Классный час "Лекарственные растения"
классный час (3 класс) по теме

конспект занятия с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kl.chas_lekarstvennye_rasteniya.zip1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Тысяцкая ООШ

Методическая разработка классного часа в 3 классе

«Лекарственные растения нашего края»

        Автор:

        Яковлева Надежда Александровна

         классный руководитель 3 класса

                            с. Тысяцкое 2013г.        

Аннотация.

Экологическое воспитание- одно из основных направлений в системе образования. Это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. И задача воспитателя помочь детям учиться беречь и сохранять растения, правильно пользоваться их лечебными свойствами.

                     

Пояснительная записка.

Классный час проводится с учащимися 3 класса. Дети этого возраста уже имеют знания о растениях и испытывают потребность в общении с природой на территории своего села.

Цели:

- вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека                      

- расширить знания детей о лекарственных травах нашей местности

- составить экологические правила сбора лекарственных растений

- познакомить с лечебными свойствами растений

- воспитывать бережное отношение к природе

Данное занятие поможет детям узнать больше о лекарственных растениях нашего края.

                         

   Ход занятия.

1.Сообщение темы.

- Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями царства Флоры. Эти жители- лекарственные растения. Вы узнаете, какие лекарственные растения растут в нашей местности и как правильно их собирать.

2.Вступление.

- Давно человек заметил, что многие  растения излечивают от недугов. Из поколения в поколение передавались знания о целебных свойствах растений.

Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу или в поле. Вот куст с ароматными розовыми цветами, а рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя желтым глазком. Заманчиво шелестит листьями береза, приглашая тебя отдохнуть в тени. Где-то тебя встретят шипами и кусты боярышника.

Чтение стихотворения.

Лес не только для нашей забавы,                                                                                                                                                                                                          

Он- богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья взращены.

 Луга июльские- чудо простое,                                                                                                                                                        

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

3.Викторина «Зеленый лекарь»

Плакат. Одуванчик. подорожник,

Василек, шалфей и мята.

Вот зеленая аптека

Помогает вам, ребята.

Вопросы:

1.Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?

(Валериана, сердечные болезни.)

2.У каких растений края в качестве лекарственного сырья используют цветы и соцветия? (Липа, календула. ромашка.)

3.У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды?

(Боярышник, шиповник, смородина, облепиха, калина, малина.)

4.Какой злостный сорняк дает лечебный сок? ( Чистотел.)

5.Какие лекарственные растения выращивают на наших приусадебных участках? (Мята, мелисса, календула, валериана, пустырник, тимьян, шалфей, шиповник.)

6. Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы.)

7.Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используют для успокаивающих ванн. Назовите его. (Сосна.)

8.Появились бубенчики-

Белые горошины.

Распустились колокольчики

На зеленой ножке. (Ландыш майский.)

9. Какой кустарник в народе называют цветом весны, зеленью лета, ягодой

Осени? (калина.)

4. Загадки.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной.

(Ландыш)

Был рыжий Ванек,

Кудрявый паренек,

Стал седой. Белобрысый,

Ветер дунул- глядь, лысый.

(Одуванчик)

Листья этого растения обжигают нас.

Сок из листьев этого растения спасает нас.

Весной его используют на суп.

Голову мыть его отваром – волосы растут.

(Крапива)

Вышли в поле пастушки.

За спиной у них – мешки.

А мешочки- котомочки

На тугой тесемочке.

(Пастушья сумка)

Кисть ягоды прекрасная.

Желтая иль красная.

Я достать ее боюсь-

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство.(боярышник)

Семена, как когодки,

Желто- красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает.(календула)

Поранил ты в походе ногу,

Усталость не дает идти-

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

Эти резные листочки

Лечат сердечко и почки.

Улучшают аппетит,

Боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки,

И лысины нет на макушке.

(петрушка)

Это прозвище не даром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка.

От простуды излечиться

Вам поможет…

(медуница)

5. Викторина «Зеленая аптека под ногами»                            

Описание1.Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Я могу  прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. ( крапива слайд 6)

Описание2. Он шипы свои выставил колко

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем,

Полезных плодов для аптеки нарвем. ( шиповник слайд3)

Описание3. Такого модника как этот

Еще не видела земля,

Он очень любит среди лета

В пуховой шапке щеголять. (одуванчик слайд3)      

Описание4. Листья этого растения препятствуют кровотечению. (подорожник слайд4)

Описание5 Применяют в качестве средства укрепляющего корни волос. ( ромашка слайд5)

Описание6. Масло этого растения составная часть многих лечебных растираний, особенно при   ревматизме. Часто употребляют в качестве пряной приправы, особенно в итальянской кухне.(душица слайд7)

Описание7. Ядовит .Успокаивает нервы. Помогает при заболевании сердца. Очень красив и ароматен. (ландыш слайд8)

Просматриваем слайды 9-17.

6.Экологические правила сбора лекарственных растений.        

Просматриваем   слайды 18-29.

7.Ребусы « Лекарственные растения»      

Приложение.

8.Кроссворд.

9.Итог занятия.

-Что нового узнали о лекарственных растениях?

-Как собирать и хранить эти растения?

Список литературы:

1.Детям о природе. Л.М. Потапова.

2. Биология, экология, здоровый образ жизни. Сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимова, Волгоград,изд. «Учитель».

3.Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Сост.Т.А. Максимцева. Учитель 2003.

4.1000 загадок В.Г. Лысаков.

– Решите кроссворд и прочитайте ключевую фразу.

В о п р о с ы  к  к р о с с в о р д у:

1. «Кошачья травка» –

Больным поправка:

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

(Валериана.)

2. Кто тебя не знает,

Полевой цветок:

Белые реснички,

Золотой глазок.

   (Ромашка.)

3. Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

(Крапива.)

4. Листочки – парные,

Цветки – янтарные,

Плоды – коварные:

И лечат, и калечат.

     (Зверобой.)

5. Сидит Аленка

В красной рубашонке;

Кто мимо идет –

Всяк поклонится.

                      (Земляника.)

6. Степной травы пучок простой,

Он и сухой благоухает.

И разом степи надо мной

Все обаянье воскрешает…

                                          (Полынь.)

7. В лесу и на болоте

Травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод горсть.

                                    (Черника.)

8. Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь на дороге.

(Подорожник.)

9. У реки, на лугу,

    Босиком на снегу

    Первые цветочки –

    Желтые глазочки.

               (Мать-и-мачеха.)

10. Коготок короток,

      А сквозь землю прошел –

     Шапку золота нашел.

               (Календула.)

11. Ягоды – не сладость,

       Зато глазу – радость,

       И садам – украшение,

      И дроздам – угощение.

               (Рябина.)

К л ю ч е в а я  ф р а з а: лекарственные растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Охрана растений"

Классный час «Охрана растений»Цель: Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека; рассмотреть основные экологические правила, которые должны для каждого человека стать н...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Классный час "Охрана растений"

Классный час проводится в рамках акции "Первоцветы"....

Классный час "Лекарственные растения"

Ребята узнают о самых распространённых лекарственных растениях....

Классный час «Растения и человек»

Цели: познакомить детей с понятием «кожа» и ее функциями; способствовать формированию бережного отношения к растениям....

Классный час "Растения и животные Бурятии"

Данный классный час направлен на знакомство с животными и растениями республики Бурятия.   Мероприятие развивает познавательную активность детей и воспитывает любовь к родному краю. В данном...