Классный час на тему: «Насколько мы добры и вежливы?»
классный час (1 класс) на тему

Калюжная Ирина Николаевна

Беседа посвящена теме доброты, вежливости, уважению, проявлению добрых чувств, поступков, дел и отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vezhlivost.rar2.82 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Насколько мы добры и вежливы?»

Цели: - продолжить формирование таких нравственных понятий

как доброта, вежливость;

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

- работать над выработкой положительных черт характера;

- способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов.

Ход занятия.

Сегодняшняя наша беседа посвящена теме доброты, вежливости, уважению, проявлению добрых чувств, поступков, дел и отношений. Хочу начать беседу с прекрасных эпиграфов знаменитых людей – Ромена Роллана и Михаила Пришвина: Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце доброта дарит своими лучами людям теплоту, заботливость и внимание.

Вопрос – А что такое вежливость?

Вежливость - соблюдение правил приличия. Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный.

Послушайте, откуда пришло это слово:

- Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.

- Ах ты, невежа – говорили ему. Он очень обижался и кричал в ответ

- Нет, я вежа, вежа, вежа!

Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, учёного, учтивого. Отсюда и появилось слово «вежливость» - доброе поведение почтительность.

Давайте сейчас попробуем назвать качества доброго человека.

(спокойная интонация, доброжелательность, приветливость, улыбка, воспитанность, уважительность к другим, поступать по правилам хорошего поведения)

Историческая справка.

Далее презентация «Вежливые слова»

Дети читают стихи – Белоус Э., Гунько С.

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя.

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Если совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. И гостей приглашали, и подарки вашим друзьям подбирали, одевали вас по своему усмотрению. То сейчас вы изменились, повзрослели – изменилось и отношение к вам окружающих. Теперь уже никого не радует, например, чересчур весёлый, а точнее чересчур громкий смех в коридоре школы, на улице, в транспорте. Что прощалось малышу – уже не прощается таким, как вы.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеётся, обиженно сказала: «Моё поведение – моё личное дело!» Чтож, это правильно. Но только в одном единственном случае: когда человек как Робинзон, живёт на необитаемом острове. Мы живём среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.

Человек умеет выражать свои качества, чувства по-разному: словами, жестами, мимикой. Мы постараемся сейчас всё это увидеть, услышать, продемонстрировать.

Задание

  1. Изобразить на лице огорчение, страх, гнев, удивление и показать своему соседу по парте.                                                                                А теперь рукой «раз» и согнать грустное настроение и показать радость.
  2. Передавая мяч рядом сидящему, сказать доброе пожелание или комплимент.
  3. Какие взрослые вам больше всего нравятся? Какими чаще бываете вы? Немаловажную роль играет интонация, то есть голос.

Прослушаем сценку:

выступает Калюжный Вадим и Туманова Юля.

Юля: Здравствуй!

Вадим: (бурчит себе под нос) Здрасте!

Юля: Что ты такой невесёлый?

Вадим: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Юля: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Вадим: А что я тебе такого сказал?

Юля: Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Вадим: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Юля: Вадим, что у тебя за тон?

Вадим: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Юля: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только со мной, но и с другими людьми.

Вадим: Подумаешь тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: … поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?

Юля:  (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Вадиму, почему обиделся … Почему ему неприятна такая «шутка» Вадима? (дети рассуждают)

Вадим: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?

После сценки

Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.

Слова приветствия очень важны в жизни каждого человека.

«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы.

Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу».

В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?»

И всё это означает одно и то же. Это слова приветствия.

А как звучит это по-русски?

Мы говорим: «Здравствуйте», то есть желаем нашему знакомому здоровья.

Рассказывает стихотворение «Здравствуйте!» Ефремова Вероника.

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь!

ФИЗМИНУТКА

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Садитесь, пожалуйста.

Поработаем в группах (2 команды)

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Задания

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ……(спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит…...(добрый день)
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…...(здравствуйте)
  • Когда нас бранят за шалости, говорим……(прости, пожалуйста)

Задание 2

Составить письмо – приглашение сказочным героям Бабе Яге и Кощею Бессмертному, используя следующие слова:

- Многоуважаемая(мый), доброго здоровья, извините за беспокойство, премного благодарны, с наилучшими пожеланиями, не будете ли так любезны, имеем честь пригласить.

Далее конкурс знатоков этикета. По очереди отвечают команды.

  1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)
  2. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе? (Да)
  3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть)
  4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да)
  5. А кстати, кто подаёт первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему и первой подаёт руку девушка, женщина, начальник – подчинённому)

Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее».

Какие языки вы изучаете? (Русский язык, немецкий язык)

- Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем – это язык мимики, жестов, телодвижений человека. Жест – это движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо, и нет проблем.

- Умение читать жесты помогает понять настроение друг друга, сказать нужные слова, помочь. Самый добрый жест – это приветствие. Как люди приветствуют друг друга?

Дети: словами «здравствуйте», «привет», кивком, рукопожатием, поцелуем.

- Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – стучим по парте.

  • Гладить по голове,
  • Высовывать язык,
  • Рукопожатие,
  • Поклон,
  • Сопение носом,
  • Хрустеть пальцами,
  • Подать руку женщине или девочке,
  • Фыркать,
  • Теребить волосы,
  • Крутить пальцем у виска.

- А какой из жестов не очень хороший выполняли сейчас вы? (стучали по столу)

А теперь посмотрим несколько ситуаций

Ситуация 1. Калюжный Вадим, Кулагин Данила

Вот что случилось в одном дворе.

Попал я в дедушку мячом

И закричал: А я причём!

Но, досчитав до тридцати, сказал:

- Ну, дедушка, прости.

Вопросы учащимся:

- Как вы думаете, вежливо ли мальчик попросил прощения у дедушки?

- А как бы вы извинились?

Ситуация 2. Ефремова Вероника, Конюхов Саша, Гунько Саша

Пошёл я гулять и в саду по привычке

Я дёрнул девчонку за обе косички.

На крик прибежала девчонкина мать,

Меня изловчилась за ухо поймать…

Попробовать, что ли?

В сторонку куда-то

«Простите меня», - я шепнул виновато

- Ступай, - улыбнулась.

- Прощаю пока, -

И ухо моё отпустила рука

«Простите»…

Ура! Убедился я снова,

Какое оно интересное слово.

Вопросы учащимся:

- Как можно оценить поступок мальчика?

- Можно ли его извинение считать искренним?

Ситуация 3. Туманова Юля, Ефремова Вероника

Ситуация 4. Конюхов Саша, Калюжный Вадим

Проблемные ситуации (ребята делятся на две группы)

1 группа.   Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.

2 группа.     Вы едите в полном автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров передать деньги за проезд.

Итог

     Как вы видите в любое историческое время, в любом месте, в любых ситуациях, с любыми людьми надо вести себя по правилам, проявляя вежливость. Людей, которые соблюдают эти правила, называют воспитанными людьми. Проявлять воспитанность нужно: к себе, к окружающим, к природе.

Стихотворение рассказывает Калюжный Вадим

Средь тысячи тысяч на шаре Земном

Без помощи, лишней опёки

Попробуй в людском состязаньи шальном

Себя заявить Человеком.

Ты молод, удачлив, любим и богат,

Не знаешь дороги к аптекам,

А рядом глаза несчастливцев горят,

Средь них окажись Человеком.

Бывают минуты, что горя черней,

Крутых разногласий с веком,

И даже в последнем, смертельном рывке

Остаться сумей Человеком.

И с кем бы судьба ни столкнула в пути –

С Владыкой иль бедным калекой –

Ты помни: все люди – дети Земли

И будь среди них Человеком.

Зачитаем клятву


Клянемся  вежливыми быть.
Всегда  спасибо  говорить.
Добрый  день  и до свидания
Нет  в мире  лучше  звания
Клянемся  добрыми  мы  быть
А  лень  и грубость  позабыть.
Учится  этикету. Науку  помнить  эту.
Клянемся  добрыми  мы  быть!

Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

- Желаю вам стать образованными учащимися, людьми, с которыми всегда было бы приятно общаться. А теперь с помощью жеста покажем, понравилась ли вам ТЕМА, которую мы затронули. Интересно ли вам было. Если кому было интересно, то выбираем синий цветок, а кому было не интересно, выбираем красный цветок. Наклеиваем цветы сразу в вазу.

    Вы очень хорошо поработали, подарили мне частичку своей доброты, а я хочу подарить вам частичку сердца. Всем в подарок сердечки.

Заключительная песня «Если добрый ты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Сделаем мир добрее"

Классный час «Сделаем мир добрее»Цель:формирование представлений ребенка об общечеловеческих качествах – доброте, вежливости и их значимости в системе человеческих отношений.Задачи: Создание условий д...

Классный час на тему: что такое ДОБРО и что такое ЗЛО? 4 класс

учНа уроке ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;ученики смогут дать определение добра и зла, какие...

Классный час на тему: что такое ДОБРО и что такое ЗЛО? 4 класс

На уроке ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;ученики смогут дать определение добра и зла, какие к...

Классный час на тему: "Спешите делать добро или поговорим о толерантности ! "

Содержание классного часа помогает учащимся  осознать такие понятия, как "толерантность","инвалид","дети-инвалиды" и др.,раскрывает проблемы,которые испытывают инвалиды в социуме и призывает:" Сп...

Классный час на тему "Спешите делать добро"

знакомство детей с  понятием "толерантность", воспитание у первоклассников  желания делать добрые дела, развитие эмоциональноценностной сферы учащихся на основе примеров и жизненного опыта д...