из опыта работы
методическая разработка (1 класс) на тему

Бакирова Наталья Григорьевна

 

«Развитие творческих способностей

детей как один из факторов

формирования личности»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы30.22 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Заводская ООШ»

 «Развитие творческих способностей

детей как один из факторов

формирования личности»

Учитель: Бакирова Н.Г.

Актуальность, социальная и педагогическая целесообразность

Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная ситуация жизнедеятельности подрастающего поколения. Реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения страны. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье:

--массовое обнищание;

--разрушение нравственно-этических норм;

--снижение воспитательного воздействия семьи, её роли в социализации детей;

--отчуждённость детей, жестокость, насилие, рост социального сиротства;

--ухудшение состояния морального и физического здоровья детей и молодёжи.

В этих сложных условиях образовательное учреждение  было и остаётся социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

В настоящее время организация воспитательного процесса будет эффективна в условиях гуманизации, которая возможна при реализации следующих требований:

--проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

--осознание и признание права личности на свободу выбора;

--оценка не личности, а его деятельности;

--учёт индивидуально-психологических и личностных особенностей ребёнка.

При соблюдении комплекса данных требований и происходит развитие базовой культуры личности, её творческих способностей. 

Таким образом, актуальность выбора данной темы обусловлена следующими положениями:

1)Усиление воспитательной функции образования;

2)Ориентация на формирование базовой культуры личности в условиях гуманизации;

3)Отсутствие культурных центров (музеев, театров и др.) в связи с отдалённостью сельской школы от города;

4)Индивидуально-психологические особенности ребят в классе

(доминирующее число учащихся со способностями, интересами в сфере «Я и художественный образ»).

Цели воспитания: свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося

.

Задачи воспитания:

--развитие творческих интересов и способностей учащихся, удовлетворение их художественных и эстетических потребностей в максимально благоприятных условиях организации воспитательного процесса;

--формирование положительного мотива учения учащихся;

--создание условий для развития познавательных интересов у детей;

--приобщение к духовно-нравственным ценностям своего  народа, воспитание гражданственности;

--содействие осознанию воспитанниками причастности к истории своего народа;

--формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений;

--гармонизация отношений в коллективе;

--развитие гуманистического взаимодействия класса с другими творческими группами школы;

--нравственная подготовка к семейной жизни;

--содействие растущей личности в творческом самовыражении.

Объект воспитания: воспитательный процесс в условиях реформирования образования.

Предмет воспитания: личность ребёнка, всесторонне развитая и способная к самоопределению в жизни.

2.Пути развития детей и ценностных ориентаций

Всестороннее развитие детей осуществляется через создание конкретных педагогических, социальных и культурных условий:

1)Создание благоприятных условий для развития базовой культуры личности.

Под этим понятием подразумевается идеал воспитания. Более конкретно базовую культуру можно представить в виде системы значимых направлений:

--нравственная культура;

--эстетическая культура;

--познавательная культура;

--гражданская и правовая культура;

--культура общения;

--физическая культура;

--культура жизненного самоопределения.

2)Формирование ведущих качеств в процессе организации коллективных творческих дел (КТД).

В узком смысле слова под коллективными творческими делами подразумевается мероприятие, дело по преобразованию действительности на пользу людей. Более широкий смысл это понятие получает в «педагогике общей заботы», где оно понимается как технология воспитательного воздействия.

3)Создание условий для реализации технологии сотрудничества, воспитательного воздействия на детей, на коллектив через «ситуации успеха».

4)Просвещение учащихся в области науки, культуры.

Это условие реализуется посредством следующих форм:

--дискуссии;

--беседы;

--поездки в музеи, театры;

--заочные экскурсии и др

5)Взаимодействие с разными общественными институтами, культурными центрами (посёлка, районного центра с.Тарбагатай, г.Улан-Удэ)

6)Непрерывная психологическая, педагогическая диагностика, постоянно переходящая в самодиагностику, самосознание (рефлексию), самоопределение.

7)Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания.

8)Восполнение недостаточности семейного воспитания  в классе и в школе.

3.Содержание, формы, технологии воспитания

Осуществление воспитательных задач происходит через применение различных форм деятельности учащихся, методов и технологий воспитания.

Гуманистический принцип воспитания подразумевает деятельностный подход, т.е. воспитание через организацию деятельности. Для реализации данного требования целесообразнее использовать технологическую карту воспитательной работы, составленную по модели планирования Н.Щурковой (см. приложение), где выделяются такие основные виды деятельности, как ценностно-ориентационная, художественно-эстетическая, познавательная, коммуникативная, трудовая, физкультурно-оздоровительная. Такая «разносторонность» позволяет использовать КТД в различных  содержательных областях, а значит и достигать максимального эффекта воспитательного воздействия в целях развития гармоничной личности, способной творить, преобразовывать действительность.

В своей воспитательной системе планирую КТД по следующим направлениям:

--художественные («Фестиваль талантов», «В гостях у «Подснежника», «Золотая осень», «Новогодний серпантин», «Снежная фантазия» и др.)

--трудовые ( «Город мастеров», трудовые десанты,  «Помоги зимующим птицам», «Радость старикам» и др.)

--общественно-политические («Салют ветеранам»,  «Вахта Памяти»и др.)

--познавательные («Защита фантастических проектов», «Интеллектуальные забавы» и др.)

--спортивные ( «Весёлые эстафеты», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Всегда готов!», турслёт).

Коллективное творческое дело – это проявление гражданской , творческой заботы. Для того, чтобы у детей возникла такая направленность,  целесообразно организовать тимуровскую работу для оказания помощи пожилым и одиноким людям.

Использование технологии КТД требует соблюдения алгоритма его организации.

Алгоритм организации КТД

1.Предварительная работа.

Коллективный поиск направления работы, области деятельности

( «.. в связи с каким знаменательным событием», «Кому можно помочь?» и т.д.). Проводится «стартовая» беседа, «анкета желаний», «разведка».

2.Коллективное планирование дела.

Сначала в каждой микрогруппе обсуждаются идеи (что проведём, на радость кому, где, когда, с кем). Затем все микрогруппы участвуют в коллективной дискуссии, принимают решение (чаще голосованием) о выборе Совета дела и его председателя.

3.Коллективная подготовка дела.

Уточняется проект, сроки, этапы. Каждая микрогруппа готовит свой «добрый сюрприз» как часть общего проекта. Этот этап самый длительный, поэтому здесь проводим много мероприятий, игр для расширения кругозора детей: конкурсы плакатов, стихотворений собственного сочинения, песен, заочные экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.

4.Проведение КТД.

Это главный сбор, праздник, многочасовой конкурс, фестиваль. Каждая микрогруппа представляет свой «сюрприз».

5.Подведение итогов.

Этот этап важно не пропускать, т.к. именно здесь дети самоопределяются, рефлексируют (из-за чего это могло не получиться, как мне не допустить этого в следующий раз и т.д.).

Главное – закрепить коллективные переживания, убедить детей активнее браться за дело.

6.Ближайшие последствия

Создаются творческие группы для разработки идей нового КТД.

КТД несут в себе огромный потенциал для развития творческой личности.  

Немаловажную роль в развитии и воспитании играет и широкая сеть кружков, секций, клубов по интересам. Здесь есть возможность выявить и развить способности и таланты каждого ребёнка.  

Анализ за прошлые годы показал, что учащиеся занимались во всех кружках, секциях, действовавших в школе, Домах творчества.  Предпочтение большинство детей отдают кружкам эстетической , художественной направленности, где есть возможность реализовать себя творчески. Для выявления способностей учащихся, проводится анкетирование, психологические тесты, которые также свидетельствуют о  уровне развития художественно-эстетических, творческих способностей учащихся класса.

Добиваться максимальной   эффективности воспитательной работы мне  позволяют   методы психодиагностирования. Например, интерпретация диагностики по определению типов высшей нервной деятельности показала доминирующее число холериков.

В связи с этим акцентирую внимание на управлении процессом торможения. Здесь возрастает значение педагогического требования доводить дело до конца, поэтому важно подводить итоги после любого КТД (5 этап).

Для полноценного развития необходимо общение ученика со своими сверстниками. Нужно дать ребёнку возможность поспорить,  посоревноваться. Увеличение круга его общения значимо для школьника следовательно, и увеличение той микросоциальной среды, которая оказывает на него своё влияние. Для этого мы проводим предметные недели, декады, олимпиады, конференции, дискуссии, диспуты. Это ещё раз подтверждает необходимость использования в моей практике методов педагогики сотрудничества (тьюторства), где творческий процесс выступает на первый план.

Технологии КТД, методы сотрудничества, совместной деятельности в микрогруппах предоставляют возможность ребёнку оставлять выбор за собой, развивать инициативу самих ребят. Воспитание не должно «насаждаться сверху», а должно основываться на самовоспитании и самоуправлении.

Классное самоуправление представлено Центром инициативы и творчества (ЦИТ).

ЦИТ  является координирующим и направляющим центром в общественной жизни класса.

 

5. Планируемые результаты

   Модель воспитанника: свободная, творчески развитая, социально-ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации.

Критерии приближенности к цели: качественные характеристики личности учащегося в их единстве, взаимосвязи и соподчинённости.

Модель личности воспитанника

Культура

Качественные характеристики, социально-нравственные позиции

Нравственная

Эстетическая

Гражданская и правовая

Культура жизненного самоопределения

Гуманистическое мировоззрение

Самоопределение личности, стремление к совершенству

Коммуникативность, общительность

Бережное отношение к общественным ценностям, гражданственность

Честность, принципиальность, умение отстаивать свои убеждение

Оптимизм, настойчивость в преодолении трудностей

Адекватная самооценка

Осознание своей сопричастности к истории народа, к его культурному достоянию

Познавательная

Интеллектуальная готовность и способность к продолжению образования

Осознание познавательных интересов  и стремление к их реализации

Способность использовать знания на практике

Рациональная организация труда, самообразования

Физическая

Физическое и психологическое здоровье

Здоровый образ жизни

Осознанное отношение к здоровью и физической культуре

                           

                   

Технологическая  карта

     

Деятельность,

целевая установка

    Формы

   Методы

   Технологии

Ценностно-ориентационная

деятельность

--самопознание

--коррекция воспитания и развития

--формирование нравственных идеалов

Тестирование, анкетирование, диспут, «Мой нравственный выбор», дискуссия «Отцы и дети», ток-шоу «Мы и культура», ролевая игра «Суд над невоспитанностью», диспут «Профилактика алкоголизма ,курения  и наркомании».

Педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуации свободного выбора, беседы, дискуссии, переубеждение, поощрение, мониторинг,  коррекция, рефлексия.

Технология КТД

Технология совместной деятельности

Художественно-эстетическая деятельность

--развитие творческих способностей, талантов

--приобщение к мировым достижениям культуры

--эмоциональное развитие

Конкурсы чтецов, рисунков, плакатов, поездки в музей им.Сампилова, выставки творческих работ «Умелые руки против скуки», выступления агитбригады по темам «СПИД- чума 21 века»,  историко-литературная параллель «Этот День Победы», «Новогодний серпантин», кл.часы  «Наедине с искусством»

Беседа, рассказ, педагогическое требование, ситуации свободного выбора, поощрение, пример, метод воспитания делом.

Коммуникативная деятельность

--организация работы по повышению уровня воспитанности

--оказание помощи в обретении культуры общения и поведения

--создание условий для самоутверждения в коллективе

--предупреждение и разрешение конфликтов.

Дискуссии «Быть воспитанным – что это значит?», часы общения «Этика человеческих отношений», пресс-конференция «Картинки с выставки», конкурс аннотаций книг, диспут «Хороший тон дома и в школе», практикум по культуре общения «Конфликты в нашей жизни»,  кружок «Юный журналист» (выпуск стенгазет, компьютерная вёрстка)

Упражнение, беседа, пример великого человека, рассказ, соревнование, поощрение

Технология «ситуации анализа очередной ссоры»

Познавательная

Развивающие предметные кружки «Романтик», предметные декады, учебные экскурсии, КВН, конкурс эрудитов,  консультации «Культура учебного труда», родительские собрания,  час общения «Мой разум- основа моего поведения», диагностирование «мотивы учебной деятельности», интеллектуальные забавы, практикумы «Познай себя», литературный салон.

Дискуссии, беседы, пед.требование, порицание, поощрение, убеждение,  педагогическая категоричность, упражнение, пример, лекция, мониторинг.

Технология создания «ситуации успеха»

Трудовая .деятельность

--привитие трудовых навыков

--установление неиспользованного резерва семейного воспитания

Трудовые десанты, «Операция уют», тимуровская работа, «Книжкина больница», шефская работа в 3 классе, «Мастерская Деда Мороза», встреча с ветеранами пед.труда, диагностирование  профессиональной направленности личности учащихся.

Упражнение, беседа, десанты, поощрение, наказание, личный пример, коррекция, рефлексия.

Игровая технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность

--оптимизация педагогического взаимодействия (школа – семья)

--обеспечение и достижение допустимого состояния здоровья и здорового образа жизни

--оказание помощи в познании своего организма и умении поддерживать его в здоровом состоянии

--создание зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развития способностей и интересов.

«Мама, папа, я – спортивная семья», турслёт, походы, организация рационального питания , круглый стол «Здоровый образ жизни», тематические сочинения, мед.осмотры учащихся, консультации врачей,  конкурс плакатов «Ударим юмором по сигарете», выставка книг «Чума 21 века», лекция о венерических заболеваниях, беседа «Гигиена подростка», родительское собрание «Профилактика наркомании, курения среди подростков», выпуск стенгазет «Скажем «нет» СПИДУ!», конкурс поэтического слова «Опасности, которые меня предостерегают», беседы и викторины по безопасности движения, игры по предупреждению детского травматизма.

Беседа, рассказ, соревнование, упражнение, поощрение, пример сверстников, диспут, лекция, коррекция, рефлексия.

Групповые технологии

Личностно-ориентированный подход

                   Каталог  КТД, проводимых  коллективных  праздников,     конкурсов.

1.Книжка – долгожитель в нашей семье

2.День именинников

3.История моего рода

4.Песни военных лет

5.Посиделки

6.Наш кукольный театр

7.По историческим местам города

8.Животные тоже члены семьи

9.Папа может всё что угодно

10.Самые ласковые мамины слова

11.Отцы и дети

12.Дорогие мои старики

13.Папа, мама и я – спортивная семья

14.Экологическая тропа

15.Интеллектуальные забавы

16.Час творчества

17.Юморины

18.День Знаний

19.Мы составляем наш автопортрет

20.Наш класс

21.Какой мы коллектив?

22.Откровенный разговор о нас самих

23.Счастье жить

24.Познай самого себя

25.Роскошь человеческого общения

26.Этикет и мы

27.Слово о родном крае

28.Мисс и мистер класса

29.Мы и культура

30.Суд над наркоманией

31.Как себя вести

32.Учимся разрешать конфликты

33.Город мастеров

34.Трудовые десанты

35.Вахта Памяти

36.Фестиваль талантов

37.Час Памяти

38.Защита фантастических проектов

39.Весёлые старты

40.Наши увлечения

41.Новогодний серпантин

42.Предметные недели

43.Олимпиады

44.Я и театр

45.Умелые руки против скуки

46.Мастерская деда Мороза

47.Турслёт, походы

48.СПИД не спит!

49.Дружим с дорогой

50.Опасности, которые меня предостерегают

52.Радость старикам

53.Мой разум – основа моего поведения

6.Результативность воспитательной системы

                               «Воспитание – великое дело, им решается участь человека»              

Эти слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше нестабильное время. Ведь сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.

 Результативность оценивается по следующим критериям:

1)Уровень воспитанности учащихся;

2)Организация самоуправления в классном коллективе;

3)Сравнительная характеристика участия в мероприятиях , КТД школы, района, республики.

1)Под уровнем воспитанности понимается степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств, которые в целом и составляют базовую культуру личности: эрудиция (познавательная деятельность), эстетический вкус (отношение к прекрасному), отношение к труду, природе, обществу, к себе.

Выделенные качества в свою очередь делятся ещё на более конкретные характеристики, каждая из которых оценивается по 5-балльной системе самим ребёнком,

 родителями, классным руководителем. Статистический анализ данных по определению уровня воспитанности учащихся  за время работы показывает, что  имеет положительную динамику . Наблюдается переход со «среднего» уровня на «хороший».

Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому ученику корректировать свои отношения с миром, управлять собой, заниматься самовоспитанием, саморегуляцией, чтобы достичь лучших результатов и успеха.

2)Коллектив начинает проявлять себя как субъект воспитания: проявляется деятельность органа самоуправления (актива класса), возникают отношения ответственных зависимостей.

Самоуправление класса  (Центр инициативы и творчества) ярко проявляет себя при подготовке классных, общешкольных праздников и коллективных творческих дел.

3)Ещё одним из показателей результативности воспитательной системы является участие в общешкольных, районных и республиканских мероприятиях.

Вывод: Подведённые промежуточные итоги реализации воспитательной системы в  классе свидетельствуют об её эффективности и целенаправленности в развитии творческой личности, способной к саморегуляции, самоопределению и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...