Главные вкладки

    Культура поведения младших школьников
    статья по теме

    Казакова Любовь Сергеевна

                   Описан план проведения мероприятий по культуре поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kultura_povedeniya.docx21.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Культура поведения младших школьников

    Казакова Л.С.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Уренгойская «Средняя общеобразовательная школа №2»

    п.г.т. Уренгой Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа

    Введение

    С первых лет жизни ребёнка необходимо формировать у него воспитанность и культуру поведения. Особого внимания требует воспитание культуры поведения в быту. В успешном решении этой задачи значительная роль отводиться учителю. Приветливый тон, мажорный настрой, сдержанность, дружеские и товарищеские отношения с детьми, простота в общении, душевность, готовность прийти на помощь- всеми этими качествами должен быть наделён человек, который учит и воспитывает детей.

    Культура поведения – это культура речи, культура общения и культура внешнего вида. Во внеклассной и учебной работе мы знакомим учащихся с нормами и правилами, которые предъявляет общество к речи и внешнему виду людей. Но внешний вид – это не только одежда человека, это его поза жест, мимика. Эти три составляющие человеческого общения очень важны, и надо учить детей пользоваться ими. Нужно учить не только слушать собеседника, но и смотреть ему в глаза, наблюдать за осанкой, походкой. Подчас они могут рассказать о состоянии, настроении человека куда больше, чем слова.

    Цели и задачи воспитания культуры поведения рассматриваются как составная часть нравственного воспитания и сформулированы они в виде конкретных требований:

    - привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях  положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;

    - воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим содержанием разнообразную деятельность детей, организовать их повседневное общение, целенаправленно формируя у них такие качества, как гуманизм, коллективизм, патриотизм в их первоначальной основе. Понятие «культура поведения школьника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм поведения в школе, в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

    В содержании культуры поведения школьников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

    Для эффективного решения упомянутых выше задач воспитания культуры поведения школьника отмечаем три направления, в которых, как мы полагаем,  необходимо работать:

    1.Познакомить учащихся с правилами поведения в школе.

    2.Познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, кинотеатре и т.п.)

    3.Познакомить учащихся с правилами поведения в быту, в семье, в гостях, за столом.

      С этой целью предлагается следующий план работы.

    Сентябрь

    1-я неделя

    Работа над правилом «Самостоятельно готовься к урокам»;

    миром;

    - формирование начальных элементов трудового воспитания.

    Такой принцип изложения требований позволяет учителю наполнить нравственным

    2-я неделя

    Закрепить знания правил поведения: здороваться, прощаться, не перебивать разговор старших, во время разговора смотреть на собеседника;

    3-я неделя

    Наблюдение за выполнением перечисленных правил («Так или не так»)

    4-я неделя

    Бережное отношение к природе.

    Октябрь

    1-я неделя

    Разговор на тему: «Скучен день до вечера коли делать нечего» (режим дня);

    2-я неделя

    Чем мы можем помочь маме, взрослым, пожилым?

    3-я неделя

    Разговор на тему: «Мы старшие и заботимся о младших»;

    4-я неделя

    «Не опаздывай на урок».

    Ноябрь

    1-я неделя

    Разговор о плохих и хороших поступках. Ввести правило: «Не перенимай дурных привычек и не совершай плохих поступков, а старайся подать хороший пример другим»;

    2-я неделя

    «Прежде чем выполнить задание – подумай»;

    3-я неделя

    Работа над пословицами: «Одному трудно жить на свете», «Друга ищи, а найдешь – береги», «Человек без дружбы, что дерево без корней»;

    4-я неделя

    Закрепление правил: «Прежде  чем выполнить задание, подумай, как его выполнить лучше», «Если тебе помогли – поблагодари за помощь».

    Декабрь

    1-я неделя

    Работа над правилом: «Если тебе что-нибудь нужно, вежливо попроси об этом», «Если тебя попросили о чем-либо, постарайся помочь»;

    2- неделя

    Напомнить детям о бережном отношении к хлебу;

    3-я неделя

    Разговор: «Мы в гостях» (о правилах поведения в гостях);

    4-я неделя

    Разговор: «Мы на улице, в общественном транспорте, музее, кинотеатре» (о правилах поведения в общественных местах);

    Январь

    1-я неделя

    Беседа на тему: «Волшебные слова – наши верные друзья». Закрепить представления детей о том, что «волшебные» слова помогают человеку, вызывают у него добрые чувства к тому,

    2-я неделя

    Закрепление правил: «Не опаздывай в школу», поведения на дороге, правил дорожного движения;

    3-я неделя

    «Играйте дружно!». Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе и товариществе;

    4-я неделя

    Знакомство с правилом: «Если ты заметил непорядок в одежде ровесника или взрослого, то старайся сказать об этом так, чтобы человек не обиделся». Работа над пословицей «Скромность красит человека».

    Февраль

    1-я неделя

    Беседа: «Как мы собираемся в школу?» (убираем постель, умываемся, причесываемся, чистим обувь и одежду и т.д.); закрепить правило: «Уважай взрослых в школе и дома, будь с ними вежлив»;

    2-я неделя

    Работа над правилом: «Рабочее место всегда должно быть чистым. Поработал – прибери!»; закрепление правил вежливости, обсуждение произведений о вежливых героях;

    3-я неделя

    Закрепление правила: «Каждой вещи - свое место»; беседа: «Если раньше товарища закончил работу, помоги ему»;

    4-я неделя

    Закрепление правил поведения в школе, на улице, в общественном транспорте, в кинотеатре, библиотеке, музее.

    Март

    1-я неделя

    Работа над правилами: «Любое задание необходимо выполнять старательно и аккуратно», «Хорошо выполненное задание доставит удовольствие тебе и взрослым»;

    2-я неделя

    Раскрыть значение слов «нельзя», «можно», «надо»;

    3-я неделя

    Повторение правила вежливости: «Кого из твоих товарищей и знакомых можно назвать вежливым? Почему?»;

    4-я неделя

    Правила поведения за столом: «Когда я ем – я глух и нем», «Ешь аккуратно, во время еды пользуйся салфеткой».

    Апрель

    1-я неделя

    Беседа о бережном отношении к природе;

    2-я неделя

    Упражнения в выполнении правил вежливости. Индивидуальные беседы с детьми о правилах речевого общения;

    3-я неделя

    Закрепление правил поведения в общественных местах, в семье, за столом;

    4-я неделя

    Закрепление правил поведения в природе (в лесу, на реке): «Не бросай мусор, не ломай растения);

    Май

    1-я неделя

    Обсуждение с детьми на тему: «Как мы выполняем правила поведения в школе, в общественных местах и дома»;

    2-я неделя

    Обсуждение на тему: «Как мы понимаем и выполняем правила бережного отношения к природе»;

    3-я неделя

    Индивидуальные беседы с учащимися по отдельным правилам поведения.

    Предлагаемый цикл занятий предполагает работу одновременно со всем классом, так как они направлены на создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, развития эмоционально-волевой сферы, совершенствование внимания, памяти, воображения, процессов мышления, нравственных представлений. Такая форма работы позволяет помочь детям усвоить правила культуры поведения.

    Продолжительность каждого занятия составляет 30-40 минут в зависимости от  психологического состояния детей.

    Желательно проводить занятия с помощью игровых методов, так как игра – важнейший способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательное воздействие и создания нормальных условий жизнедеятельности.

    Литература

    1.Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей (методическое пособие для учителей и воспитателей/ Шадринск, 1998

    2.Бенционович О.Г. Нарушение правил приличия, вежливости, этикета и др./Москва, «Астрель», 1998

    3.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка)/Екатеринбург,«ЛИТУР», 2002

    4.Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости/Москва, «Просвещение», 1996


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа по культуре поведения младших школьников.

    Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...

    «Воспитание культуры поведения младших школьников».

    Лекторий для родителей начальных классов....

    Методы и средства воспитания культуры поведения младших школьников

    В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно.  Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меня...

    "Воспитание культуры поведения младших школьников".

    Без воспитания внешней формы поведения нет и внутренней культуры и наоборот. Культура поведения – это и красивая внешность, и красивая одежда, и приятные манеры, и, конечно же, хорошие мысли и п...

    Формирование норм культуры поведения младших школьников.

    Представление опыта. Работа состоит из двух частей: теоритической и практической....