Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (2 класс) по теме

Шлапак Людмила Николаевна

           Рабочая программа обучения  по кружку " Волшебная кисточка" направлена на реализацию культурологического направления (ФГОС общекультурное).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_kruzhku_volshebnaya_kistochka.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное образование Новокубанский район

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 2  г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

   

                                                                                  УТВЕРЖДЕНО

                                                              решение   педсовета    протокол № 1

                                                                            от 31.08.2013 года    

                                                                            Председатель педсовета

                                                               ______________ /Д.Д. Еремеев/

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тематическая

 ( тип программы: ориентированные на достижение результатов определенного уровня по конкретным видам внеурочной деятельности)

кружок

 (кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Волшебная кисточка»

(наименование)

2 года

 (срок реализации программы)

7- 9 лет

(возраст обучающихся)

Голубина Вера Алексеевна

Шлапак Людмила Николаевна

                                                                          (Ф.И.О. учителя, составителя)

1.Пояснительная записка

           Программа обучения направлена на реализацию культурологического направления (ФГОС общекультурное).

Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования рассчитана на два года обучения.

В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа по изобразительному искусству – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Эта программа поможет нашим детям освоить азы художественного мастерства, расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но согласитесь  понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.

     Занятия в кружке  увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи  и фантазии. Ведь для первоклассников еще необходимо раскрашивать и перерисовывать.    

     Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, в программе представлены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. Что выбрать: карандаши или разноцветные мелки, акварель или гуашь? Рисовать кисточками, фломастерами или даже пальцами? Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам рисования. А лучшие работы смогут занять достойное место в классной картинной галерее.

Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы; дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства, овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности познакомиться с принадлежностями и материалами. Это поможет начинающим художникам: развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в изобразительном искусстве;

• научить приёмам исполнительского мастерства;

• научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

• научить правильно, использовать термины, формулировать определения и понятия, используемые в опыте мастеров искусства.

Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на учащихся начальной школы 6-8 лет, увлекающихся изобразительным искусством, занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), языка декоративно-

прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала, бумажной пластики).

        2.Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеаудиторные

1 год

1

Живопись

20

7

13

Знакомство с инструментами, материалами и начальными представлениями об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

2

Графика

17

8

9

Знакомство с инструментами, материалами и выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

3

Пластилинография

( рисунки пластилином)

9

4

5

Знакомство с выразительными возможностями мягкими материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

4

Аппликация

9

4

5

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде

прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в

работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию, знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что

будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть

различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, фантиками, иллюстраций из журналов из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

5

Бумажная пластика

7

3

4

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

6

Организация и обсуждение выставки детских работ

4

2

2

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они ему нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

ИТОГО

66ч

30 ч

36 ч

2 год

1

Живопись

20

7

13

Знакомство с инструментами, материалами и начальными представлениями об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

2

Графика

17

8

9

Знакомство с инструментами, материалами и выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

3

Пластилинография

( рисунки пластилином)

9

4

5

Знакомство с выразительными возможностями мягкими материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

4

Аппликация

9

4

5

Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде

прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в

работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию, знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что

будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть

различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, фантиками, иллюстраций из журналов из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

5

Бумажная пластика

9

5

4

Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

6

Организация и обсуждение выставки детских работ

4

2

2

Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они ему нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

ИТОГО

68ч

30 ч

38 ч

3.Содержание программы.

1. Живопись

Первый год обучения. Знакомство с инструментами, материалами и начальными представлениями об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Второй год обучения. Продолжение знакомство с инструментами, материалами и начальными представлениями об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

2.Графика

Первый год обучения. Знакомство с инструментами, материалами и выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Второй год обучения. Продолжение знакомство с инструментами, материалами и выразительными средствами этого вида станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

3.Пластилинография ( рисунки пластилином)

Первый год обучения. Знакомство с выразительными возможностями мягкими материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Второй год обучения. Продолжение знакомство с выразительными возможностями мягкими материала для лепки - глиной и пластилином. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая рабата: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, животных.

4. Аппликация

Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию, знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, фантиками, иллюстраций из журналов из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

Второй год обучения. Продолжение знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в

работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию, знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что

будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть

различные оттенки цвета и особенности фактуры. Работа с необычными материалами, фантиками, иллюстраций из журналов из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции.

5.Бумажиая пластика

Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Второй год обучения. Более сложная трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

6.Организация и обсуждение выставки детских работ.

Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они ему нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

Второй год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение второго года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов второго года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они ему нравятся. Дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.

4.Предполагаемые результаты реализации программы.

  1. Личностные универсальные учебные действия:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;

-  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-  осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  1.    Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-  формулировать собственное мнение и позицию;

-  задавать вопросы.

5. Формы и виды контроля

Уровень и степень освоения знаний контролируются в ходе занятия путём устного опроса. В ходе занятия необходимы словесные поощрения и положительная оценка.  Предполагаются также праздники, творческие работы, участие в творческих конкурсах , выставки, спектакли, портфолио. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Домашние задания, как правило, включают творческие работы по желанию, поэтому само их выполнение должно поощряться и доставлять детям радость как от самого творческого процесса, так и от поощрения со стороны преподавателя.

6.Методические рекомендации.

      Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач: - обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования; - формирование творческого начала в личности ребенка; - развитие его индивидуальности; - формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности; - сотрудничество с детьми.

        Исходя из новой концепции художественного воспитания, уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства. Современный урок искусства - это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.Поскольку мы  индивидуальны, то и процесс конструируем индивидуально. Так же как в искусстве одна и также тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора, специфики его художественного языка, стиля, особенностей среды (общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными. Т.е. можно говорить об авторском характере урока искусства. Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, каждого ученика, его психологических и возрастных способностей.

7.Описание материально- технического обеспечения образовательного

процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств Материально -технического обеспечения

Количество

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Никологородская О.А.Волшебные краски / О.А Никологородская -М- 1997.

Алексеева В. В. Что такое искусство ,/ В.В.Алексеева. М., 1991.

Алёхин А.Д. Когда начинается искусство/ А.Д.Алёхин.-М, 1994.

Горяева Н. А. первые шаги В мире искусства / Н. А. Горяева. - М., 1991. Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. М., 2009. Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация Из фантиков,/ Е.

И. Коротеева.- М., 2009.

Коротеева Е. И. графика. первые шаги / Е. И. Коротеева.- М., 2009. Коротеева Е. И. Живопись. первые шаги / Е. И. Коротеева. - М., 2009,

2.

Печатные пособия

1

3.

Технические средства обучения:

4

Экспозиционный экран

1

5

Мультимедийный проектор

1

6

Ноутбук

1

7

Экранно-звуковые пособия

2

8

Оборудование класса:

9

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

15\30

10

Стол учительский с тумбой.

1

11

Шкафы для хранения учебников и выставок.

дидактических материалов, пособий.

8

12

Настенные доски для вывешивания демонстрационного материала.

1

СОГЛАСОВАНО:                                                         СОГЛАСОВАННО:

Протокол   заседания                                                    Замдиректора по НМР

методического объединения                                         Бондаренко Е.В.

учителей начальных классов                                         «__»_______2013год.

от 31 августа 2013 года

Руководитель МОБУГ №2

_________Н.Н.Разумная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...