Главные вкладки

    Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс.
    рабочая программа (4 класс) по теме

    Щербакова Светлана Александровна

    Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_svetskoy_etike.docx33.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 9»

                                      УТВЕРЖДАЮ

            Директор МОУ «СОШ №  9»

    _______________ / Гафурова Л.Н./

    «31» августа 2013 г.

                         

                                       

    Рабочая программа

    учебного предмета  «Основы светской этики»

    для 4 класса

    Составитель

    Щербакова С.А., учитель начальных классов,

    первой  квалификационной категории.

    г. Воскресенск

    2013 год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по светской этике для учащихся 4  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы  А.Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики».

    Цель  изучения учебного предмета:

    формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению,  основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа  России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Задачи:

    • дать представление об основных нормах нравственности, первичные

    представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с

    опорой на представления о положительных поступках людей;

    • изучение основных  категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и

    порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и

    доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость,

    правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и другое.

    развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;        

    формирование качеств гражданина и патриота России.

    Школьный курс «Основы светской этики» в соответствии с Федеральным

    государственным образовательным стандартом адресован младшим школьникам и

    предполагает воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании  конструктивных отношений в семье и обществе; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

    Дети младшего школьного возраста начинают приспосабливаться к миру, осваивать

    его законы и порядки, осознавать необходимость соблюдения определенных правил. Это

    годы подражания старшим и усвоения социальных навыков, традиций. Происходит

    преодоление эгоцентризма, свойственного раннему детству. Появляется стремление

    сообразовываться с конкретными требованиями жизни. Творческие устремления детей

    получают определенную конкретизацию и находят свое выражение в тех или иных видах и формах деятельности. Происходит оформление моральных идей и правил. В начальной

    школе продолжается процесс социально-личностного развития ребенка. Появляется система представлений об окружающих людях, о нравственно-этических нормах, на основе которых

    строятся взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Особую роль играет духовно-

    нравственное воспитание. Именно в начальной школе закладывается нравственный мир

    человека, который включает в себя три уровня:

    • Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные

    потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки

    поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

    • Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций.

    Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.

    • Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания – понятия о добре и зле,

    чести и достоинств, о смысле жизни, долге.

    Место учебного предмета  в учебном плане

    34 часа в учебный год.

    Основное содержание программы

    Россия – наша Родина.1 ч.

    Этика и ее значение в жизни человека.1 ч.

    Мораль и культура.        1ч.

    Особенности морали. 1 ч.

    Добро и зло. 2 ч.

    Добродетели и пороки. 2 ч.

    Свобода и моральный выбор человека.        1ч.

    Свобода и ответственность.        1ч.

    Моральный долг.1 ч.

    Справедливость.1 ч.

    Альтруизм и эгоизм.1ч.

    Дружба.1 ч.

    Государство и мораль гражданина.1 ч.

    Творческие работы учащихся.2 ч.

    Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.1 ч.

    Нравственный поступок.1 ч.

    Золотое правило нравственности.1 ч.

    Стыд, вина и извинение.1 ч.

    Честь и достоинство.1 ч.

    Совесть.1 ч.

    Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.1 ч.

    Джентльмен и леди.1 ч.

    Образцы нравственности в культуре Отечества.2 ч.

    Этикет.1 ч.

    Семейные праздники.2 ч.

    Жизнь человека – высшая нравственная ценность. 1 ч.

    Любовь и уважение к Отечеству. 1 ч.

    Подготовка творческих проектов.1 ч.

    Презентация творческих проектов учащихся.1 ч.

            

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Личностные результаты

    формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за

    свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

    национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского

    общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур,

    национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и

    уважения к истории и культуре всех народов;

    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

    деятельности и формирование личностного смысла учения;

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

    представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

    развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

    понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции

    своих эмоциональных состояний;

    развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

    социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

    ситуаций;

    наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к

    материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты

    -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

    деятельности; поиска средств ее осуществления;

    формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

    в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее

    эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их

    выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

    адекватное использование речевых средств и средств информационно-

    коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и

    познавательных задач;

    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

    осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,

    классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения

    рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

    возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

    собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    -готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и

    сотрудничества;

    определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о

    распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное

    поведение и поведение окружающих.

    Предметные результаты

    знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия -

    как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

    знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их

    значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

    понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

    формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных

    религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

    общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении

    российской государственности; формирование первоначального представления об

    отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;

    осознание ценности человеческой жизни.

    Требования к оценке знаний учащихся

    Обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся.

    Формы контроля и возможные варианты его проведения

    Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа

    (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная;

    эвристическая; творческая).

    Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

    Самоконтроль.

    Фронтальный контроль.

    Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

    Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по

    индивидуальной теме в рамках курса.

    Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса

    Учебник для учащихся «Основы светской этики»,  Москва. Просвещение 2010

    Перечень материально- технического  обеспечения образовательного процесса

    Компьютер. Проектор. Экран.

    Ученические столы, стулья. Доска.

    СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора по УВР

     __________/Андреева М.М./

    «26» августа 2013г.

    СОГЛАСОВАНО

     на заседании ШМО

    протокол № ___ от «___» ________ 2013 г.

    Руководитель ШМО

    _____________ /Щербакова С.А./

    Календарно - тематический план

    по светской этике

    на 2013 – 2014 учебный год.

    Номера уроков

    по порядку

    Тема урока

    Характеристика

    деятельности учащихся

    Плановые сроки изучения  учебного материала

    Скорректиро

    ванные сроки изучения учебного материала

    Россия – наша Родина.

    Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

    02.09.-06.09.13.

    Этика и ее значение в жизни человека.

    Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

    09.09.-13.09.13.

    Мораль и культура.

    Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

    16.09.-20.09.13.

    Особенности морали.

    Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

    23.09.-27.09.13.

    Добро и зло.

    Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

    30.09.-04.10.13.

    Добро и зло.

    Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

    07.10.-11.10.13.

    Добродетели и пороки.

    Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

    14.10.-18.10.13.

    Добродетели и пороки.

    Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

    21.10.-25.10.13.

    Свобода и моральный выбор человека.

    Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

    05.11.-08.11.13.

    Свобода и ответственность.

    Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

    11.11.-15.11.13.

    Моральный долг.

    Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

    18.11.-22.11.13.

    Справедливость.

    Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

    25.11.-29.11.13.

    Альтруизм и эгоизм.

    Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

    02.12.-06.12.13.

    Дружба.

    Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

    09.12.-13.12.13.

    Государство и мораль гражданина.

    Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства.

    16.12.-20.12.13.

    Творческие работы учащихся.

    Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

    Готовят творческую работу.

    23.12.-27.12.13.

    Творческие работы учащихся.

    Учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

    10.01.-18.01.14.

    Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

    Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

    20.01.-25.01.14.

    Нравственный поступок.

    Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

    Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях искусства, литературы.

    27.01.-31.01.14.

    Золотое правило нравственности.

    Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

    Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях искусства, литературы.

    03.02.-07.02.14.

    Стыд, вина и извинение.

    Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

    17.02.-21.02.14.

    Честь и достоинство.

    Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

    24.02.-28.02.14.

    Совесть.

    Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

    03.03.-07.03.14.

    Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.

    Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

    10.03.-14.03.14

    Джентльмен и леди.

    Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

    17.03.-21.03.14.

    Образцы нравственности в культуре Отечества.

    Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

    01.04.-04.04.14

    Образцы нравственности в культуре Отечества.

    Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

    07.04.-11.04.14.

    Этикет.

    Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

    14.04.-18.04.14.

    Семейные праздники.

    Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях искусства, литературы.

    21.04.-25.04.14.

    Семейные праздники.

    Излагают своё мнение по поводу норм морали и нравственности в жизни людей.

    28.04.-02.05.14.

    Жизнь человека – высшая нравственная

    ценность.

    Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

    05.05.-09.05.14.

    Любовь и уважение к Отечеству.

    Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

    12.05.-16.05.14.

    Подготовка творческих проектов.

    Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

    Готовят проект.

    19.05.-23.05.14.

    Презентация творческих проектов учащихся.

    Учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

    26.05.- 30.05.14.

    СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора по УВР

     __________/Андреева М.М./

    «26» августа 2013 г.

    СОГЛАСОВАНО

     на заседании ШМО

    протокол № ___ от «___» августа 2013 г.

    Руководитель ШМО

    _____________ /Щербакова С.А./


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна

    Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...

    Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

    Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

    Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

    Рабочая программа. Светская этика. 4 класс.

    Рабочая программа составлена на основе программы с учётом  нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов....

    Рабочая программа. Светская этика. 4 класс. Шемшурина

           Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основе:Федерального   государственного об...

    Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

    Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...