Программа по воспитательной работе на 4 года
календарно-тематическое планирование по теме

Гладких (Гагина) Ольга Борисовна

Программа по воспитательной работе на 4 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная Автономная Общеобразовательная

Средняя Общеобразовательная Школа № 1

 «Утверждаю»

Директор школы

Меньшикова Т.В.

----------------------------

Программа воспитания  младших школьников

«Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути

(программа рассчитана на 4 года)

Программу разработала: Гагина Ольга Борисовна

Пояснительная записка

Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи и хронически недостаточное финансирование деятельности образовательных учреждений.

Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.

Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и развития самостоятельности её.

Предлагаемая программа разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», требованиях ФГОС, проекта Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.За основу взяты методические рекомендации по оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении», а также приложение к Письму Министерства образования РФ от 30.01.2001 №90\30-16 «О взаимодействии образовательного учреждения с семьёй».

Целью воспитания школы является воспитание творчески развитой социально-ориентированной личности, способной строить жизнь достойного человека, а также раскрытие и развитие следующих интегрированных качеств:

-высокоразвитое сознание;

-психическое, физическое и нравственное здоровье;

-компетентность и образованность;

-высокое воспитание;

-чувство Отечества в сочетании с активной гражданской позицией.

     Благодаря возможностям УМК «Перспективная начальная школа», покоторому я работаю пятый год, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся интегрируется в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина,

Данная программа «Пусть дети -пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути» разработана для учащихся начальных  классов на период 2012-2016 гг., ссоответствии с воспитательными задачами школы и УМК «Перспективная начальная школа»

Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность.

Данная программа призвана решить следующие актуальные вопросы:

1. Адаптация учащихся к новым условиям и новым взаимоотношениям при переходе из начального звена в среднее.

2. Методы повышения мотивации к учебе и творчеству.

3. Укрепление коллективных связей.

4. Разнообразие форм воспитательной деятельности.

5.Укрепление межличностных связей в коллективе.

6. Создание психологически комфортной воспитательной среды.

Программа  воспитания «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути» актуальна в воспитательном процессе, так как воспитание во все времена было одной из важнейших задач. Для этого необходимо, чтобы оно приобрело системный характер. Программа базируется на возрастных особенностях обучающихся и принципах воспитания. Однако название программы вовсе не означает, что вся воспитательная работа будет сводиться только к одной теме. Содержание программы  «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути» многогранно, оно включает в себя следующие аспекты:

1.        Формирование механизмов собственного субъективного поведения, характера, мировоззрения.

2.        Формирование качеств культуры поведения.

3.        Приобщение к культуре родного края, традициям семьи.

4.        Формирование бережного отношения к природе.

5.        Развитие познавательных интересов детей.

6.        Пропаганда здорового образа жизни.

7.        Работа с родителями.

8.        Диагностические исследования.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить объединенные усилия педагога и семьи.

Психолого-педагогическая характеристика класса

В классе 20 учеников (9 мальчиков, 11 девочек).Все дети посещали детский сад и многие  были в одной группе. С октября 2010г. по май 2011г.  92 % ребят проходили специализированные курсы по подготовке к школе.

Социальный паспорт:

-полные семьи: 16;

-неполные семьи: 4;

-образование родителей: высшее-47%; сред.спец.-42%; среднее-11%;

-материальное состояние: средний уровень во всех семьях;

-жилье: 18 отд.кв.- семей; общежитие-2 семьи;

-группа здоровья: первая-3 ч., вторая-12ч., третья-9ч.;

-многодетные: 2

Как известно, основными  компонентами адаптации у  первоклассников являются:

-Физиологическая подстройка организма (отсутствие заболеваний в период адаптации, отсутствие психосоматической симптоматики, способность организма к энергозатратам)

-Освоение способов и приемов новой деятельности (усвоение программы обучения)

-Эмоциональное принятие новой социальной ситуации (эмоционально положительное восприятие процесса учения, эмоционально положительное отношение к учителю, эмоционально положительное отношение к себе в новой роли, эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками)

Иными словами процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:

-Происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой.

-Формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учения.

-Эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности.

Для изучения физиологической подстройки организма учеников (на предмет количественного анализа заболеваний в первоначальный период адаптации, наличие психосоматической симптоматики) был проведен анализ медицинской статистики и опрос родителей.

У многих сформирован навык учебной деятельности: на уроках слышат и правильно выполняют инструкции учителя, у основной массы учащихся сформирована функция произвольности, многие учащиеся имеют навык чтения, счёта. На уроках не всегда активны, но старательны, проявляют интерес к заданиям учителя.

Показатели интеллектуальной готовности к обучению: 38 % - высокий уровень, 42 % - средний, 19 % - низкий. Результаты адаптированности первоклассников показали, что учебная деятельность привлекает не всех учащихся. Это обусловлено  недостаточной мотивационной готовностью к школьной жизни, нормы поведения (на уроках, на переменах) приняли не все учащиеся. Ввиду недостаточной сформированности коммуникативного навыка, для некоторых учащихся представляют трудности социальные контакты, что влечёт эмоциональные неблагополучия. Проведённые выше исследования позволили определить:

-что  количественного увеличения числа обращений к медицинским работникам не      произошло. Психосоматическая симптоматика выявлена у двух учеников.

-отрицательного восприятия к процессу обучения не выявлено.

- отрицательного восприятия  учеников к учителю нет.

-трудности в общении с одноклассниками испытывает 1  ученик.

     Проанализировав характеристики и уровень воспитанности моих учеников, я пришла к следующему выводу: необходимо разработать программу воспитания, которая поможет учителю в воспитательной работе целенаправленно добиться более желаемых результатов.

Цели и задачи программы «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути».

Цель программы – создание воспитательной модели позитивной межличностной коммуникации и творческого самоопределения и самореализации ребенка, формирование положительной «Я-концепции».

Цель воспитательной программы класса: развитие личности ребенка через гуманизацию его отношений к себе и миру.

 Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1.        Формирование и укрепление классного коллектива.

2.        Диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся.

3.        Оказание помощи обучающимся в саморазвитии и самоопределении через организацию воспитательной деятельности.

4.        Укрепление психического и физического здоровья обучающихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов.

5.        Привлечение детей и их родителей к разнообразной творческой деятельности.

Актуальность программы «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути».

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Цель воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка, воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Программа «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути»-личностно-ориентированная программа воспитания, в которой абсолютной ценностью являются не отчужденные от ребенка требования к его поведению и мировоззрению, а сам человек, личность. Она обеспечивает:

-гуманное отношение к ребенку;

-удовлетворение образовательных, духовных, культурных, жизненных потребностей и   запросов ученика начальной школы;

-помощь в решении его возрастных жизненных проблем;

-поддержку индивидуальности;

-создание среды жизнедеятельности, необходимой для самореализации и свободного самоопределения личности.

В системе воспитания выделяются следующие направления деятельности педагога:

•        формирование потребности в здоровом образе жизни; (Раздел программы «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»);

•        патриотическое воспитание; (Раздел программы «Я – гражданин России»);

•        экологическое развитие детей; (Раздел программы «Голубая планета»);

•        развитие детского коллектива; (Раздел программы «Кто Я? Какой Я?»);

•        совместная работа педагога и семьи (Раздел программы «Я, моя семья, мои друзья»).

•        Формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях  (Раздел программы «Как прекрасен этот мир»)

•        воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; (Раздел программы «Я и мои трудовые успехи»)

Цели и задачи каждого раздела:

Раздел «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

-сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического; о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей.

-сформировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

-развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях.

-сформировать первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека.

-сформировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Формы реализации:

•        Беседа, просмотр учебных фильмов;

•        спортивные праздники и соревнования;

•        недели здоровья;

•        походы выходного дня;

•        спортивные секции;

•        ярмарка здоровых игр.

•        ознакомление со свойствами организма;

•        «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы - поступают хорошо»;

•        «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;

•        «Мое чудесное тело»;

•        «Наши болезни»;

•        «Азбука безопасности»;

•        трудовая деятельность;

•        художественная деятельность;

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Раздел «Я –  гражданин России»

Цель:

формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

-сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-сформировать элементарные представления об институтах гражданского общества и общественном управлении; о правах и обязанностях гражданина России;

-развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-сформировать уважительное отношение к русскому языку и культуре;

-сформировать начальные представления о народах \России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

-сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

-мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи,  города;

-воспитывать уважение к защитникам Родины;

-развивать умение отвечать за свои поступки.

Формы реализации:

•        изучение российской символики и законов страны;

•        знакомство с великими и знаменитыми людьми, писателями, художниками, с национальным прикладным искусством;

•        разучивание народных игр;

•        ознакомление с историей возникновения православных праздников;

•        восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью;

•        посещение школьного музея;

.

Раздел программы «Голубая планета»

Цель:

воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.

Задачи:

-развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

-формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

-сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

-воспитывать      бережное отношение к растениям и животным.

Формы реализации:

•        участие в субботниках;

•        трудовой десант;

•        проведение экологических операций;

•        озеленение класса, территории школы, села;

•        встречи с природой (экскурсии, походы, путешествия);

•        проведение экологических акций;

•        викторины, конкурсы, игры.

Раздел программы«Кто Я? Какой Я?»

Цель:

передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

•        формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;

•        создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;

•        учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Формы реализации:

•        изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе;

•        социометрия;

•        игра «Путешествие по морю любимых занятий»;

•        проведение познавательных бесед и игр (заочные путешествия, викторины);

•        проведение диспутов, помогающих развивать диалогичное мышление, выдвигать необычные гипотезы;

•        обучение диалогу на уроке, что способствует подготовке детей к творческому труду.

•        игры и упражнения для детей с затруднениями в общении;

•        игры и упражнения на формирование уверенности в себе;

•        упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;

•        игры и упражнения на ослабление негативных эмоций.

Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.

Общение ребенка-это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности..

Раздел программы «Я, моя семья, мои друзья»

Цель:

максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию личности.

Задачи:

•        организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

•        организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед;

•        создание условий для благоприятного воздействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей;

•        обучение родителей умению быть родителем, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы реализации:

•        связь внеурочной деятельности с учебным процессом;

•        участие в школьных, районных, региональных олимпиадах и конкурсах;

•        семейные  соревнования;

•        дополнительное образование (посещение секций, кружков);

•        создание проектов;

•        знакомство с профессиями родителей;

•        укрепление классных и школьных традиций;

•        встреча с ветеранами войны и  тыла.

          Необходимо, чтобы сложились добрые отношения с родителями. В работе с родителями учащихся использовать коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причём, в том и другом случае, реализовывать как традиционные (родительские собрания, индивидуальные консультации, посещения на дому), так и нетрадиционные формы работы (родительские вечера, тематические консультации, «Телефон доверия»). Для решения возникающих проблем регулярно собирать на свои заседания родительский комитет. Постоянно проводить индивидуальную работу с родителями.

Раздел программы «Как прекрасен этот мир».

Цель:

воспитание эстетического отношения к окружающей среде и осознание своего «Я» в мире прекрасного.

Задачи:

•сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях;

•сформировать представления о душевной и физической красоте человека;

•сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

•развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.

•развивать интерес к занятиям художественным творчеством;

•развивать стремление к опрятному внешнему виду,

Формы реализации:

•предметные уроки;

•экскурсии на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей;

•посещение музеев, выставок;

•посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок,

•проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

•участие в художественном оформлении помещений.

Раздел программы «Я и мои трудовые успехи»

Цель:

воспитание уважения к труду; творчеству; созиданию; стремлению к познанию и истине; целеустремленности и настойчивости; бережливости, трудолюбия.

Задачи:

-сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значения творчества в жизни человека и общества.

-воспитывать уважение к труду, творчеству старших и сверстников.

-сформировать элементарные представления о профессиях;

-сформировать первоначальные навыки коллективной работы;

-развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда многих людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Формы реализации:

•экскурсии на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;

•беседа;

•презентации «Труд наших родных», сюжетно-ролевые экономические игры;

•праздники труда, ярмарки, город мастеров;

•конкурсы;

•организация работы детских фирм;

•работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции.

Программа «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги.  Для них открыты все пути» строится на основе следующих педагогических принципов:

1.        Добровольность. (Дети принимают участие во всех мероприятиях на добровольной основе).

2.        Принцип полезности и деятельностный подход. (Во время участия в воспитательных мероприятиях учащиеся накапливают опыт коллективной, групповой и индивидуальной деятельности).

3.        Сотворчество детей и взрослых. (Темы, поэтапный план каждого мероприятия в классе прорабатывается совместно).

4.        Ориентация не только на результат деятельности, но и на сам процесс творчества;

5.        Доброжелательность, бесконфликтность, оказание взаимопомощи. (С целью создания доброжелательной среды учащиеся проводят подготовку к мероприятиям в группах).

6.        Принцип разнообразия и многообразия видов деятельности. (Я, как классный руководитель, апробирую и внедряю разнообразные виды деятельности).

7.        Принцип коллективного поиска. (Планы воспитательной работы на полугодия и на следующий учебный год выносятся на коллективное обсуждение).

Формы реализации программы «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои дороги. Для них открыты все пути.»

•        беседа

•        классный час

•        рассказы детей

•        викторина

•        праздник

•        конкурсы рисунков, стихов, сочинений

•        фото-выставка

•        конкурс рисунков

•        экскурсии

•        походы

•        спортивные праздники

•        игры

•        конкурс рисунков

•        игра - путешествие

•        конкурс для всей семьи

•        театрализованное представление

•        исследовательская работа

•        диагностические исследования

•        семейные викторины

•        классное самоуправление

•        предметные недели

•        познавательные программы ДДТ и РДК

•        коллективная творческая деятельность

Программа «Пусть дети пробуют все, пусть ищут свои пути.  Для них открыты все пути» включает в себя четыре шага.

Первый шаг – 1 класс        Второй шаг – 2 класс

Результат реализации воспитательной программы в 1 классе:

1. Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам.

2. Проявление внутренней позиции ученика.

3. Формирование собственного поведения в коллективе, характера.

4. Выявление потенциальных возможностей школьников.          Результат реализации воспитательной программы во 2 классе:

1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Проявление внутренней позиции.

3. Формирование навыков внутренней позиции.

4. Формирование нравственных понятий

Рекомендуемые темы мероприятий:

“Что такое “хорошо” и что такое “плохо”

“ О невежах и вежливости”

“Что значит быть ответственным”

“Поговорим о том, как мы выглядим”

“Улица, на которой я живу”

“Кто я? Какой я?

“Что мне интересно”

“Пресс – центр  нашей школы”

“Из истории нашего города”

“Твой режим дня”

“Мое любимое занятие”

“Права и обязанности школьника”

“Как себя вести в столовой”

Самопредставление “Это я”

“Волшебные слова”

“В мире вежливости”

“Эти забавные животные”

“Копилка добрых дел”

“Все привыкли мы к порядку”

“Природа родного  края”

“Мир, в котором я живу”

“Занавес открывается”

“Тайны исторического музея”

“Семейное дерево”

“День именинника”

“Как стать нехворайкой”

“Что такое поручение”

“Мамина помощница”

“Осенний марафон ”

“Масленица”

          Рекомендуемые темы мероприятий:

“О лени и лентяях”

“Об аккуратности”

“Обиды и причины обид”

“Эгоисты. Кто они такие?”

“О чем я мечтаю”

“Что такое дружба?”

“Мои семейные обязанности”

“Ласковые слова маме”

“Как помочь товарищу, если он попал в беду”

“Что такое смелость и трусость”

“Наш класс на перемене”

“Как мы выполняем свои поручения”

“Мы – патриоты”

“Великая Отечественная война .”

“День рождение школы”

“Праздник вежливости”

“Копилка добрых дел”

“День именинника”

“Книжкин праздник”

“Здоровая семейка”

“День мамы”

«Предметные недели»

“Моя малая Родина”

“Наши друзья – животные”

“В гости к осени”

КВН “Знатоки русского языка”

“Эти удивительные растения”

“Семейные праздники”

“Что у меня на сердце”

“Зеленая планета”

Третий шаг – 3 класс        Четвертый шаг – 4 класс

Результат реализации воспитательной программы в 3 классе

1. Формирование и укрепление классного коллектива

2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой.

3. Накопление опыта в создании модели позитивной личностной коммуникации.

4. Осознание важности в жизни человека  качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение.

         Результат реализации воспитательной программы в 4 классе

1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности.

2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье.

3. Накопление и обогащение опыта детей путем организации их практической деятельности.

4. Снижение агрессивности в поведении учащихся.

Рекомендуемые темы мероприятий:

“Правда и ложь – какие они”

“О жадности и жадных”

“Что такое характер”

“Что значит в жизни похвала”

“Кого мы называем добрым”

“Мои семейные обязанности”

“Дружба крепкая…”

“Слово, не воробей…”

“Поступай, как велит тебе твоя совесть”

“Я умею, я могу, я хочу”

“Моя семья – это…”

“Мир вокруг меня. Какой он?”

“О доброте и милосердии”

“Урок мужества”

“Я – россиянин”

“Мир, в котором я живу”

“В здоровом теле здоровый дух”

“Хочешь быть здоров – соблюдай ТБ”

Копилка добрых дел

“Межпланетные Олимпийские игры”

“Защитники Родины”

“Золушка на новый лад”

“Наши питомцы”

“Моя семья”

“Мамин день”

“День рождение моего одноклассника”

“Что? Где? Когда?”

“Самое яркое событие в 3 классе”

“Ассоциации”        Рекомендуемые темы мероприятий:

“О вредных привычках”

“Учись управлять собой”

“Спешите делать добрые дела”

“Для чего школьнику необходим распорядок дня»            рр”“  ”Что значит быть другом”

“Друг познается в беде”

“Что я чувствую, когда нет рядом родных”

“Мои мечты и мои желания”

“Что значит быть счастливым?”

“Урок мужества”

“Что значит уважать мнение других”

“Если вместе мы друзья, зла не будет никогда”

“Мой дневник достижений”

“Рыцарский турнир вежливости”

“Мамин день”

“Празднуем дни рождения одноклассников”

“Прощай начальная школа”

“Чем богат наш край”

“Папа, мама, я – читающая семья”

“Новогодняя викторина”

“Сказка о вредных привычках и о том, как победила сила воли”

“Копилка добрых дел”

“Десять моих “Я”

“Посещение музея”

“Посещение театра”

Работа с родителями

•        Изучение воспитательного потенциала семьи

•        Психолого-педагогический всеобуч родителей

•        Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

•        Индивидуальная работа с родителями

Основные формы работы с родителями

лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследования.

План работы с родителями

2012-2013        учебный год (1 класс)

Родительское собрание “Как подготовить ребёнка к школе” (практические советы родителям будущих первоклассников).

Выбор родительского комитета класса.

Заседание клуба выходного дня. Поход на природу “Если вместе, если дружно”.

Собрание -круглый стол “Трудности адаптации первоклассников в школе”

Собрание (обмен мнениями) “Телевизор в жизни семьи и первоклассника”.

Семинар – практикум “Режим дня в жизни школьника”.

Игровой тренинг “Игра и игрушка в жизни младшего школьника”.

Форум “Неразлучные друзья – родители и дети”.

2013-2014  учебный год (2 класс)

Собрание-праздник “Снова вместе!”

Беседа “Причины и последствия детской агрессии”.

Собрание (обмен мнениями) “Поощрения и наказания детей в семье”.

Круглый стол “Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка”.

Родительский лекторий “Что надо знать о леворукости ребёнка”.

2014-2015        учебный год (3 класс)

Беседа “Семейные традиции и способность ребёнка трудиться”.

Обучающий тренинг “Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка”.

Дискуссия “Мой ребёнок становится трудным…”

Час общения детей и родителей “Эстетическое воспитание ребёнка в семье – школа высококультурного человека”.

Собрание (лекция) “Роль самооценки в формировании личности”.

Беседа “Ошибки семейного воспитания”.

2015-2016        учебный год (4 класс)

Практикум “Воспитание ненасилием в семье”.

Собрание “Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей”.

Обучающий тренинг “Развитие творческих способностей детей”.

Час сердечного общения (дети и родители рядом) “О родных и близких людях с любовью”.

Дискуссия “Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей”.

Праздник “Школе мы не говорим: “Прощай!”, мы говорим: “До новой встречи!”

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:

•        педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;

•        тестирование;

•        микроисследования.

Прогнозируемые результаты программы:

•        накопление и обогащение опыта у детей путем организации их практической деятельности;

•        формирование у детей ответственности за свое здоровье;

•        вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;

•        формирование коммуникативных умений и навыков, способности адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;

•        развитие органов классного ученического самоуправления;

•        накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся;

•        повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.        

Критерии оценки

Критериями оценки результатов воспитательной программы «Пусть дети пробуют все, пусть ищут

свои дороги, Для них открыты все пути»   являются следующие:

1.        Уровень сформированности классного коллектива.

2.        Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.

3.        Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.

4.        Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

5.        уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

Литература:

1.        Арсенина Е.Н. “Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе” М.: “Глобус”, 2001

2.        Дераклеева Н.И.  “Родительские собрания” М., “Вербум”, 2001.

3.        Дераклеева Н.И. “Справочник классного руководителя” М.: “Вако”, 2003.

4.        Дераклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006 г.

5.        Дик Н.Ф. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.

6.        Нечаев М.П.  “Практика управления воспитанием в школе” М., 2003,

7.        “Классный руководитель” № 1, 2003.

8.        Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2005 г.

9.        Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.

10.        Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. Волгоград: Учитель, 2007 г.

11.        Мастер – класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательныхучреждекниях. Книга 1 . Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса /авт. – сост. Л.М. Сыромятникова.- М.: Глобус, 2008.- 464 с.

12.        Мастер – класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательныхучреждекниях. Книга  3. Организация деятельности, методическая работа  /авт. – сост. Л.М. Сыромятникова.- М.: Глобус, 2008.- 300 с.

13.        Мудрость воспитания / под.ред. Б.М. Бим-Бад. Москва: Педагогика, 1989 г.

14.        Нечаев Н.П. Управление воспитательным процессом в классе. Москва: “5 за знания”, 2006 г.

15.        Павлова О.А. Тематические классные часы в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.

16.        Русакова Т.В. Моя педагогическая концепция // Классный руководитель 2000. № 4. С. 56.

17.        Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего гражданина. М.: Педагогика, 1990 г.

18.        Титова Е.В.   “Если знать, как действовать” М., 1993.

19.        Шевченко, С.В. Классные часы 1–11-е классы. Волгоград: Учитель, 2005 г.

20.        Яровая Л.Н. “Внеклассные мероприятия” М.: “Вако”, 2004

21.        Чуракова Р.Г. «Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. Москва: Академкнига/Учебник, 2011г.

Циклограмма общешкольных дел  для 1 «В»  класса  на I полугодие 2012 – 2013 учебного года

Сентябрь

 

  1. Праздник  «Полёт в страну Знаний»  01. 09.12 год
  2. «Уроки безопасности» с 03.09. по 28.09. 2012
  3. Акция «Найди себя», (выбор кружков и секций)
  4. Осенний праздник (1 -4 классы)
  5. Подготовка к посвящению в первоклассники (после 10.10.2012)
  6. Всероссийская акция «Кросс нации» 23.09.12 года в 11:00 часов
  7. Выборы актива класса.
  8. Выставка рисунков «Осенняя пора»
  9. «Волшебное слово Валентины Осеевой» - художественное рассказывание по книге.
  10. Районный конкурс профессионального мастерства классных руководителей и педагогов ДО  «За успехи в воспитании» (Положение)

Ноябрь

Организация осенних каникул.

День Народного Единства.

Конкурс профессионального мастерства «За успехи в воспитании».

Акция «Школа правовых знаний. Закон и ответственность».

Тематический классный час «Твои права и обязанности».

«День Матери»

«Приходите в Остер - класс, как-нибудь поучат вас!»

 - библиотечный урок к 65-летию Г. Б. Остера (4 классы, библиотека)

 «Вот какой рассеянный…» - художественное рассказывание

 и инсценирование произведений Маршака, к 125-летию (1 – 4 классы, библиотека)

Октябрь

  1. День Здоровья (при хорошей погоде)
  2. День Учителя (праздничное поздравление) 05.10.2012 года
  3. Общешкольная родительская конференция
  4. Диагностика «Занятость» (начало октября)
  5. Тематический классный час по ЗОЖ, в рамках всероссийской акции «Мы за здоровый образ жизни»
  6.  Районная выставка рисунка и фотографии «Мир вокруг нас»
  7. «Бабушки и внуки» - праздник, посвящённый Международному дню пожилых людей (3 – 4 классы, библиотека)

Декабрь

Подготовка и проведение Новогодних праздников

День Здоровья (открытие лыжного сезона)

Тематический классный час «Триединство Российской государственности» 12 декабря.

«Человек среди людей, или общество, в котором мы живём» - диспут (1-я неделя, 8 – 11 классы).

«Право на жизнь» - тематическая беседа о Всеобщей декларации прав человека (2 неделя, 5 – 6 классы)

Циклограмма общешкольных дел  1 «В» класса на 2  полугодие 2012 – 2013 учебного года

Январь

 

  1. Выставка рисунков: «Зимние зарисовки»
  2. Профилактическое мероприятие по пожарной безопасности. Беседа: «Как вести себя при пожаре»
  3. Тематический классный час о воспитании: « Я живу в родном селе» 28.01.2013.

Февраль

Конкурс поздравительной открытки « С 23 февраля!» (до 10 фнвраля)

Каникулы с 12 – 15 февраля.

Музыкально-поэтическая композиция «Песня в строю» (18-21 февраля)

Конкурс патриотической песни, посвященный Дню защитника Отечества «Песни, опаленные войной»

Март

1.Выставка рисунков: «Весеннее настроение»

2. Весенний праздник 8 МАРТА для девочек

3.Прощание с Азбукой .(18-23 марта).

4. Подготовка к районной выставке декоративно-приклодного и технического творчества учащихся «Мир, в котором я живу».

5. Каникулы.

Апрель

1 «День Земли» экологический праздник.

2  Выставка рисунков «Берегите Землю» 1-4 классы.

3 Тематический классный час.«За здоровый образ жизни»

4 Учебная эвакуация.

5 Прием заявлений от родителей для летнего отдыха на площадке.

Май

1 Митинг «Не забыть нам даты этой, что покончила с войной…»

2 Тематический классный час «Моя семья»

3 «Господин Дорожник» урок – викторина по правилам дорожного движения.

  1. Общешкольное родительское собрание.
  2. Профилактическое мероприятие по ПДД.
  3. 18 мая – День защиты детей от ЧС. 

Циклограмма общешкольных дел  для 2 «В»  класса  на I полугодие 2013 – 2014 учебный год

Сентябрь

 

1.День Знаний «Школа, здравствуй!» 02.09.13

2. Всероссийский открытый урок «Здоровые дети- в здоровой семье»

3. День Здоровья 07.09.2013 год

4. «Уроки безопасности», эвакуация, в течении месяца.

5. Акция «Найди себя», (выбор кружков и секций)

6. «Золотая осень» представление для 1-2 классов.

7. Совещание классных руководителей 1-4 классов.

  1. Выставка рисунков «Осенняя пора»
  2. Тематический классный час «Космос- человечеству»
  3. Кросс нации 22.09.2013 год.

Ноябрь

  1. Организация осенних каникул.
  2. Тематический классный час «Твои права и обязанности».
  3. «День народного единства»(библиотека)1.11.13
  4. «День Матери» классное собрание.

Октябрь

День Учителя 04.10.2013 год

Школьный конкурс» Две звезды»4.10.13

Общешкольная родительская конференция

Диагностика «Занятость» (начало октября)

Тематический классный час по ЗОЖ, в рамках всероссийской акции «Мы за здоровый образ жизни»

 Районная выставка рисунка и фотографии «Мир вокруг нас»

Декабрь

Подготовка и проведение Новогодних праздников

День Здоровья (открытие лыжного сезона)

Тематический классный час

«Триединство Российской государственности» 12 декабря.

Организация зимних каникул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Программа по воспитательной работе

Программа по воспитательной работе...

Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"

Программа  расчитана для проведения воспитательных  часов в 1 классе....

Программа по воспитательной работе.

Программа по воспитательной программе соответствует новым требованиям....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Программа воспитательной работы "Школьные годы чудесные"

Программа воспитательной работы "Школьные годы чудесные"...