Воспитание толерантности у младших школьников.
материал по теме

Воспитание толерантного поведения у младших школьников имеет огромное значение.Это влияет не только на развитие детского коллектива, но и учит основным способам общения с разными людьми и взрослыми, и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-_kopiya.doc107 КБ
Файл metodika.docx17.02 КБ
Файл rabota_s_roditelyami.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Я не согласен с тем, что вы говорите, но 
пожертвую своей жизнью, защищая ваше 
право высказывать собственное мнение.

Вольтер

Актуальность.

          Красивое латинское слово «толерантность» в последнее время стало популярным, даже модным. Что оно означает? Что стоит за ним? Необходимо, чтобы в общественном сознании – и особенно учительском – сложилось твердое понимание того, что толерантность имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским – тревогам и заботам, что её воспитание это наша актуальная задача.

      Человек, большой или маленький, никогда не живет один. Его окружают множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, мужчин и женщин, знакомых, близких, родных и совершенно незнакомых. Мало того – оказывается, ребенок не сможет стать человеком, если рядом с ним не будет взрослых людей.

       Только под воздействием совместно-разделенной деятельности с взрослым могут раскрыться те потенциальные возможности, которые заложены в каждом ребенке.

      У каждого свои возможности, мозг каждого человека изначально имеет свои врожденные особенности, а значит, попав в одни и те же условия, мы станем разными людьми. И это прекрасно, и это оправдано с точки зрения человечества. То, что мы разные, - это важнейший фактор развития общества. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя, на близких тебе людей? В русском языке существует понятие «терпимость». Ты - другой, но я уважаю твое право быть другим.

Однако во многом люди составляли однородную общность. В большинстве народов нашей страны жители являлись представителями одной и той же национальности, имели чаще славянскую внешность, говорили на одном и том же языке. Конечно, наша страна всегда была многонациональной. Возросшая миграция населения, резкое социальное расслоение, утрата многих традиций во взаимоотношениях, информационная загруженность детей, когда они часто в определенных областях обладают большими знаниями, чем их родители или педагоги, и многое другое – всё это усложнило взаимоотношения между людьми, расширило спектр «иных», отличных от меня, часто недоступных моему пониманию. В таких условиях умение общаться с этими «иными», жить и работать рядом с ними стало важной жизненной необходимостью. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много: взаимная нетерпимость и культурный эгоизм, социальное окружение детей, семьи. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, привычкам продолжает существовать в обществе, а поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав, свобод и культуры других, непохожих на тебя, людей.

Цель проекта:

Сформировать у учащихся младших классов знания нравственных категорий как средство воспитания толерантности и культуры поведения.

Задачи проекта.

 1.        Овладение учащимися нравственными знаниями; перевод этих знаний в убеждения и реальные действия.

2.        Развивать представление о доброте и добрых поступках.

3.        Развитие коммуникативных навыков.

4.        Воспитание толерантности у учащихся на основе усвоенных нравственных категорий. Разработка плана действий.

Проект предусматривает следующие направления:

1.        Исследования и анализ ценностных ориентаций детей;

2.        Нравственное просвещение;

3.        Организация эффективной целесообразной работы школы на основе ценностного подхода

4.        Организация и проведение социально-значимой коллективной творческой деятельности;

5.        Проведение образовательных программ по гражданско-патриотическому и нравственному воспитанию.

Срок реализации проекта 4 года (2011-2014г.г.)

Этапы реализации:

1 этап. Подготовительный.

•Определить содержание проекта, целей и задач.

•Составление плана работы.

•Планирование работы в группах.

2 этап. Практический.

•Внеурочная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию •Разработка маршрутов, схем и тем прохождения проекта.

•Чтение художественной литературы о добре и зле, толерантности.

• Система блочных занятий по нравственному воспитанию.

3 этап. Заключительный.

• Обобщение результатов, выводы и анализ трудностей.

• Подведение итогов

•Проведение тематических праздников.

Кадровое обеспечение.

-Учащиеся школы

-Воспитатели и учителя

-Социальный педагог

-Зам. директора по методической работе.

-Родители

Ожидаемый результат:

Каждый участник проекта должен стремиться обладать качествами:
Нравственной личности

Гуманной личности

Миролюбивой личности

Активной гражданской позиции и патриотизмом

Чувством собственного достоинства

Коллективизмом
• Повышение профессиональной компетенции и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у учащихся.
•Социально адаптированный ребенок.

Материально-техническое обеспечение:

•Классы-группы
•Актовый и спортивный залы

•Школьная площадка

•Персональный компьютер

•Фильмы и слайды по тематике

•Средства изобразительного искусства (цветные карандаши, бумага, краски, фломастеры)
•Стенд для выставок наглядного материала.

 

Изучение психолого-педагогической литературы.

Толерантность-( от лат.tolerantia — терпение, выносливость) обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности, толерантность заключается в осознании и предоставлении другим их права жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям их самобытной культуры. Толерантность означает принятие, правильное понимание и уважение других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность. Толерантность также не признаёт национализма.

         Идеи системы Л.В. Занкова учат тому, чтобы сделать выбор приемлемым для себя и быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании. Успешное развитие данных качеств осуществляется воспитанием толерантности именно на этапе старта обучения.

       Толерантность как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания. Отечественный философ Ю.А. Шрейдер отмечал: «Самая страшная из грозящих нам катастроф - это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а, может быть, и всего живого на Земле), сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке» [6]. И, прежде чем выяснять, как защитить природу, как избавиться от войн, бедствий и т.д., следует понять, как остаться человеком не только разумным, но и сознающ им и совестливым»

Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношений), имеется у каждого человека, в том числе и у ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.

       Тем более такой опыт есть у школьников, обладающих разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужденных принимать школьные порядки классного руководителя, того или иного учителя…

       Особенно важно воспитание толерантности, культуры мира и согласия в детском возрасте. Ребенок пытается упорядочить окружающий его мир, сделать этот мир понятным, предсказуемым, не таящим угрозы. Почему героями сказок для маленьких детей чаще выступают не люди, а животные? Мир взаимоотношений между людьми очень сложен, пока во многом не понятен ребенку, а зайчик в сказках всегда хороший и немного трусливый, а лиса хитрая. Ребенок отрабатывает понимание взаимоотношений сначала в упрощенной форме на сказочных героях, а уже потом учится понимать тонкости взаимоотношений между людьми.

        Итак, воспитание толерантности к непохожим на тебя людям, воспитание терпимости, понимания, интереса к другому человеку и к его видению мира становится в нашем обществе одной из важнейших задач, стоящих перед взрослыми людьми по отношению к подрастающему поколению.

        Уже в 1 классе, попадая в новую среду, в которой еще нет коллектива, нет детского сообщества, дети пытаются создать иерархически построенную, организованную структуру. Идет поиск лидера. У мальчиков этот поиск идет дольше, чем у девочек. Иногда мальчики дерутся, выясняя, кто сильнее телом и духом, а чаще просто толкаются. Их стычки носят демонстративный, ритуальный характер. Обычно они не держат зла друг на друга. Подравшись на одной перемене, они могут вместе играть на другой. Лидером становится тот, кого уважают за силу, за умение организовать игру, придумать что-то интересное. Девочки сложной иерархии не образуют. У девочек выбор лидера происходит по формальным признакам: она лучше других одета, приносит в класс игрушки, которых нет больше ни у кого, ее хвалит учительница. Если девочки поспорили, поссорились, то это надолго. Они склонны к созданию группировок, в которые «чужие» допускаются редко. Они чаще, чем мальчики, исключают третьего: «Если будешь дружить с Машкой, я с тобой дружить не буду!».

На этом фоне легко может сформироваться установка нетерпимости к «чужим». У мальчиков агрессия часто проявляется физически (дерутся, толкаются), а у девочек вербально (дразнят, обзываются, говорят обидные вещи). Но чтобы обозвать нужен некий повод. Часто это необычная внешность – вспомните обидные прозвища, которыми пользовались ваши одноклассники: обзывали рыжим, толстым, дылдой, мелким, косым и т.д. Причем это не значит, рыжеволосый или косой ребенок не может стать лидером. При этом его могут тоже звать рыжим или косым ( если он позволит), но уважительно, признавая его «своим», да к тому же лидером.

Хорошо, если лидером становится тот ребенок, чей пример действительно положителен. А если нет? Вот тут нельзя переоценить роль педагога. Но если ребенок-лидер не признается педагогом и группой детей, за которыми стоит авторитет взрослого, то такому лидеру приходится доказывать свое главенство за счет унижения самых слабых. Это могут быть физически слабые дети, трусоватые, не приемлющие драку в силу воспитания или по другим причинам, девочки, новенькие, те, кто плохо говорит и понимает по-русски и т. д. Для того, чтобы помочь, надо правильно оценить ситуацию: когда вмешаться необходимо, а когда дать детям самим справиться с ситуацией. Не следует мелочно опекать детей и решать за них все возникающие конфликты. Иногда следует понаблюдать, не вмешиваясь, но и не упуская из виду. Дети все равно выстроят свою иерархию, и учитель своим вмешательством может только продлить этот процесс во времени. А вот предотвратить главенство негативного лидера, не позволить превратить некоторых детей в изгоев педагог обязан. Только нужно понимать, что лекциями и выговорами или другими санкциями здесь не обойдешься. Нужно суметь смоделировать ситуацию, подтолкнуть детей к тому, чтобы они сами осознанно приняли желаемое для нас решение.

            Повышенный уровень конфликтности в межличностных отношениях детей мешает формированию классного коллектива. В реальной жизни малыши проявляют подсознательную радость при наблюдении трудностей у товарищей, агрессию при отстаивании своих интересов, раздражительность и потерю самообладания в повседневной деятельности, нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками. Свою задачу как классного руководителя я вижу в том, чтобы помочь детям включить законы толерантного общения в их систему ценностей.

         Общеизвестно, что поведение может быть разнообразно по формам своего проявления, это активное действие человека, требующее большой затраты энергии, волевого напряжения душевных сил знаний, специальных умений.

Несформированность нравственных норм у детей - является одной из причин их агрессивного поведения.

          Агрессивное поведение - это деструктивное поведение, которое выражается в следующих признаках:

-неадекватное протестующее действие, враждебное отношение к другим;

-желание «взять свое» любой ценой, конфликтность, грубость;

-жесткие и резкие реакции на чьи – либо действия;

-излишняя негативная активность, несдержанность, неумение контролировать себя, открытое выступление против всех;

-драчливость, озлобленность, склонность к насильственным действиям.

         Школа является местом, где обучают решать проблемы с позиции ненасилия, где учат толерантному, гуманному поведению. Каковы же особенности толерантного, гуманного поведения?

С точки зрения  современной педагогики толерантное поведение

предполагает  следующие проявления:

-способность ребенка видеть в другом носителя других ценностей, логики

мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим; способность и умение видеть другого изнутри и видеть мир с двух позиций: своей собственной и его.

Сформировавшееся гуманное поведение характеризуется следующими признаками:

- сочувствие, уважение, желание прийти на помощь окружающим людям;

- желание и умение приветливо обращаться с окружающими людьми, вежливо ответить на просьбу или предложение, деликатно отклонить нежелательное предложение;

- желание делать приятное для сверстников (коллектива и отдельного сверстника);

- способность прислушиваться к общественному мнению и руководствоваться в своих действиях общественными мотивами, получая при этом личное удовлетворение.

Какие же конкретные шаги должен предпринять учитель. Когда он видит, что какого-то ребенка обижают, унижают, не принимают в свое сообщество? Во-первых, повысить его статус. Найти у этого ребенка такие достоинства, которые ценятся в обществе. Неплохо было бы, если они ценились не только взрослыми, но и детьми. При этом не стоит действовать в «лоб», просто рассказывая классу, какими достоинствами обладает этот ребенок. Лучше создать ситуацию, при которой он сможет проявить себя в действии. Очень хорошо, если эти его действия будут востребованы коллективом.

           Работу по развитию толерантности, доброжелательности к другим людям, сопереживая им можно вести и на уроках литературы, окружающего мира, даже математики, выбирая задачи, в которых действуют отличающиеся от других люди. Важно, чтобы они выглядели в данном контексте положительными героями. Велика роль и уроков чтения. Часто мы говорим: "Книга - это открытие мира". Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

После прочтения детской сказки Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок", предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

1. Объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других?

2.Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

3.Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

     У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению.

      4. Найдите в тексте предложения, из которых ясно, что утенок теряет самоуважение.

 Цель - применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семьях или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают, что значит быть изгоем. Все вместе обсуждаем, могли бы утята как-то иначе отнестись к не похожему на них утенку.

На уроках окружающего мира мы с детьми идем на экскурсию в парк. Ребятам даю задание - найти два одинаковых листочка, упавших с одного дерева (специально выбираю одиноко стоящее). Дети пытаются найти. Приносят одни, другие. Мы внимательно их рассматриваем. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета. В конце концов, дети немного устают, энтузиазм снижается. Задаю вопрос: Почему природа даже на одном дереве не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение.

 1.А можно ли было выполнить это задание? Ответы детей - нет.

Посмотрите друг на друга.

2.Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет.

Однако, только реагируя в режиме «скорой помощи» на случаи терпимого отношения к другому человеку, невозможно воспитать толерантность в детях. Нужна постоянная планомерная работа.

Большой потенциал в связи с решением актуальной воспитательной задачи по формированию у учащихся толерантного и гуманного поведения имеется у внеурочной деятельности в свете ФГОС второго поколения.

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. По сравнению с уроками внеурочная деятельность открывает перед учителями разнообразные возможности для удовлетворения индивидуальных запросов школьников, учета их интересов и склонностей. В ней не требуется так строго, как на уроках, регламентировать темп и объем работы, содержание и способы ее организации. В ходе внеурочной деятельности существенно изменяется позиция ученика: на смену непосредственному педагогическому руководству приходит опосредованное влияние учителя на школьника через взаимодействие с ученическим коллективом, что способствует повышению активности школьников во всех видах деятельности. Значительно повышается роль самого школьника в выборе способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания, формировании определенных жизненных установок.

         В настоящее время основными задачами внеурочной работы признаны:

  • создание благоприятных условий для проявления творческих способностей,
  • наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат,
  •  внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

     

   Использование знаний в оценочной и регулирующей функции способствует формированию у воспитуемых высокого уровня внутренней мотивации, готовности руководствоваться приобретенными знаниями в своем поведении. В связи с этим важно, чтобы классный руководитель явился организатором такой деятельности, создавал ситуации нравственного выбора на основе этического анализа и оценки явлений действительности.

 Одной из форм такой оценочной деятельности является рефлексия, направленная на осмысление человеком собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов.

К таким приемам, стимулирующим аналитическую, оценочную деятельность школьников можно отнести следующие:

- анализ противоречивых высказываний (это помогает учить детей понимать сложность, противоречивость жизненных и нравственных явлений);

- анализ этического содержания пословиц и поговорок, афоризмов,  (в  которых заключается глубокая мудрость, открытие которой  побуждает учащихся к размышлениям над нравственными проблемами);

- анализ проблемных вопросов – таких в которых четко просматривается противоречие между чем-то известным и новым или иным взглядом на общеизвестное;

- анализ нравственных проблемных ситуаций (важно чтобы эти ситуации были конкретны и жизненны, а также истинно проблемны и неоднозначны, а не просто требующие оценки «хорошо» или «плохо»);

- анализ дилемм (ситуаций нравственного выбора, которые нельзя разрешить однозначно; в них человек вынужден делать выбор, сообразуясь со своей совестью, высшими нравственными принципами, взять на себя ответственность за свой выбор);

- участие в различных типах дискуссий.

    В процессе формирования толерантного и гуманного поведения важно создание для детей ситуаций «проживания», прочувствования своего эмоционального состояния посредством моделирования отношений, в которые ребенок включен в процессе своей жизнедеятельности. Для того, чтобы ребенок осознал, осмыслил свои состояния и чувства, он должен эти чувства, эти состояния пережить вновь или восстановить в своей эмоциональной памяти

 Среди приемов активизации нравственных эмоций и чувств выделяются:

-актуализация эмоционального опыта (используется для того, чтобы пробудить в душе ребенка те чувства и переживания, которые он испытал когда-то);

-рисунок-ассоциация (когда детям дается возможность зафиксировать возникающие в их сознании мысли, чувства в образной форме на бумаге, что помогает понять им и выразить свой внутренний мир, осознать сущность многих явлений);

-дневник настроения (создает ситуацию постоянной рефлексии учениками своих внутренних состояний, развивать внимание и интерес учащихся к внутреннему миру других людей;

-игровое взаимодействие (способствует активному самовыражению школьника «проживанию» в игровом образе и приобретению им определенного нравственного опыта, созданию ценностных отношений в коллективе в процессе взаимодействия.);

-тренинговые упражнения (во время их выполнения ребёнок имеет возможность активно экспериментировать с разными стилями общения, усваивать и отрабатывать совершенно иные, не свойственные ему ранее коммуникативные навыки и умения, ощущая при этом психологический комфорт и защищенность). В процессе выполнения тренинговых упражнений детьми приобретаются умения встать на точку зрения другого, умение видеть положительное в человеке, умение осознать собственные достоинства и недостатки, умение сдерживать свои эмоциональные порывы. (См. приложения)

       Первичный опыт гуманного поведения приобретается детьми в процессе участия в благотворительных акциях, в подготовке праздников, в походах, а также в процессе организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях (метод воспитывающих ситуаций).

К воспитывающим ситуациям можно отнести:

1.Дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое-либо задание учителя;

2.Ситуация, в которой ребёнок вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе и с теми, нормальным отношениям с которыми мешали определенные предрассудки.

 Следует выделить следующие приемы организации деятельности детей в классе:

1. «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся разных групп.

2. «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

3. «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

4. «Обмен ролями».  Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении заданий.

5. «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.)

6. «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.

7. «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.

8. «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

9. «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

.10.  «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

11. «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

12.«Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

13.«Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

14. «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).

15.«Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Дети, как и некоторые взрослые, оценивая другого человека, за точку отсчета принимают обычно самого себя. Если я сильный, то все кто слабее меня, воспринимаются, как недоразвитые. Если я могу постоять за себя. То все, кто на это не способен, хуже меня. Если я получаю в школе хорошие отметки. Значит, я умный, а «троечники» - люди второго сорта. Пусть тренируется, занимается спортом, развивает силу воли, слушает учителя и старательнее готовит уроки. Тогда он станет «своим». А сейчас он сам виноват, что не такой, как мои друзья.

Правильная ли это позиция? Конечно, нет. Но детям самостоятельно трудно осмыслить, в чем он не прав. Задача учителя – доказать, что другой человек имеет право быть не таким, как ты, что обществу очень нужны не только такие, как ты, но и совсем другие, непохожие на тебя. В одних профессиях или одних условиях нужны будут физически сильные люди, а в других физическая сила не имеет значения, а пригодится изобретательность, воображение. Есть профессии, в которых ценятся маленький рост и небольшой вес – например, важным условием при отборе первых космонавтов был невысокий рост. Юрий Гагарин был невысокого роста. Выдающимися актерами часто становятся не слишком красивые люди, т.к. не все герои фильмов и спектаклей красавцы. Но таких некрасивых героев нередко любит вся страна. 
Конечно, чтобы воспитывать у детей уважительное отношение к другому человеку не за то, что он обладает какими-то выдающимися качествами или такими качествами, которые нравятся нам, а просто потому, что он имеет право быть другим, взрослому самому нужно воспитать в себе такую же терпимость к другим. В первую очередь, надо позволить детям иметь свою индивидуальность, быть другими, а не такими, как хотелось бы или было бы удобно нам. Ведь дети – это тоже люди, только маленькие.

Приложения.

Тренинговые упражнения.

1. Упражнение « К солнцу».

Встаньте, поднимите  руки вверх, крепче сплетите их и потянитесь к солнцу.  Глаза закрыты.  В тишине постарайтесь услышать биение чужого сердца. (слушаем несколько секунд).  Сердце каждого из нас может биться ровно и спокойно, учащённо и быстро. Оно умеет любить и ненавидеть, страдать и терпеть, когда возникают конфликты. (Раздаются карточки с описанием конфликтных ситуаций). Задание: прочитать описание ситуаций, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить, какие меры можно было предпринять для предупреждения конфликта. Вывод: самое важное в решении конфликтов – взаимная терпимость, умение приходить к таким решениям, которые устраивают две или несколько сторон.

     2. Упражнение «Правила». 

Ведущий задаёт вопросы, дети хлопают, если согласны с высказыванием.  Какие правила в конфликте надо соблюдать?

  • Спокойно выслушать все претензии.
  • Сказать о своих чувствах используя «я – сообщения».
  • Осознать право на существование другой точки зрения.
  • Быть твёрдым, говоря о проблеме, но мягким с людьми.

3. Упражнение « Горе».  

Один из участников садится в центр круга. Он изображает горе. Несколько человек должны выразить ему своё сочувствие.  Другие участники определяют, чей жест был наиболее искренен и убедителен.

4. Упражнение « Качества».

 Участники работают в группах.  Первая группа записывает на лучах в виде полосок положительные качества, вторая группа – отрицательные. Положительные качества наклеиваются на доску в виде солнечных лучей, отрицательные – лесенкой. Зачитайте, какие качества делают классный коллектив единым, крепким, а какие способствуют его разрушению?  В центр лучей прикрепляем слово «класс».  Именно солнце своими лучами обогревает всех нас. Наш класс, образно говоря, маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно. И мы все должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас.

Система классных часов

№ п\п

Название занятий

Основная цель

1.

Кто я такой?

Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе(ф.и.о., дом.адрес, национальность и пр.)

2.

Мальчики и девочки.

Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении.

3.

Я среди людей.

Развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений.

4.

Привычки хорошие и плохие.

Раскрыть значение слова «привычка», развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке.

5.

Зачем нужны правила?

Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять.

6.

Нарочно и нечаянно.

Развить нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров.

7.

Учусь прощать.

Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый».

8.

Учусь думать и поступать по-своему.

Развить в детях чувство собственного достоинства, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.

9.

Зачем нужен друг?

Воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

10.

Учусь сочувствовать.

Закрепить умение замечать, что кому-то плохо, выражать сочувствие, оказывать помощь.

11.

Почему бывают драки?

Сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации

Жизнь по-разному можно прожить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить

И вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой до солнца достать

И подарить его людям.



Предварительный просмотр:

Методика «Сломанный карандаш»

Цель методики: исследование национальной толерантности учащихся младших классов.

Задание: На уроке рисования ты заметил, что у твоего одноклассника (указывается на одноклассника другой национальности) сломался карандаш.

Что ты сделаешь?


Обработка результатов:

 Ответы учащихся для удобства целесообразно сгруппировать по типам:
1)ответы с агрессивным содержанием,

2)ответы с дружественным содержанием

3) ответы с нейтральным содержанием

Методика « В поезде»

Цель методики: выявление того, к каким национальностям учащиеся относятся недоброжелательно.

Методику можно проводить как в группе детей, так и индивидуально.

Задание для учащихся: Представь себе, что ты поехал в путешествие на поезде. В вагоне с тобой едут дети разных национальностей. С детьми, какой национальности ты бы не хотел ехать вместе, кого бы ты хотел высадить? Почему? Если ты хочешь оставить всех, никого не высаживай.

Методика «Кинотеатр».

Цель методики: исследование этнической толерантности учащихся младших классов. Выявление отношения учащихся к непосредственной пространственной близости людей других национальностей.

Задание: Представь, что ты оказался в кинотеатре. Часть мест уже занята другими детьми. Обозначь крестиком место, где сядешь ты. Почему ты выбрал это место?

     

Армянин

Казах

Русский

Немец

Хакас

Китаец

Русский

Цыган

Русский

Украинец

Методика «Сестренки»

Цель методики: исследование национальной толерантности учащихся младших классов.


Задание: Представь, что во время урока в класс вошел директор школы с двумя девочками, непохожими на тебя. Одна из них что-то тихо сказала на непонятном тебе языке, а другая с любопытством рассматривала детей в классе. «Эти девочки – беженки. Они приехали из Таджикистана, и теперь будут учиться у нас в классе», – сказал директор. Что ты сделаешь в этой ситуации?

Обработка результатов: ответы учащихся классифицируются как:

1)ответы с агрессивным содержанием,

2)дружественным,

3) нейтральным.



Предварительный просмотр:

Работа с родителями.

  1. Родительские общешкольные собрания

«Нравственное воспитание младшего школьника».

«Психология семейных отношений и их влияние на становление личности ребенка».

«Семья и религия: воспитание толерантности»

  1. Конференции, обмен опытом, круглые столы

Конференция: «Воспитание доброты: опыт семьи».

Круглый стол «Воспитательный опыт пап».

Круглый стол «Почему дети бывают эгоистами».

  1. Наглядная агитация для семьи и родителей (выставки, классные

уголки для родителей, доска объявлений).

Фотовыставка «Труд младшего школьника в семье»

Выставка «Как мы растем»

Выставка: «Советуем прочитать. Педагогическое образование родителя».

Классные уголки: выставки детских рисунков, сочинений, творческих работ,

информация для родителей.

  1. Консультации для родителей

Консультации школьного психолога, логопеда, врача, директора школы и учителей по актуальным вопросам семейного воспитания.

2) изучение социального

запроса родителей ( ан-

кетирование);

     5.     Изучение социального запроса родителей (анкетирование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности у младших школьников.

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Име...

Доклад на тему "Воспитание толерантности у младших школьников"

Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей....

Духовно-нравственное развитие и воспитание толерантности у младших школьников.

В данной публикации раскрываюся аспекты духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников, показаны уровни толерантност...

Воспитание толерантности у младших школьников

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно созда...

Воспитание толерантности у младших школьников.

Воспитать доброе отношение к людям и уметь общаться со сверстниками- задача педагога.Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста начинается с первых дней в школе....

Воспитание толерантности у младших школьников.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Д...