Главные вкладки

    Воспитание толерантности у младших школьников.
    статья по теме

    Андреева Марина Анатольевна

    1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию принципов толерантности, в которой четко определили этот термин. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vospitanie_tolerantnosti_u_mladshikh_shkolnikov.docx20.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Воспитание толерантности у младших школьников.

    1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию принципов толерантности, в которой четко определили этот термин.

    Он формируется так: «Толерантность от латинского – терпение, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявлений человеческой индивидуальности». Общепризнано, что человеку не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательного-терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. С воспитанием в нас закладывается, что различных людей нужно воспринимать такими, какие они есть, со своими традициями, обычаями, поведением. Однако в реальной жизни часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность. Я все чаще задумываюсь над проблемами воспитания толерантности, особенно с того момента как начала вести предмет светской этики. На уроках и внеклассных занятиях стараюсь формировать личность, которая обладает чувством собственного достоинства, уважения к людям, умение строить отношения со сверстниками. В ходе реализации программы использую дидактические игры, трудовую деятельность, праздники, индивидуальные беседы. Так начиная с первого класса, мы проводили беседу о привычках. Дети через игру смогли выяснить и проанализировать, что привычки бывают хорошие и плохие. Выясняли зачем нужны правила, почему их надо выполнять. Правда к этой теме мы возвращаемся очень часто, дети активно обсуждают тему, сами говорят, что правила необходимы, но как только началась перемена -  все сразу забывается. Все мы знаем, как для детей начальной школы актуальны драки. С первых дней начинаю формировать навыки общения, развиваю понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитывать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации. Эту тему затрагиваю и на родительском собрании, почему-то наши родители зачастую советуют своему ребенку дать сдачи да посильней, они эту «привычку сдачи» несут еще из детского сада. Начинаешь беседовать на эту тему со взрослыми и порой бывает сложно убедить их , что конфликт можно разрешить мирным путем, если взрослые не хотят решать проблему словами как тяжело по началу это разрешить с детьми. И когда однажды после очередной драки предложила детям разработать свои правила, была приятно удивлена, что принятые правила детьми выполняются наиболее добросовестно. Бои пошли на убыль.  

    Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формируются в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, тренировочных упражнений. Например: «Дружба начинается с улыбки». Дети, сидящие в кругу, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку по очереди. «Тренируем эмоции»: нахмурится как осенняя туча; рассерженный человек; улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок; позлиться ,как человек, которого ударили; испугаться, как потерявшийся ребенок. Научившись понимать чувства других, ребенок научится бескорыстию, взаимности, будет благополучен в общении. Принцип толерантности в образовании дает возможности личностного самообразования, активное усвоение разных способов познавательной деятельности.

     

    Классный час на тему: «Зачем нужен друг?»

    Цель. Воспитать и развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения со сверстниками, дать понятие о дружбе, друзьях.

    Оборудование. Плакат «Дружба – это, прежде всего, примирение и великое духовное общение вопреки ничтожным мелочам», песни о дружбе, слайды, карточки.

    Ход занятия.

    Нет на Земле человека, который бы не задумывался, что же такое дружба, в чем её притягательная сила, её непреходящая ценность, её духовное обаяние. Давайте вместе поразмышляем о том, что может быть дороже дружбы и почему важно уметь дружить.

    Что такое дружба?

    Это крепкий мост

    Над материками

    Между ярких звёзд.

    Что такое дружба?

    Это братский хор,

    Что не смог собраться

    Вместе до сих пор.

    Что такое дружба?

    Это хоровод, по земному шару

    Гордо он идёт.

    Черные и белые,

    Мы – одна семья!

    Все для дружбы сделаем,

    Если мы друзья!

    Фронтальная беседа.

    О чем стихи? Как вы понимаете слово «дружба»?

    Из опыта жизни люди знают, что подлинной основой дружбы является взаимная поддержка, взаимное уважение, основанное на взаимной симпатии. Настоящая дружба правдива и отважна. Дружба –это школа понимания другого человека. Ведь с другом мы порой бываем чем-то схожи или, наоборот, различны. От друга ждут верности, доверяют как самому себе.

    В каком возрасте люди начинают дружить? А сколько времени длится дружба?

    Слайды фотографий «Верные друзья».

    Хотели бы вы так дружить? Знаете ли вы, что главное в дружбе – уметь хранить секреты и помогать друг другу? И даже если вы поссорились, не выдавать секрет никому?

    Рассказ ученицы.

    Когда я была маленькой, у меня был свой секрет. Я собирала цветные стекляшки(красные, зеленые, желтые), смотрела на солнце, загадывала желание и говорила, чо я волшебница. Я рассказала об этом одной девочке, а она разболтала всем в классе. Надо мной все смеялись, говорили, что я врушка, а я горько-горько плакала, ведь я была не врушка, а фантазерка, любила мечтать. А вот девочка была болтушка.

    Можно ли девочек назвать подругами? Почему нельзя?

    Какое главное правило дружбы нарушила девочка?

    А вы бы хотели дружить с болтушкой? Почему?

    Кто из вас умеет хранить тайны, секреты?

    Вас можно назвать надежным, верным другом? А каким  надо быть самому, чтобы тебя выбрали в друзья, подруги? Кому легче пережить беду: тем, у кого друзья или тем, у кого нет  друзей?

    Дружба начинается с чуткости к другому человеку, с умения поставить себя на место друга. Иначе и быть не может: друзья живут, воздействуя друг на друга, и каждый стремится быть нужным друг другу.

    Одному на свете трудно,

    А с друзьями легче жить,

    Так давайте же, ребята

    Будем крепко мы дружить.

    Что один не сможет сделать –

    Быстро выполнят друзья.

    Жить без солнца невозможно,

    И без дружбы жить нельзя!

    Работа в парах.

    Сейчас мы посмотрим, умеете ли вы дружно работать. На партах лежат разрозненные пословицы о дружбе. Соберите их и попытайтесь объяснить их значение.

    Без друна в жизни туго.

    Верный друг – редкая птица.

    Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости.

    Дерево живёт корнями, а человек – друзьями.

    Друга ищи. А найдешь береги.

    Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

    Творческие работы. (на доске рисунки друзей) , чтение отрывков из сочинений «Мой друг».

    Диагностическое исследование. Возьмите карточку «Каким должен быть друг?». Выбрать нужные слова.

    • Добрым    
    • Умным
    • Смелым
    • Вредным
    • Сердитым
    • Жадным
    • Честным
    • Злым справедливым.        

    Не только в радости, но и в печали

    Мы верных нам друзей повсюду узнавали,

    Нас школьная семья недаром подружила:

    Мы школьные друзья, и в этом наша сила.

    Кто в дружбу верит горячо,

    Кто рядом чувствует плечо,

    Тот никогда не упадет,

    В людой беде не пропадет.

    А если и споткнется вдруг,

    То встать ему поможет друг,

    Всегда в беде надежный друг

    Ему протянет руку.

    Знакомство с правилами дружбы.

    1. Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
    2. Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе самое лучшее.
    3. Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему обэтом.
    4. Не ссорься с товарищами: старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
    5. Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

    Итог классного часа.

    Что вы узнали? О чем впервые задумались? Почему важно уметь дружить? Что для себя уяснили? Что значит быть хорошим другом?

    Я хочу, чтоб у меня

    Были верные друзья,

    Чтоб на помощь приходили,

    Если вдруг стряслась беда,

    В трудный час не подводили,

    Помогами бы всегда.

    И смогу я, без сомненья,

    Сохранить друзей своих,

    Потому что сам сумею

    Верным другом быть для всех.

                                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание толерантности у младших школьников.

    Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во внеучебной деятельности. Име...

    Доклад на тему "Воспитание толерантности у младших школьников"

    Доклад был подготовлен для выступления на школьном МО классных руководителей....

    Духовно-нравственное развитие и воспитание толерантности у младших школьников.

    В данной публикации раскрываюся аспекты духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России через формирование толерантности у младших школьников, показаны уровни толерантност...

    Воспитание толерантности у младших школьников

    Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно созда...

    Воспитание толерантности у младших школьников.

    Воспитание толерантного поведения у младших школьников имеет огромное значение.Это влияет не только на развитие детского коллектива, но и учит основным способам общения с разными людьми и взрослыми, и...

    Воспитание толерантности у младших школьников.

    Воспитать доброе отношение к людям и уметь общаться со сверстниками- задача педагога.Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста начинается с первых дней в школе....