Родительское собрание-практикум «Гармония общения"
учебно-методический материал (2 класс)

Мозговая Наталья Анатольевна

 

Родительское собрание-практикум

«Гармония общения-

залог психоэмоционального состояния ребенка. Диалоги о дисциплине»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание-практикум

«Гармония общения-

залог психоэмоционального состояния ребенка. Диалоги о дисциплине»

                                                                                                    Л.М.Когут

Цели:

  1. В совместном разговоре попытаться выяснить причины недисциплинированности детей и способы воспитания дисциплины.
  2. Познакомить родителей с приемами поощрения и наказания детей.
  3. Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством применения единых воспитательных средств.

Подготовительная работа:

  1. Дать детям задание нарисовать рисунок на тему «Моя семья».
  2. написать сочинение по наблюдениям «Вечер в моей семье».
  3. Провести тест на выявление самооценки детей (материалы тестирования можно взять из сборника Р.В.Овчаровой «Практическая психология начальной школе»).
  4. Напечатать карточки для родителей с заданием:

Вставить нужные слова.

а) Корень любого порока -…

            Запрет на наказание - …

            В гневе наказание превращается в …

             (слова: месть, гнев, ложь)

            б) Царица детской добродетели - …

            Основа наказания -…

            Цель наказания -…

             (слова: любовь, послушание, исправление)

  1. Провести среди детей письменный опрос:
  • Какие поощрения для тебя самые приятные и желаемые?
  • Какое наказание самое страшное?

Форма собрания – групповая.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово учителя:
  • Проблема недисциплинированности детей дома,  в общественных местах существовала всегда. Сегодня эта проблема стоит наиболее остро, ведь все социальные невзгоды сказываются прежде всего на семье, а человек начинается с семьи.

Негативная статистика неумолимо возрастает:

  • около 90% семей распадается с появлением ребенка;
  • каждая вторая мать кормит грудью ребенка менее чем полгода;
  • возрастает рождаемость детей детьми (когда мать и отец сами еще юного возраста);
  • за 2002 г. в Мурманске на 100 браков – 91 развод…

Однако, несмотря ни на какие негативные обстоятельства, главная задача для родителей – воспитание детей.

  1. Источники недисциплинированности.
  • Предлагаю вам поразмышлять над вопросом: что может послужить причиной того, что ребенок систематически нарушает установленные в вашей семье правила или нравственные устои, принятые в обществе?

Родители работают в группах, обсуждают вопрос, затем выводится общее мнение. (Были отмечены влияние улицы, телевидения, компьютера, отношения в семье,  проблемы в школе.)

  • Кто может ответить на вопрос: замечали вы своем ребенке    

негативные черты характера, которыми обладают ваши родственники? В таких случаях еще говорят «весь в своего дядю» или «копия бабушки». (Находится большое количество подтверждений таких черт характера, как упрямство, жадность, эгоизм, неряшливость, лень.)

      Принято считать, что дурные черты характера приобретаются в процессе  неправильного воспитания. Но как объяснить наличие той или иной привычки, которая наблюдалась у деда, а деда внук даже не помнит? Существует точка зрения, согласно которой человек рождается с определенным характером и с первых лет жизни черты его характера начинают ярко проявляться , в том числе и негативные. Каждый человек рождается с каким-то главным недостатком, и к  нему потом примыкают остальные дурные наклонности. Как узнать этот главный недостаток?

  1. Познай себя. «Кто хорошо знает себя, тому нетрудно узнать других».
  2. Прислушайся, что говорят о ребенке другие.
  3. Понаблюдай за ребенком тогда, когда он не знает, что за ним наблюдают. Во время игр или другой деятельности открываются добрые или дурные наклонности вашего ребенка.

Обсуждается связь между обстановкой в семье и влиянием телевидения, улицы на воспитание ребенка.

Вывод: главная причина недисциплинированности ребенка исходит от семьи.

         По статистике, дети переступают порог школы уже с искаженными представлениями о себе как о личности. Неадекватная самооценка- вторая причина недисциплинированности ребенка. Признаки неадекватности самооценки выражаются: в сильной обидчивости, упрямстве, эгоизме, различных трудностях в общении, игнорировании культурных норм поведения, в агрессивных поступках, в ощущении себя неумным, неумелым, в чрезмерной стеснительности или во всяческом привлечении внимания учителя путем нарушения дисциплины.

         Все это повышает у ребенка уровень тревожности и снижает уровень притязаний на успех.

        Ознакомление родителей с результатами тестирования самооценки у детей.

        Ознакомление родителей с восприятием детьми своей семьи в целом (по материалам рисунков на тему «Моя семья»).

  1. Работа по группам.

 Задание: проранжировать, что, на ваш взгляд, наиболее важно и первостепенно в семейной жизни: работа, супруг, карьера, религия или моральный кодекс, отдых, дети.

        Результаты задания оглашаются, делается вывод о том, что благополучные, счастливые семьи объединены сходной системой ценностей этического плана: 1) мощная сила нравственных устоев влияет на все другие отношения с людьми; 2) супруг; 3) дети.

        В таких семьях живут не для себя и не собой:

  • отец – женой и детьми;
  • жена – мужем и детьми;
  • дети душой неотделимы от любящих  родителей.
  1. Основа дисциплины.
  • Что, на ваш взгляд, является основой дисциплины?

               Родители высказывают свои мнения. Многие сходятся на мысли, что благополучие в семье, уважительные отношения – главное для воспитания ребенка. Другие считают, что главное – неусыпный контроль, своевременное наказание. «Наказываю, наказываю, а толку нет» - еще одно мнение.

                Задание: определить,  в какой семье ребенок более дисциплинирован.

               Пример 1. В школу Оксана часто опаздывает, просыпает. Школьные принадлежности забыты дома, уроки сделаны наспех. Кое-как отсидев за партой положенное время, Оксана не торопится домой – ведь все на работе. Можно сходить к подружкам или погулять, а вечером вместе с родителями сделать уроки. Правда вечером уроки сделать не удалось -  к родителям пришли гости и сидели допоздна.

               Пример 2. Алене нравится просыпаться раньше всех. Она будит маму и братишку, и все вместе делают зарядку. После завтрака Алена отводит брата в детский сад, а мама идет на работу. Мама работает до позднего вечера, поэтому Алена посещает группу продленного дня, Выполнив уроки, Алена спешит домой – нужно успеть переодеться и ехать в бассейн. После тренировки Алена забирает брата из сада. Нужно еще выучить устные задания – мама будет проверять. Алена с братом с нетерпением ждут вечера: придет мама и все вместе, завершив дела будут играть в лото или другие игры.

                Вывод: основа дисциплины – родительская любовь и организация времени ребенка в течение всего дня.

5.Как выразить родительскую любовь?

  • В группах разбейтесь по парам и выполните такое упражнение: посмотрите друг другу в глаза с нежностью или другим позитивным чувством: когда один сидит, другой стоит; когда оба находятся на одном уровне.

Родители делятся своими ощущениями.

Вывод: родительская любовь – прежде всего контакт «глаза в глаза». Этот прием дает необычайную эмоциональную подпитку и ребенку, и взрослому. В коре головного мозга естественным способом вырабатывается «гормон удовольствия», а это основа психического развития ребенка. Как мы смотрим на ребенка, так и он смотрит на людей.

Задание: используя физический контакт (соприкоснитесь ладонями, погладьте друг друга по плечу, по руке), с лаской передайте друг другу свое хорошее расположение. Поделитесь своими ощущениями.

Вывод: физический контакт необходим для выработки эмоционального равновесия.

  • Следующий прием выражения родительской любви – «педагогика пристального внимания». Как вы понимаете это выражение?

Пристальное внимание может быть и косвенным: записка, игрушка на кровати, конфетка под подушкой. А если детей несколько? Поможет планирование. Постарайтесь организовать работу так, что можно было уделить внимание каждому ребенку наедине, всем своим видом показав ему, что он лучший.

Задание: смоделируйте ситуацию на тему «Вечер в моей семье», чтобы ребенок почувствовал себя важной и значимой личностью, которую умеют ценить по достоинству.

После ответов родителей выдаются сочинения детей на такую же тему.

  • Получают ли вашу дети пристальное внимание вечером после трудового дня? К чему ведет эмоциональное неудовлетворение ребенка?

Вывод: основа дисциплины – удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка родительской любовью через такие приемы, как:

  • контакт «глаза в глаза» с любовью;
  • физический контакт с нежностью и лаской;
  • пристальное внимание к ребенку наедине;
  • организация времени ребенка.

6. Приемы дисциплинирования. Наказания.

Каждый из родителей сталкивался с детскими шалостями, непослушанием и вынужден был применять какие-то наказания.

  • Кого в детстве не наказывал? Наказываете ли вы своих детей? Вспомните, уважаемые родители, какое самое страшное наказание было для вас в детстве и какое самое приятное поощрение.

Родители письменно отвечают на последний вопрос.

  • Этот же вопрос был задан вашим детям, и вот, что они ответили…

Результаты опроса родителей и детей сводятся воедино.

Этот метод хорош еще и тем, что родители вспоминают, насколько обидны были для них те или другие наказания, но родители их так же используют по отношению к своим детям.

В результате опроса большинства детей выяснилось, что самые страшные наказания, применяемые родителями, носят моральный характер: «не иду гулять», «не берут с собой», «не разговаривают», «не смотрю телевизор», «запирают в комнате»…Самые желаемые поощрения, указанные детьми, - когда родители их обнимают, целуют и ласково называют.

-Чего взрослый не должен делать при плохом поведении детей?

Родители предлагают:

-Не ступать с ребенком в перебранку.

-Не говорить ему сгоряча первое, что взбредет в голову.

-Не вызывать отрицательных эмоций у ребенка.

Проблемы дисциплины – удобный случай для привития понятия о нравственных ценностях и укрепления самоуважения. Задача взрослого – поддержать скрытые достоинства ребенка и свести к минимуму недостатки.

-За что нужно наказывать ребенка? Можно ли физически наказывать?

В православном учении говорится: «Телесное наказание… самое строгое и чувствительное средство, поэтому должно быть употребляемо как можно реже и только при самых серьезных проступках дитяти… когда все другие средства оказались бесплодными. Но если оно употреблено, то оно должно быть таково, чтобы дитя почувствовало его и надолго запомнило». Такого наказания заслуживает тот ребенок, который не хочет сознаваться в проступке и упорно отвергает его, кто уличен в воровстве, в жестоком обращении с животными и людьми, кто после неоднократных и строгих внушений не слушает родителей, употребляет по отношению к ним бранные слова и поднимает на них руку, восстает против их распоряжений, топает ногами и дерзит…

Никогда не замахивайтесь на ребенка – инстинктивное напряжение остается записанным в психофизическом поле в виде тяжелейшего синдрома ожидания наказания. Угрозы должны быть приводимы в исполнение, поэтому неблагоразумно грозить таким наказанием, которое не может быть выполнено.

Итак, физическое наказание – средство последнее, крайнее и даже опасное. Существует немало иных, мягких и не менее действенных средств.

Мстительным, драчливым и неуживчивым детям полезно отлучение от товарищей и помещение в отдельную комнату.

Для чувствительных детей достаточно холодного обращения родителей.

«Отход ко сну с тощим желудком – особенно полезен пртив упрямства и лености» (православное воспитание детей).

Дисциплинирование положительным примером (особенно если его подает сам взрослый) – самое яркое средство дисциплинирования.

Вежливые просьбы вместо приказов являются разумным и деликатным способом передачи инструкции. Когда взрослый отдает приказы, ребенок не смотрит на родителей как на союзников, а считает, что родители приказывают ему ради собственных интересов. Приказы действуют только тогда, когда ребенок живет в обычной вежливой атмосфере, - тогда команды необходимы и действенны в важных жизненных моментах.

Задание: перед вами карточки с пропущенными словами.

Вставив по смыслу слова, вы получите предложения, которые являются итогом сегодняшнего разговора.

Работа по группам.

а) Корень любого порока – ложь.

Запрет на наказание – гнев.

В гневе наказание превращается в месть.

б) Царица детской добродетели – послушание.

Основа наказания – любовь.

Цель наказания – исправление ребенка.

    7. Итог собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"

Это родительское собрание поможет уителю расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомит родителей со стилями общения. Раскроет значение невербального общения. Поможет стимулировать п...

Родительское собрание на тему "Общение родителей и детей"

Расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомить со стилями общения. Раскрыть значение невербального общения. Стимулировать полноценное общение родителей и детей....

родительское собрание тема: Дорога общения"

родительское собрание в начальной школе...

Родительское собрание-практикум «Гармония общения"

Родительское собрание-практикум«Гармония общения-залог психоэмоционального состояния ребенка. Диалоги о дисциплине»...

Родительский всеобуч по теме: «Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи:          обобщить знания родителей об и...

Родительское собрание "Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье"

Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми.Задачи:          обобщить знания родителей об и...

Родительское собрание «Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»

laquo;Родительский авторитет и особенности общения с ребенком в семье»...