ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
статья по теме

АРСЕНТЬЕВА  ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА

 В статье представлен опыт воспитательной работы с детьми коррекционной школы-интерната VIII вида, позволяющий рассмотреть дидактические игры и игровые упражнения на занятиях как средство комплексного развития детей с ОВЗ. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей интерес к процессу познания. Ключевые слова: задача педагога, активизирует психические процессы, дидактическая игра, оборудование для игр, процесс игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ

УПРАЖНЕНИЙ  НА ЗАНЯТИЯХ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

«Игра имеет преимущество перед всеми другими формами,

 так как дает возможность организовать, прежде всего, жизнь

 самих детей, их собственную активность, их самостоятельность».

А.П. Усова

Основными задачами специальной (коррекционной) школы VIII вида является максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы школьников с ограниченными возможностями здоровья, социальная и правовая адаптация в условиях современного общества.

 В олигофренопедагогике вопросами использования дидактических игр и игровых упражнений в работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность занимались А.К. Аксенова, М.Н. Перова, А.А. Катаева, Л.Б. Баряева, Э.В. Якубовская, О.П. Гаврилушкина, Е.А. Стребелева, и др.

А.К. Аксенова отметила: «В процессе игры мыслительные операции, которые осуществляются умственно отсталыми учениками, должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для учеников либо утомительной, либо совсем недоступной».

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории детей сограниченными возможностями здоровья.  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей интерес к процессу познания. В ней дети  охотно преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Они помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение и облегчить процесс усвоения знаний.

Для этого необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка.

Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение  материала.

Задачи игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:

  • развитие коммуникативных качеств у детей в игре;
  • развитие воображения как основы творческой деятельности;
  • развитие у детей образной памяти, внимания, речи;
  • формирование в процессе игр нестандартного мышления;
  • развитие координации и мелкой моторики пальцев рук;
  • организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих заданий.

В дидактической игре создаются  условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая собственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на занятии с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, что служит успехом достижения общеобразовательных, коррекционных и воспитательных целей и  задач.

Игра занимает особое место в педагогическом процессе, так как является средством развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни, средством воспитания у детей навыков общественного поведения. «Игра, жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре есть самое здоровое ядро разумной школы  детства». С.Т. Шацкий.

Дидактические игры являются разновидностью игр с правилами, по характеру познавательной деятельности их можно разделить на группы:

  1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.

Игра «Составим букет».

Дидактическая цель. Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете и числе предметов.

Средства обучения. Рисунки цветов разных размеров.

Содержание игры. Дети на своих столах составляют из вырезанных открыток, цветной бумаги букет цветов, располагая внизу более крупные цветы, а повыше — мелкие. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, белых и красных гвоздик, число ромашек и васильков, больших и маленьких цветов.

  1. Игры, требующие воспроизводящей деятельности.

Игра «Математическая рыбалка».

Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Средства обучения. Рисунки 10 рыбок.

Содержание игры. На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Педагог поочередно вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение или вычитание. Все дети, решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают ее педагогу.

  1. Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей. К преобразующей деятельности относятся игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля.

Игра «Домино».

Дидактическая цель. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Содержание игры. Педагог пишет на доске примеры, у которых задан первый компонент. Дети составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи:

7 -5 = 2        2 + 6 = 8         8 + 2=10     10 -8 = 2       2 + 5 = 7

Дети составляют цепочку примеров по заданному правилу.

  1. Игры, в которых включены элементы поиска и творчества.

Игра «Веселый Карандаш»

Дидактическая цель. Составление из кругов, квадратов, треугольников разных рисунков.

Средства обучения. По одному кругу, треугольнику, квадрату.

Содержание игры. На магнитной доске расположены фигуры: круг, треугольник, квадрат. Педагог говорит детям, что в гости к ним пришел Веселый Карандаш, он предлагает загадки: «Что можно нарисовать, используя квадрат? (Парусную лодку, домик.) Треугольник? (Флажок.) Составьте из любой фигуры рисунок, какой вам больше нравится».

Игра в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах 8 вида  способствует повышению заинтересованности к занятию, повышает качество усвоения учебного материала, вовлекает в учебный процесс каждого ребенка, занимательные  материалы  игры  делают занятие интересным, насыщенным, разнообразным. Командная работа воспитывает умение слушать и слышать друг друга, доброжелательное отношение друг к другу, соревновательный характер игры увлекает воспитанников, повышает качество и эффективность мыслительной и познавательной деятельности ребенка.

Литература:

1.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

2.        Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83.

3.        Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

4.        Кумариной Г.Ф., Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений ; Под ред.. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

 5. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М.: Просвещение, 1968. – 160 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста с использованием дидактических и музыкальных игр

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно исполнить ее, одновременно начинать и заканчивать пение....

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ.

Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской д...

Доклад на тему: «Использование дидактических игр при автоматизации звуков у детей дошкольного возраста»

Доклад на тему: Использование дидактических игр при автоматизации звуков у детей дошкольного возраста....

Доклад "Игровые подходы в обучении и воспитании с использованием дидактических приемов (из опыта работы)"

laquo;Игровые подходы в обучении и воспитании с использованием дидактических приемов (из опыта работы)»...