Летопись моей семьи
классный час (2 класс) по теме

Шубина Ирина Николаевна

Классный час на тему: Летопись моей семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letopis_moey_semi.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             4класс

                                                                                            Автор Шубина И.Н.

Классный час «Летопись моей семьи»

Ход классного часа

Учитель:

- Друзья мои, знаете ли вы своих бабушек и дедушек?

- А как обстоит дело с прабабушками и с прадедушками?

- Обратимся к эпиграфу. (Читает эпиграф.) Как вы понимаете слова Николая Михайловича Карамзина? (Учащиеся отвечают, педагог обобщает ответы учащихся.)

Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Так, Александр Сергеевич Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее друзьям.

Сегодня мы с вами познакомимся с наукой генеалогией.

А кто может сказать, что означает это слово?

В переводе с греческого оно означает «родословная», т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. (На доске открывается соответствующая запись.)

ГЕНЕАЛОГИЯ - РОДОСЛОВНАЯ

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков — лары, которым они поклонялись и приносили дары. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. Так было и у других народов.

Родословной во все времена и во всех странах придавалось большое значение. Для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при даровании герба, при допуске к участию в турнире.

Первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды. Для доказательства своего происхождения человек должен был собрать сведения не менее чем о четырех предках. Конечно, не всегда была возможность предоставить совершенно точные данные, поэтому родословные нередко составлялись в соответствии с преданиями, воспоминаниями. Герольды путешествовали от замка к замку и собирали сведения, которые заносились в генеалогические книги.

Дворянские семьи имели свои гербы и девизы. Герб говорил о происхождении семьи, а в тексте девиза в краткой форме заключался основной смысл жизни представителей этой семьи: «Честь — превыше всего», «Делами славен».

И русским людям небезразлична была собственная родословная, о чем свидетельствует отрывок из письма Ивана Грозного шведскому королю (у каждого школьника экземпляр текста):

«Пишешь ты нам, что отец твой — венчанный король, а мать твоя — венчанная королева: но хоть отец твой и мать — венчаны, но предки-то на престоле не бывали! А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав и как деда твоего звали. И где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, из какого ты государского рода ? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим».

Как вы думаете, почему Иван Грозный интересуется родословной шведского короля?

Далее учащиеся выступают с сообщениями об известных дворянах России: М.Ю.Лермонтове, Г.И.Шелихове, Шереметевых, Л.Н.Толстом.

Учитель. 

Нелепо было бы среди нас искать представителей так называемой «голубой крови», но тем не менее поговорим сейчас о вас и вашей семье. (Используются итоги анкетирования: рассматриваются и объясняются семейные гербы, дети рассказывают истории о своих семьях, происхождении фамилии.)

Ну а теперь попробуйте быстро ответить, кем являются в семье те, кого я буду называть.

(Проводится блиц опрос, участвуют все учащиеся.)

1.  Свекровь (мать мужа).

2.  Свекор (отец мужа).

3. Теща (мать жены).

4. Тесть (отец жены).

5.  Зять (муж дочери).

6.  Сноха (жена сына).

7.  Золовка (сестра мужа, жена брата).

8. Деверь (брат мужа).

9.  Шурин (брат жены).

10.  Свояченица (сестра жены).

11. Свояки (женатые на родных сестрах).

12.  Мачеха (неродная мать).

13.  Отчим (неродной отец).

14.  Падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

Прочитайте русские пословицы о родне, родных людях и объясните их смысл. (Пословицы написаны на «Древе знаний».)

—  На что и клад, коли в семье лад. Русский человек без семьи не живет.

— Добрая кума прибавит ума.

— У кого есть дед, у того есть обед.

—  Братская любовь пуще каменной стены.

—  Брат с братом на медведя ходят.

— Зять на двор — пироги на стол.

А теперь мы попытаемся составить «генеалогическое древо», или, говоря другими словами, «Древо жизни».

Основателя рода помещаем внизу — это корень. А на стволе — его прямые потомки. На ветвях будут уже более дальние родственники.

Учащимся раздаются листы бумаги с контуром дерева, которое общими силами они заполняют.

Учитель.

 Мы составили образец «Древа жизни», а дома к следующему классному часу, используя семейные документы, письма, фотографии, воспоминания родителей и других родственников, составьте каждый свое родословное «Древо жизни». Ваши работы мы рассмотрим и обсудим на следующем классном часе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс исследователь- ских работ «История моей семьи –история моего народа»

Работа  по изучению биографии своих предков. Составление генеалогического древа семьи....

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ЛЕТОПИСЬ МОЕЙ СЕМЬИ»

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый теме любви к Родине, семье, традициям родного народа....

Обобщающее занятие кружка "Краеведение" по теме "История моей семьи в истории моего города".

Работаю над разработкой программы и учебно-методического комплекса по краеведению. Хочу поделиться конспектом одного занятия.Это занятие было итоговым в ходе работы над проектом "Судьба моей семь...

Презентация "Великая Отечественная война в судьбе моей семьй:детство моего дела"

Презентация к проектной работе "Великая отечественная война в судьбе моей семьи: детство моего деда" выполнена ученицей 4 класса. В презентации отражены воспоминая о тяжёлых годах жизни и ст...

Проектно-исследовательская работа«Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович»

laquo;Бессмертный полк-история моей семьи в истории моей страны. Мой прадедушка -Логунов Михаил Семенович »"Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории".В.Вас...

Классный час «Зачем человеку нужна семья. История моей семьи»

Цель мероприятия:воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;сплочение классного коллек...


 

Комментарии

Спасибо,Ирина Николаевна.Ваши разработки - огромная помощь при проведении классных часов.