Главные вкладки

    Родительское собрание в 3 классе "Формирование у ребенка желания трудиться, или Как воспитать помощника?"
    методическая разработка (3 класс) по теме

    Левкович Ирина Владимировна

    В задачи собрания входит:  1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье; 2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание в 3 классе

     

    Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться, или Как воспитать помощника?» 

    Задачи собрания: 1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье.

                                    2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

    Участники: классный руководитель, родители.

    Форма проведения: беседа.

    Подготовительная работа к собранию:

    • разработка  сценария собрания;
    • составление презентации по теме собрания;
    • подготовка классного помещения;
    • анкетирование учащихся класса;
    • анкетирование родителей учащихся;
    • подготовка памяток;
    • подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания.

    Ход собрания:

    Родители собираются под фонограмму песни «Антошка» (сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского).

    1. Вступительное слово классного руководителя:

    - Тема: «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться, или Как воспитать помощника?»

    - Эпиграф: «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.» К.Д.Ушинский. 

    - Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.

    Вы можете меня спросить: а как это относится к теме нашего сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребёнка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

    Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела выполнять быстро и качественно.

    Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

    Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.

    1. Анализ полученных результатов по анкетам.

    1. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания:

    Ситуация 1.

    Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

    Ситуация 2.

    В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…

    Ситуация 3.

    В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.

    Ситуация 4.

    Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

    Ситуация 5.

    Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».

    1. Выступление классного руководителя:

    - Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

    С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.

    Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

    В результате нашего собрания, я думаю, вы увидели, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.

    1. Итог собрания:

    В родительский дневник

    • Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
    • Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
    • Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
    • Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
    • Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?

    Домашнее задание

    1. Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.
    2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
    3. Составьте с ними план уборки квартиры.
    4. Научите его стирать собственное бельё.
    5. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
    6. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.

    Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.

    1. Решение родительского собрания:
    1. Рекомендовать родителям определить постоянные трудовые обязанности детям, воспитывать у детей уважение к труду, бережливость,  аккуратность, умение ценить других людей.
    2. Рекомендовать семьям чаще использовать благодарность, похвалу и поощрение за выполнение ребёнком той или иной работы.

    Список используемой литературы

    1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004 г. с.153-158.



    Предварительный просмотр:

    Анкета для родителей

    1. Любит ли ваш ребёнок трудиться? ___________________________________________
    2. Что он любит делать по дому? ______________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    1. Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью? _______________________________________________________________________
    2. Как долго может трудиться ваш ребёнок? _____________________________________
    3. Работа выполняется увлечённо или неохотно? _________________________________

    ____________________________________________________________________________

    1. Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы (не учебной!)?  ____________________________________________________________________________
    2. Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную домашнюю работу (не учебную!)?

    ____________________________________________________________________________

    1. Наказываете ли вы своего ребёнка, если он выполнил работу плохо? ______________

    ____________________________________________________________________________

    1. Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни своего класса? __________
    2. Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы? __________________________________________________________________

    Отметьте галочкой (V) участие вашего ребёнка в трудовых делах:

    Я знаю, что мой ребёнок в школе:

    Мой ребёнок дома:

    дежурит по классу

    носит дрова или воду

    дежурит в столовой

    моет посуду

    имеет трудовые поручения

    убирает свою комнату

    участвует в трудовых делах класса

    убирает квартиру

    занимается в кружке

    делает покупки

    занимается в секции

    ухаживает за младшими

    другое:

    другое:

    Анкета для учащихся

    1. С удовольствием ли ты выполняешь работу по дому? _______________________________
    2. Что тебе нравится больше всего из домашних дел? __________________________________

    _________________________________________________________________________________

    1. Что тебе не нравится делать по дому? _____________________________________________

    _________________________________________________________________________________

    1. Хвалят ли тебя за выполненную работу? __________________________________________
    2. Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают? ________________________________
    3. Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать? ________
    4. Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями? ___________________________
    5. Помогаешь ли ты дедушке и бабушке? ____________________________________________
    6. Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа? ______________________________
    7. Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

    _________________________________________________________________________________

    Отметьте галочкой (V):

    Дома я:

    Всегда

    Часто

    Иногда

    Никогда

    убираю свою постель

    убираю свою комнату

    мою посуду

    хожу в магазин

    стираю мелкие вещи

    помогаю в уборке квартиры

    ухаживаю за младшими

    умею кое-что готовить

    помогаю родителям по их просьбе во всех делах

    помогаю родителям на огороде



    Предварительный просмотр:

    В родительский дневник

    • Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?
    • Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
    • Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
    • Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?
    • Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?

    Домашнее задание

    1. Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.
    2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
    3. Составьте с ними план уборки квартиры.
    4. Научите его стирать собственное бельё.
    5. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
    6. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.



    Предварительный просмотр:

    Ситуация 1.

    Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

    Ситуация 2.

    В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…

    Ситуация 3.

    В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.

    Ситуация 4.

    Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

    Ситуация 5.

    Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знание семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

    Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбияК.Д. Ушинский...

    Родительское собрание в 3 классе "Встречая ребенка из школы... Учение - шаг за шагом"

    Часто родители жалуются, что их дети долго выполняют домашнее задание. Как решить эту проблему? Этот вопрос и рассматривается в этом собрании....

    «Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться»

    «Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям,  это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание   безграничного трудолюбия»....

    Родительское собрание в 3 классе "Ваш ребенок - третьеклассник"

    Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с 3-го года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Но вместе с т...

    Родительское собрание в 3 классе "Как воспитать нравственность?"

    -раскрыть понятие «нравственность»;- познакомить родителей с этапами духовно-нравственого становления человека.- дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки нравственного воспита...

    Родительское собрание во 2 классе. Тема: «Воспитание желания трудиться».

    Цели: - получить информацию об организации труда в семьях учащихся;- расширить представления родителей о том, как прививать детям привычку трудиться;- доказать родителям необходимость формирования у р...

    Родительское собрание в 3 классе «ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПЛОХО УЧИТСЯ».

    Цель: сформировать устойчивое понимание таких понятий как отставание и неуспеваемость и распространить опыт преодоления неуспеваемости... Повестка собрания: 1.Почему ребенок плохо учится в школе, от...