Игра "Морские учения"
классный час по теме
формирование уважения к стране, истории, способствовать формированию положительной нравственной оценки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morskie_ucheniya_-_melnikovoy_v.ya_.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Красноселькупский детский дом «Родничок»
Интеллектуальная игра
«Морские учения»
Подготовила: Мельникова В.Я
воспитатель второй
квалификационной категории
с. Красноселькуп, 2013
Цели: - расширить представление детей об истории военно-морского флота России;
- способствовать формированию положительной нравственной оценки таких
человеческих качеств, как верность присяге, доблесть, самоотверженность,
патриотизм;
- воспитывать уважение к истории своей страны; помогать детям в социализации, в
осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.
Подготовительная работа с детьми
За неделю до проведения игры «Морские учения», разделить детей на две команды, выбрать капитанов, познакомить с содержанием «учений»:
а) каждая команда выбирает себе какой-либо корабль петровского флота, знакомится с его характеристиками;
б) первый этап учений – нужно нарисовать корабль на ватмане и рассказать о нем;
в) второй этап учений – нужно рассказать о подвиге какого-нибудь парусного корабля;
г) третий этап – «Морской бой» - нужно ответить на 24 вопроса.
Чтобы облегчить детям задачу, заранее детям дать список ключевых слов-ответов, объяснив, что с этими словами нужно поработать в энциклопедиях и словарях. Капитаны должны распределить слова среди членов команды.
- Ботик Петра
- «Орел»
- Потешный флот
- Петр Михайлов
- Гардемарин
- Крепость Орешек
- Контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал
- Лейтенант, мичман, гардемарин
- Бриг, фрегат, линейный корабль
- Бот, скампавея, галера
- Шлиссельбург
- Лазарев, Нахимов, Истомин, Корнилов
- Аврал
- Боцман
- Камбуз
- Каюта
- Кильватер
- Кок
- Лоцман
- Полундра
- Рында
- Склянки
- Трап
- Штурвал
Оформление: на ватмане рисунок фрегата, галеры, Андреевского флага; карточки: узел = 1 морская миля в час, морская миля = 1852м; портреты: Петра I, Лазарева, Нахимова, Истомина, Корнилова.
План мероприятия.
I. Вступительное слово.
II. Игра «Морские учения».
- Первый этап. «Представление кораблей».
- Второй этап. «Подвиг русских моряков».
- Третий этап. «Морской бой».
III. Подведение итогов.
IV. Заключительное слово.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово
Воспитатель. Ребята, сегодня мы вывесили в зале флаг. Кто может сказать, что за флаг? И о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей.
Действительно, это Андреевский флаг, флаг русского флота. Этот флаг был учрежден Петром Первым. Белое полотнище с голубым диагональным крестом – на таком кресте, по преданию, был распят святой апостол Андрей. И сам флаг символизировал орден Андрея Первозванного. Под этим флагом в течение 200 лет сражались моряки Российского флота, прославившие его героическими подвигами во славу Родины. И сейчас этот флаг поднят на всех кораблях Военно-Морского Флота России.
II. Игра «Морские учения».
Воспитатель. Наша игра называется «Морские учения». Команды в ходе игры продемонстрируют свои знания по истории российского флота и его традициях. Принимают участие в игре два петровских корабля (две команды):
1 - фрегат «Штандарт» - на капитанском мостике (имя, фамилия);
2 - галера «Двина» - капитан (имя, фамилия).
Первый этап. «Боевые характеристики».
Воспитатель. Первый этап учений – представление своего корабля.
И первым выходит на рейд фрегат «Штандарт».
Капитан фрегата «Штандарт». Для боев в открытом море Петр Первый строил парусные корабли. Фрегат «Штандарт» - это первый военный корабль Балтийского флота. Фрегат спущен на воду в 1703 году. Его длина 27,5м, ширина 7,3м, на вооружении 28 пушек, экипаж 120 человек.
Во время закладки корабля Петр 1 ввел новый флаг – царский штандарт: на желтом фоне – двуглавый орел, который держит в лапах и клювах четыре карты с контурами Каспийского, Азовского, Белого и Балтийского морей. Это означало, что Россия отныне уже не сухопутная держава: она получила выход сразу к четырем морям. По имени царского штандарта и получил название этот фрегат. На нем был впервые поднят штандарт, и сам Петр Первый вывел этот фрегат в море.
Воспитатель. А теперь представляет свое судно капитан галеры «Двина».
Капитан галеры «Двина». Галера – это парусно-гребное судно. Оно было известно еще с античных времен. Петр Первый строил галеры для того, чтобы вести сражения в прибрежных водах, в устьях рек. «Двина» - это трехмачтовая 25-баночная галера (банками на галере называли скамейки для гребцов). Она была построена в Петербурге в 1721 году. Ее длина достигала 48,5м, ширина 9,6м. «Двина» имела на вооружении 15 пушек. На каждое ее весло приходилось по 6 гребцов.
Скорость судов такого типа обычно составляла 5-6 узлов, при частичной замене гребцов они проходили за день до 40 миль.
Воспитатель. А если это перевести на сухопутный язык?
На доске записаны справочные данные.
Капитан галеры (записывает на доске). Скорость 6х1852=11 км\ч). За день проходит: 40х1852=74 км.
Второй этап. «Подвиг русских моряков»
Воспитатель. В жизни всегда есть место подвигу. Мы не раз уже слышали о подвигах людей в Великую Отечественную войну, в Великую Октябрьскую Социалистическую революцию, в Афганистане, в Чечне. Не раз мы смотрели с вами художественные фильмы и читали книги. Но все знать не возможно и сейчас команды нам расскажут о подвиге русских моряков. Первым выступает галера «Двина».
Моряк 1. Мы расскажем о подвиге брига «Меркурий». Во время русско-турецкой войны 1828-1829гг. один этот корабль вступил в неравный бой с двумя турецкими линейными кораблями. Перед боем командир брига капитан-лейтенант А.И. Казарский собрал офицеров. На военном совете было решено бороться до конца, а в случае угрозы захвата взорвать бриг, но не сдавать врагу. Это решение поддержанное всеми офицерами, было объявлено экипажу, который встретил его возгласом «ура». Корабль был приготовлен к бою. У входа в крюйт-камеру был положен заряженный пистолет, чтобы в критический момент последний из оставшихся в живых офицеров корабля смог выстрелом вызвать взрыв боеприпасов.
Моряк 2. Турецкие корабли подошли к «Меркурию» на расстояние орудийного выстрела и открыли огонь. На «Меркурии» было только 18 пушек, а на двух турецких кораблях вместе 184. имея десятикратное превосходство в артиллерии, турки были уверены в легкой победе. Но русский корабль не сдавался. Русские канониры вели меткий ответный огонь. Им удалось-таки нанести серьезные повреждения вражеским кораблям. Неравный бой длился около 4 часов. «Меркурий» имел более 300 повреждений, но не потерял хода. 4 человека были убиты, 8 ранены, командир контужен. Так маленький бриг вывел из строя два больших корабля. Это был позор для турецкого флота. За беспредельную доблесть, проявленную экипажем, бриг «Меркурий» был удостоен высшей награды – кормового Георгиевского флага и вымпела. С тех пор по приказу царя в составе российского флота всегда должен быть корабль с именем «Меркурий». А командиру корабля в Севастополе был установлен памятник: «Казарскому. Потомству в пример».
Теперь послушаем, что приготовил фрегат «Штандарт».
Моряк 1. Мы хотим рассказать о подвиге парусного корабля «Азов», которым командовал прославленный мореплаватель Михаил Петрович Лазарев. Это случилось в 1827 году.
В Греции началось восстание против турецкого владычества. Турки жестоко подавили это восстание. Чтобы помочь Греции, Россия, Англия и Франция послали свои корабли к берегам Греции. Союзные корабли подошли к греческому городу Наварин, где была база турецкого флота. Союзники хотели, чтобы турки установили с греками перемирие, но договориться с турками не удалось – английский парламентер был убит.
Моряк 2. И тогда начался Наваринский бой. В этом бою туркам было нанесено сокрушительное поражение. При этом особенно отличился экипаж корабля «Азов». «Азов» получил 153 пробоины, но из боя не вышел. Весь экипаж корабля вел себя героически. Он потопил два турецких фрегата и корвет, подбил 80-пушечный турецкий корабль, который выбрался на берег и взорвался. За эти победы и подвиги экипаж корабля «Азов» первым удостоился Георгиевского флага. Интересно подчеркнуть, что в составе экипажа этого корабля служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов, гардемарин Истомин, впоследствии ставшие, адмиралами и героями русского флота.
Третий этап. «Морской бой».
Воспитатель. Теперь наступает самый ответственный этап учений – игра «Морской бой».
Экипажам кораблей предстоит отбиться от моих вопросов. За каждый правильный ответ корабль получает флажок. Не можете ответить – ваш корабль получает пробоину. Чтобы заделать ее, нужно получить два флажка. Считать флажки и пробоины на своих кораблях будут капитаны. Прошу подняться на капитанский мостик - выйти к доске.
Капитаны подходят к доске и становятся возле изображений своих парусников.
Внимание, бой!
- Как назывался первый русский военный корабль, названный в честь русского герба? («Орел»)
- Его называют «дедушкой русского флота». Что это? (Ботик Петра).
- Как назывался самый первый флот Петра? (Потешный флот).
- Под каким именем Петр Первый поехал в Голландию для изучения кораблестроения и морского дела? (Петр Михайлов).
- Какое звание присваивалось выпускникам академии морской гвардии? (Гардемарин).
- О каком орехе Петр Первый сказал: «Зело жесток сей орех был, однако ж, слава Богу, счастливо разгрызен»? (Крепость Орешек)
- Расположите от младшего к старшему: вице-адмирал, адмирал, контр-адмирал. (Контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал).
- Расположите от младшего к старшему: мичман, лейтенант, гардемарин. (Гардемарин, мичман, лейтенант).
- Расположите от меньшего к большему: фрегат, бриг, линейный корабль. (Бриг, фрегат, линейный корабль).
- Расположите от меньшего к большему: галера, бот, скампавея. ( Бот, скампавея, галера.)
- Какая крепость, по словам Петра Первого, была «ключом к морю»? (Шлиссельбург).
- Лейтенант, мичман, гардемарин, капитан служили в молодости на одном парусном корабле, и все стали адмиралами. Назовите их фамилии. (Лазарев, Нахимов, Истомин, Корнилов.)
Назовите, одним словом:
- Рулевое колесо на корабле. (Штурвал).
- Лестница на корабле. (Трап).
- Корабельная кухня. (Камбуз)
- Кто следит за чистотой и порядком на корабле? (Боцман).
- Жилое помещение матроса. (Каюта)
- Повар на корабле (Кок).
- Спешная работа, в которой участвует вся команда (Аврал).
- Строй судов, идущих в одной линии друг за другом. (Кильватер).
- Специалист по проводке судов в определенном районе. (Лоцман).
- Возглас, означающий «берегись!» («Полундра!»).
- Особый бой в корабельный колокол, обозначающий полдень. (Рында).
- Песочные часы. Когда их «бьют», то можно узнать время (Склянки).
Морской бой закончен. Подведем итоги. Подсчитаем, сколько флажков набрал «Штандарт». Затем подсчитаем количество пробоин.
Все считают.
(Если есть пробоины). Пробоины нужно отремонтировать. На это уходят два флажка. Зачеркиваем их и замазываем пробоины. Повторяем, пока остаются флажки и пробоины.
Капитан на доске вычеркивает два флажка, замазывает «пробоину» повторяет, пока есть флажки и пробоины (например, 8 флажков, 4 пробоины, должно остаться 0 флажков, 0 пробоин).
С каким результатом вышел из боя фрегат «Штандарт»?
Капитан объявляет результат.
Теперь проверяем результат галеры «Двина».
Капитан на доске вычеркивает два флажка, замазывает «пробоину», повторяет, пока есть флажки и пробоины.
Итак, как закончился бой для галеры «Двина»?
Капитан объявляет результат.
III. Подведение итогов.
Награждение.
IV. Заключительное слово.
- Сегодня, ребята, мы окунулись в мир морской стихии, почувствовали романтику военных приключений. Но, создавая парусный флот, Пётр Первый думал не романтике. Он думал о славе, величии и мощи России. Эта высокая идея зажигала сердца миллионов людей, которые связали свою жизнь с флотом. Эта идея давала силы для подвигов во имя Отечества. Наш долг – хранить благодарную память, помнить о подвигах и историях сражений наших предков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»
Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА) Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст:...
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам» Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Методика «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»Методика разработана Г. Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мот...
«Ученье свет, а не ученье тьма или волшебные приключения Маленькой Бабы-Яги»
Данная игровая программа направлена на приобритение детьми кульурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразовани...
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева)
Методика диагностики мотивации учения....