« Светлый край берёз, моя Россия! »
рабочая программа (4 класс) по теме

Алёшина Ольга Александровна

Цель урока:

         образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством  С.Д.Дрожжина, учить детей читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его

          развивающая: развитие навыков анализа лирических произведений

          воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к Родине и родной природе, воспитывать интерес и любовь к поэзии, музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_drozhzhinu.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  « Светлый  край берёз, моя Россия! »

 ( литературное чтение, музыкальное искусство)

Цель урока: 

         образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством  С.Д.Дрожжина, учить детей читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его

          развивающая: развитие навыков анализа лирических произведений

          воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к Родине и родной природе, воспитывать интерес и любовь к поэзии, музыке.

Организационный момент:

( слайд 1)

Что любится, чем дышится,

Душа чем ваша полнится,

То в голосе услышится,

То в песенке припомнится,

А мы споём о Родине,

С которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

Аутогенная тренировка

(слайд 2)

-Улыбнитесь. Скажите друг другу добрые, ласковые слова. От этих слов у вас прекрасное настроение. Давайте совершим с вами путешествие в сказочный лес. Сядьте удобно. Закройте глаза. Представьте себе, что мы едем с вами на поезде. Над нами плывут лёгкие облака, ярко светит солнышко. Весело поют птички. Представьте, что у вас в руках букет цветов. Давайте насладимся его запахом. Вам сегодня хорошо. Вы сможете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти», когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

Самомассаж

Звучит музыка П.И.Чайковского «Детский альбом».

-Я теперь настроим свой голосовой аппарат на работу.

  1. несколько раз широко откройте и закройте рот, затем вызовите ощущение зевка

Б) наклоните голову вперёд, достав подбородком до груди, затем назад.

  1. наклоны головой влево, вправо.

Г) поглаживайте ладонями от середины лба к вискам, от нижней челюсти к ушам.

Артикуляционная гимнастика

А) Упражнение «Пятачок». Сглотнули, показав, зубки.

Б) Упражнение «Дудочка-улыбка»

В) Упражнение «Гармошка»

Работа по таблице гласных аоуыиэ ( читаем по указке тихо)

Да, до, ду, ды, ди, дэ.

Са, са - шла лиса.     Со, со - колесо.

Проверка домашнего задания

Дома вы учили наизусть отрывки из произведений

а) чтение стихов наизусть

б) выставка рисунков

К сегодняшнему уроку, по изученным произведениям, вы приготовили рисунки. Хочу отметить, что все они очень красочные, хорошо передают содержание стихотворений . Видно, что тема изученных произведений Вас волнует.

Эвристическая беседа

  Родина! С детства знакомое и близкое слово.

- С чего начинается родина? Какие  образы возникают у вас, когда произносится слово  « родина»?(. Русь, Россия, мама, семья, друзья, дом).

 Каждый автор произведений находит удивительные, точные слова, чтобы рассказать о родном крае, о людях, живущих рядом, о нашей природе.

 

(слайд 3)

 Сообщение темы и цели урока

Тема нашего урока «Светлый край берёз, моя Россия». Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С. Д. Дрожжина «Привет», будем учиться читать его выразительно, узнаем сведения об авторской песне ,повторим песню «Моя Россия».

 Рассказ о С.Д.Дрожжине

(слайд 4-7)

С.Д.Дрожжин родился 6 декабря 1848 года в деревне Низовка Тверской губернии.

В 12 лет мальчика отдали в С-Петербург на заработки. Он сменил много профессий: был продавцом, приказчиком, рассыльным, чернорабочим, агентом по доставке дров. Судьба забрасывала его в Москву, Киев, Ташкент.

В 1870 году его стихи начали печатать в литературных журналах.

В 1900 году 4 стихотворения русского поэта-крестьянина Дрожжина были переведены на немецкий язык.

Многие стихи поэта были положены на музыку композиторами. Песни на стихи Дрожжина исполняли Шаляпин, Тихонов.

В 1930 году 24 декабря умер поэт в возрасте 82 лет. Прослушивание грамзаписи

-А теперь мы послушаем стихотворение С.Д.Дрожжина «Привет».   ( слайд 8) 

-Как вы думаете, зачем мы знакомимся с этим стихотворением?

Выполнение заданий учебника:

Стр. 12-13

Виды чтения:

Чтение про себя

Чтение вполголоса

-А теперь работаем над выразительностью. Возьмите в руки карандаш , я читаю текст, а вы отмечаете условными знаками слова, которые при чтении необходимо выделять голосом,

Чтение стихотворения учителем 

Чтение по куплетам (выделяя слова)

Физминутка  (танец «Ладошки» (слайд 9)

Чтение стихотворения под музыку

( слайд 10)

-А теперь читаем стихотворение, прислушиваясь к музыке (звучит музыка Д.Д. Шостаковича « Лирический вальс»

Урок музыки

  (слайд 11)

  -А какие произведения  о Родине мы  с вами уже изучали?

   Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской песней «Сосны Казинские».

Авторская песня - жанр современного песенного творчества. В его основе - стихи, которые автор исполняет под собственный аккомпанемент. Наибольшее распространение этот жанр получил в 60 годы прошлого века.

Вы все живёте в Казинке. Это ваша Родина. Песня «Сосны Казинские» о нашем крае. Вы знаете, где у нас растут сосны. Большой вклад в озеленение села, да и во многое другое внёс бывший председатель колхоза Кривоносое А.Н. Тогдашние ученики, а это ваши мамы и папы ухаживали за молодыми саженцами.

Послушаем песню в записи

-Видите, какие прекрасные выросли у нас сосны, даже песню о них сложили. Теперь люди не всегда правильно к ним относятся: вырубают, ломают, жгут. Скоро праздник- Новый год. По давней традиции в домах ставят ёлки. Очень Вас прошу , передайте просьбу родителям, что не стоит рубить сосны  ради  своей радости Лучше составить  новогодний букет из веток сосны,  сухих цветов.

Теперь мы повторим песню о родине «Моя Россия»

( слайд 12 )

Подведение итогов (слайд 13)

  • По чтению
  • По музыке

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня  на уроке я повторил…..

-Я думаю, что этот урок заставил Вас задуматься о своём отношении к большой и малой Родине, к родной природе.

Д\з.

( слайд 14)

Рефлексия

(слайд 15)

- Завершить урок мне хочется строками  из стихотворений русских поэтов.

- Какие строки больше подходят  к вашему настроению? Отметьте знаком.

-Заунывный ветер гонит,

Стаю птиц на край небес.

- Мороз и солнце,

День чудесный!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Берёза-символ России"

Презентация к статье "Как мы работали над проектом "Берёза-символ России"...

Как мы работали над внеклассным мероприятием "Берёза-символ России

Кладовая педагогического мастерства.Статья о работе над внеклассным мероприятием с презентацией "Берёза-символ России"...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами проектной деятельности "Берёза - символ России"

В сценарии Вы найдёте все необходимое для проведения данного мероприятия....

Белая берёза - символ России.

Классный час из серии мероприятий по патриотическому воспитанию....

Берёза-символ России

Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствол...

Открытое занятие кружка « Мы – граждане России». Тема: Берёза – символ России.

Цель: воспитание любви к природе, родному краю, Родине.Задачи:  ·         развивать бережное отношение к природе;·...