем беседу со зрителями «Правду ли говорят об учителях».

2. Дети учителей всегда отличники.

А теперь ваши результаты изобразим на общей диаграмме.

(Слово предоставляется группам).

- Сравним результаты.

Мы видим, что у нас есть некоторые расхождения. Я не говорю, что ученики отвечали верно, я хочу просто посоветовать – может иногда прислушаться к их мнению, может где-то они и правы

Ну, поскольку были такие, кто ответил, что классные руководители не нужны, то им задали открытый вопрос – почему?

- Давай немного остановимся на ответах учащихся.

Хотелось бы отметить, что те 5%, которые отметили, что классные руководители не нужны в школе, пояснить свой выбор не смогли.

(Слово предоставляется группам).

Раз есть такие учащиеся, которые считают, что классный руководитель не нужен в школе, стоит задуматься, где мы чего-то упустили. А может, уделяем недостаточное внимание к классу, кого не замечаем, всегда есть такие, кто не очень-то любит проявляться, находиться в «тени», а нам бы стоило им помочь. Присмотритесь!

          Как вы считаете, должен ли классный руководитель обладать некоей особой, специальной квалификацией, чтобы работать классным руководителем?

         (Слово предоставляется группам).

 На этот счет однозначного мнения среди опрошенных нет. Но в целом точка зрения, что классным руководством должны заниматься специальные педагоги, а не, как это заведено сейчас, учителя-предметники, получила перевес – 44% против 31% соответственно.

К слову, большинство респондентов, у которых есть дети, внуки или другие близкие родственники, учащиеся в школе, считают, что классный руководитель там, где учится их ребенок, справляется со своими обязанностями хорошо (26% по выборке); не удовлетворены его работой относительно немногие (3%).

 (Ответы заявивших, что у них есть дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе, - 42% от всех опрошенных.)

Опрос по нашим ученикам показал следующие результаты.

 Во время анкетирования были предложены ещё ряд вопросов, касающихся специфики работы классного руководителя. Рассмотрим их.

 

          Кем представляется для тебя классный руководитель? Этот следующий вопрос, который был предложен обучающимся.

  Расположите предложенные ответы в порядке убывания.

  1. Второй мамы
  2. Старшего товарища
  3. Старшего товарища – защитника
  4. Контролера за успеваемостью и дисциплинной

Продолжаем беседу со зрителями «Правду ли говорят об учителях».

3. Учителя боятся ставить плохие оценки.

             

         (Слово предоставляется группам).

Ну а теперь сопоставим с данными по обучающимся.

         

           Не знаю как у вас, у меня большое удивление вызвал тот факт, что преобладающее большинство отвело роль классному руководителю как контролеру за успеваемостью и дисциплинной. Почему так получилось? Разве только этим должен заниматься классный руководитель?

          Прежде чем, ответить на этот вопрос рассмотри ещё несколько данных по анкетированию.        

 

           - Как с вашей точки зрения ответит ученик на следующий вопрос:

           Ты совершил поступок и ожидаешь, что учителя в этом случае:

  1. Во всем разберутся и поступят справедливо
  2. Дадут хороший, дружеский совет
  3. Прочитают нотацию
  4. Проработают у директора
  5. Вызовут родителей

       При этом варианты ответов вам нужно собрать из предложенных слов и далее расположить их в том порядке, как бы вы поступили в этой ситуации.

Продолжаем беседу со зрителями «Правду ли говорят об учителях».

4. Учителя срывают злость на учениках.

         

        (Слово предоставляется группам).

        - А теперь сравним полученные ответы

         

           И опять мы видим следующую картину. Получается в нашей работе мы применяем объектное воздействие. А где же сам ученик? Его ответ за поступки? Почему воздействие идет только со стороны классного руководителя? Возвращаясь к предыдущему вопросу по функции классного руководителя, у нас так и выходит: классный руководитель – контролер за успеваемостью и дисциплиной, прочитают нотацию, во всем разберутся.

         И тут снова проблема? Классный руководитель – один?

Проблема взаимоотношений классного руководителя и ведущего лидера в классе - это очень сложный и многогранный вопрос.

  - Есть ли у вас в классе ведущие воспитанники, и в каких вы с ними взаимоотношениях?

                   

        (Слово предоставляется группам).

      -  Что ответили обучающиеся на предложенный вопрос: есть ли в вашем классе лидер и прислушиваетесь ли вы к его мнению при решении классных дел?

1) да, прислушиваюсь

2) да, но не прислушиваюсь

3) нет

В настоящее время у классного руководителя много обязанностей, с которыми не всегда он может и во время справиться. Но бывают такие обязанности классного руководителя, в выполнении которых могут активное участие принять ваши воспитанники. Но у нас таких детей во многих классах отсутствуют, или их просто не замечают и не направляют их в нужное русло.

И что получаем? Классный руководитель – контролер за успеваемостью и дисциплиной, решит проблему, прочитав нотацию, и при этом будет «нести» всю классную ношу на себе, так как нет помощников по классу.

- А устраивает ли всё это самих воспитанников?

С вопросом: устраивают ли тебя сложившиеся отношения между тобой и классным руководители?

1) да

2) нет

3) не очень

Получили общий результат – да, устраивает. Конечно, учитель всё на себе, детей не трогает, не беспокоит и они сторонятся. «Моя хата скраю»!? Всем хорошо, так?

Но среди всех учеников бывают такие, которые нуждаются в нашей помощи, поддержке, хотя это не показывают.

- Часто ли к вам обращаются ученики за помощью, за поддержкой?

         

      (Слово предоставляется группам).

А как ответили ученики? Можешь ли ты обратиться за помощью и поддержкой к классному руководителю, всегда ли он откликается на твою просьбу?

1) могу, да

2) могу, не всегда

3) не могу

Оказывается наши воспитанники готовы к нам обратиться за помощью, но не всегда мы оказываем эту поддержку. А почему? Потому что мы загружены. Чем? Мы все на себя берем, а их не трогаем.

И в итоге, классный руководитель физически не в состоянии оказать поддержку своим воспитанникам.

Но, а те, кто не может обратиться за помощью к классному руководителю, боится отказа, насмешки. Хотя благодаря таким откровениям мы можем во время предотвратить ситуации, угрожающие жизни наших учащихся.

Будьте ближе к своим ученикам, будьте вместе с ними.

Я прекрасно понимаю, особенно в наше время, что классный руководитель очень много времени тратит на оформление бумаг, документов. Но при этом он должен уделить должное внимание и своему классу.

Классным руководителям было предложено нарисовать портрет класса. Уже за круглом столом они рассказывали, что хотели показать и рассказать о совеем классе. Мы же с вами поиграем в игру наоборот. Я буду зачитывать отдельные выражения их характеристики класса. Вы постараетесь подобрать рисунок – портрет.

Анализируя портрет, классный руководитель показывал, насколько хорошо он знает свой класса и согласны ли с его мнением (характеристикой) другие учителя, которые также работают в этом классе. Все согласились.

- А как же ученики считают,  достаточно ли времени уделяете вы как  классный руководитель классу?

1) да

2) да, но хотелось бы побольше

3) нет, я редко его вижу

       

           Получается, не смотря на всё то, что мы только что анализировали и пришли к выводу, что классный руководитель не успевает за всем, но при этом наши дети уверены, что мы оказываем им должного внимания. Вот откуда в функции классного руководителя – появилось слово – контроль! Значит, мы переусердствуем по контролю за классом, но при этом не являемся для них товарищами, к которым они могли подойти со своей проблемой.

Классный руководитель. Если он относится к работе неформально и ответственно, сочетает качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами.

        

Последний вопрос был открытым. Давайте просто зачитаем пожелания наших учащихся для своих классных руководителей. И возьмем себе на заметку.

- всё устраивает;

- уделять внимание;

- быть посерьезнее;

- быть с  учениками, а не против них;

- не контролировать;

 - изменить характер;

 - поддерживать;

 - счастья.

 Чтобы еще более заинтересовать учителей в воспитательной работе с подрастающим поколением, сегодня решают вопрос о новой зарплате учителей. Предполагается, что оплата учительского труда будет меньше привязана к почасовой нагрузке учителя и таким образом будет стимулировать его дополнительную работу с учащимися.

Много дискуссий прошло на эту тему. Мера в принципе своевременная, говорили одни, потому что большинство учителей берет много часов, чтобы больше зарабатывать. Но решит ли проблему столь малая сумма – сомневались другие? Кто-то уверен, что дело в мотивации. Теперь учителя знают, за что они получают сумму дополнительно, и как люди ответственные постараются деньги отработать. Кто-то уверен, что эффективней было бы давать сумму в виде премии тем, кто заслужил. А была и идея – отменить институт классного руководства в том виде, в каком он существует сейчас. Эта форма изжила себя. Предлагалось ввести в классах должность учителя-воспитателя, который не будет вести предметы, а займется исключительно делами воспитания.

 Похоже, что современным родителям совсем некогда говорить со своими детьми. И они переложили эту ношу на школу. Почти треть опрошенных считает, что учитель должен «много общаться с детьми, воспитывать их», «относиться к детям с душой». Гораздо меньшее число ратует за то, что учитель должен следить за успеваемостью и стремиться заинтересовать детей учебой. Еще меньше думает о том, что учитель должен развивать детей духовно. Только 10% родителей уверены, что учитель должен заботиться о морально-нравственном, культурном, а также патриотическом воспитании детей. Родители не верят в успех внеклассных мероприятий. Тем не менее, 5% родителей свели работу педагога к организации досуга их детей и проведению с ними мероприятий. Вот такое отношение к воспитанию сегодня...

Заранее было предложено школьной думе нарисовать портрет современного классного руководителя. Сейчас я хочу предоставить слово председателю школьной думы Слатининой Анне, которая расскажет нам, что они хотели нам показать этим портретом.

По работе круглого стола мы должны выработать рекомендации. Каждая группа должна четко сформулировать 1 рекомендацию, которую бы они с удовольствием возьмут себе на заметку в работе с классом.

Продолжаем беседу со зрителями «Правду ли говорят об учителях».

5. Учителя и дома продолжают всех учить.

(Слово предоставляется группам).

Поступят ли от зрителей какие-нибудь рекомендации по круглому столу?


Анкета «Современный классный руководитель»                                 Класс __________

1. Кто, на Ваш взгляд, должен осуществлять классное руководство в школе:

а) учитель-предметник;

б) освобожденный классный руководитель (воспитатель);

в) куратор параллели классов;

г) кто-то еще (укажите) ____________________________________________________________

2. Есть ли в нашей школе документы, определяющие работу классных руководителей:

а) да (укажите какие) ______________________________________________________________

б) нет.

3. В каком виде в нашей школе представлены функции классного руководителя:

а) функции есть, прописаны и официально утверждены;

б) функции есть, разработаны педагогическим коллективом школы;

в) функции есть, взяты из официальных бумаг или использован опыт других школ;

г) прописанных и утвержденных функций нет, но в школе есть устойчивое мнение (традиции), что входит в обязанности классных руководителей;

д) определенных представлений о функциях классных руководителей нет.

4. Если у Вас возникают затруднения, связанные с работой классного руководителя, к кому (чему) Вы обращаетесь за помощью, поддержкой:

а) к другим учителям;

б) к администрации школы;

в) к методической литературе;

г) к методистам в УНО;

д) к Интернету;

е) не обращаюсь за помощью.

5. Насколько Вы удовлетворены работой со своим классом:

а) получаю полное удовлетворение от своей работы как классного руководителя;

б) частично доволен (довольна), хочется сделать лучше, но необходима помощь;

в) не получаю никакого морального удовлетворения.

6. Какие из перечисленных ниже видов деятельности администрация требует от классных руководителей систематически, а какие эпизодически:

Виды деятельности

Систематически

Эпизодически

Ведение классной документации

Контроль над учебной деятельностью учащихся

Проведение классных часов

Изучение, диагностика школьников

Индивидуальную работу с отдельными школьниками

Организацию участия класса в школьных мероприятиях, делах

Посредническую работу с учителями-предметниками

Проведение родительских собраний

Индивидуальную работу с родителями (в том числе – посещение на дому)

Организацию дежурства в классе

Организацию дежурства по школе

Организацию питания школьников

Организацию классного самоуправления

Организацию досуга в классе, классных праздников

Другие требования (укажите какие)

                                (укажите какие)

7. Какую документацию по классному руководству Вы ведете (кроме классного журнала, личных дел, плана воспитательной работы)___________________________________________

________________________________________________________________________________.

8. Из каких источников Вы узнаете о нововведениях в воспитательной работе:

а) периодические издания (укажите какие) ___________________________________________;

б) методическая литература, монографии;

в) в методкабинете УНО;

г) от своих коллег;

д) в сети Интернет;

е) не интересуюсь этим вопросом.

9. Помощь каких специалистов Вам необходима и будет полезна:

а) школьного психолога;

б) социального педагога;

в) администрации школы;

г) другое (укажите) _______________________________________________________________.

10. Какому виду деятельности Вы уделяете больше времени:

а) организаторская работа;

б) работа непосредственно с учениками;

в) работа с документами;

г) работа с взрослыми (родители, администрация, учителя - предметники).

11. Задание «Хронометраж». Проведите в течение одной недели хронометраж (изучение затрат времени) на различные виды вашей деятельности, используя следующую таблицу:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Что

делали

Время

Что

делали

Время

Что

делали

Время

Что

делали

Время

Пятница

Суббота

Воскресенье

Примечания

Что

делали

Время

Что

делали

Время

Что

делали

Время

Пример заполнения:

Понедельник

Вторник

Что делали

Время

Что делали

Время

Беседа с М.

10 мин

Составление текущего плана

20 мин

Разговор с учителем физики

10 мин

Работа с активом класса

30 мин

Классный час

50 мин

Индивидуальная встреча с родителями М.

30 мин

Проверка дневников

20 мин

Договоренность об экскурсии

10 мин

12. Насколько часто у вас, как у классного руководителя возникают конфликты? Выберите оценку и поставьте знак «+» в соответствующей колонке:

часто

иногда

редко

не бывает

С классом

С родителями учеников

С отдельными учениками

С администрацией

С учителями

13. Какие цели и задачи были самыми важными для вас в прошедшем учебном году (не обязательно записанные в плане)? ___________________________________________________

14. Какие профессиональные затруднения Вы испытываете в работе классного руководителя: а) диагностика (личности, классного коллектива, уровня воспитанности и т.д.);

б) анализ и самоанализ;

в) планирование воспитательной работы;

г) профориентационная работа;

д) работа с родителями;

е) внутришкольное взаимодействие;

ж) самоуправление;

з) новые педагогические технологии;

и) работа с трудными учащимися;

к) другое (укажите) ______________________________________________________________.

15. Какие формы деятельности классного руководителя вы используете систематически, какие эпизодически? Если не используете ту или иную форму, то ставьте прочерк.

Формы работы

систематически

эпизодически

Организационный классный час

Тематическая беседа с классом

Экскурсия

Встреча с интересными людьми

Классные праздники

Беседа с отдельными школьниками

Диспуты, дискуссии

Интеллектуальные игры, конкурсы

Деловые игры

Тренинги

Клубные формы общения

Театральные постановки

Походы

Дальние поездки

Посещение театра, концерта

Спортивные игры и занятия

Коллективное планирование и анализ дела

Выпуск стенгазет

Анализ ситуаций, случаев, происшествий

Другие формы (укажите какие)

                          (укажите какие)

16. Так уж необходимо школе МО классных руководителей:

а) да, необходимо и помогает в работе;

б) пользы оно не приносит;

в) МО необходимо, но нужно изменить его работу;

г) мне все равно.

17. Ваши предложения по вопросу организации МО классных руководителей:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 ПАМЯТКА для класссного руководиителя.

Советы классному руководителю :

Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такая позиция педагога и является основополагающей в работе с детьми.Если вы хотите, чтобы ребенок был физически здоровым, то вам необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм, уметь поддерживать его в здоровом состоянии. Классный руководитель в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.Совместно со школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах. Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.

Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.

Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:

коллективные творческие дела: «Звездочки», «КВНы», экскурсии,походы, дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;

практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль общения, изучили правила поведения в обществе;

беседы и дискуссии;

тренинги общения с привлечением школьного психолога;

Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.

Выслушав все ваши рекомендации,  проанализировав все предоставленные результаты по анкетированию, хочу закончить круглый стол «Современный классный руководитель глазами обучающихся» замечательным выражением:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция деятельности современного классного руководителя.

Это личность, обладающая новым мышлением, думающая, инициативная, постоянно чувствующая движение времени, глубоко знающая учеников, умеющая прогнозировать их развитие, владеющая технологией воспитания...

Анкета "Классный руководитель глазами воспитанника"

Анкету учащийся может самостоятельно заполнить в домашних условиях...

Портрет современного классного руководителя

Работа классного руководителя не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм. Она значительно шире и сложней. Классный руководитель совместно с детьми проживает...

Анкета "Классный руководитель глазами воспитанников"

Данная анкета проводится для самоанализа деятельности педагога....

Психологическая анкета "Классный руководитель глазами детей"

Психологическая анкета "Классный руководитель глазами детей"...

Анкета "Классный руководитель глазами воспитанников"

Анкета "Классный руководитель глазами воспитанников"...