Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников
статья (3 класс) по теме

Статья об возможностьях этнокультурного воспитания в услвоиях внеурочной деятельности школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Этнокультурное воспитание43 КБ

Предварительный просмотр:

Балдир Белекмаа Олчей-ооловна, учитель английского языка МБОУ СОШ с. Бай-Даг Эрзинского кожууна

Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников

        В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта.

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. [5]

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», записанной в Законе об образовании, нам учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. [3]

         Поэтому одним из важнейших направлений работы МБОУ Бай-Дагской средней общеобразовательной школы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.

Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся.  Задачей современной школы, в том числе и нашей Бай-Дагской средней общеобразовательной школы является возрождение национальной культуры, сохранение ценностей.

Мы стараемся обеспечить активное участие семей и других субъектов сельского социума в реализации положительных традиций во внеурочное время. Созданы необходимые условия, обеспечивающие успешное использование традиций тувинского народа в этнокультурном воспитании школьников.

         В своей  практике использую различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческий музей. А также широко использую современные компьютерные технологии.

Приобщение обучающихся к миру словесного искусства происходит как на материале устного народного творчества, так и на произведениях художественной литературы.

Учебники по литературному чтению для начальных классов обогащены произведениями устного народного творчества во взаимосвязи с фольклором. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров, знакомятся с литературно-фольклорными связями в произведениях тувинских писателей. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку. [4]

В своей работе также активно использую такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои тувинских сказок» и сборников загадок, пословиц и поговорок, проведение конкурса «Театр и Дети», где дети выбирают сказку готовятся и выходят на сцену перед всей школой, проводятся игры в праздник Шагаа. Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности.

       Внеурочная деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников.

Самым массовым мероприятием у тувинцев является празднование национального праздника «Шагаа», так как в нем принимают участие учащиеся с первого по четвертые классы в начальной школе, родители, бабушки и дедушки, педагоги школы.

Здесь дети ближе знакомятся с оригинальностью национальной кухни, духовно обогащаются культурой своего народа, начинают ценить и любить древние обычаи, традиции и игры.

Игра не может возникнуть на голом месте. Она носит подражательный характер. Трудно, например представить, что не имея коня, можно играть в конную игру. [1]

Следовательно, игра возникла в процессе трудовой деятельности человеческого общества. Игры у тувинцев, как и всякое народное творчество, сложились в процессе более тысячелетнего бытования и развития общества, впитывали в себя, отражали черты материальной и духовной жизни народа, как периода первобытнообщинных отношений, так и более позднего. От историков древней культуры и до нашего времени- до появления письменной литературы.

Мой небольшой опыт показал, что интерес детей к тувинским народным играм очень велик. Они знают и играют в  такие игры как: национальная борьба «Хуреш», «Шыдыраа», «Кажык», «Аът чарыжы», «Кажык адары», «Хендирбе сыгар» (игра состязание и т.д.) [1]

Народные игры соответствуют местным природным особенностям, помогают улучшить уровень физической подготовленности школьников, укрепить семью, дружбу народов, способствуют уважению этнокультуры народов.

У каждого этноса есть свой родной язык. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, уникальные особенности воспитания детей. У тувинцев есть такие уникальные особенности, которые даны Богом только тувинскому народу:

1.        Сыгыртып хонугери- школа горловиков

2.        Хурежип ойнаары-школа борьбы хуреш

3.        Девип сундугары-школа танца орла

4.        Кижи болуру чажындан-школа народных обычаев

5.        Кижи чугаалажып таныжар-школа изучения языков

6.        Чараш аътты муннары-школа всадников

7.        Белек сунары- школа вручения подарков

8.        Мендилежир езулал- школа этикета

9.        Аалчыны аткарары-школа проводов гостей

Народным обычаям тувинцы учили детей с детства до совершеннолетия.

Тувинское изречение гласит:

Если жеребенок получил плохое воспитание-

Он и на старости будет дурным конем.

Если ребенок научился обманывать других,

Он будет на старости лет большим лгуном.  [2]

Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, области.

Важным этапом развития гражданского знания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Формирование этнокультурной компетентности, предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры.

Здесь начинается формирование эстетических вкусов, первоначально сосредотачиваются все его интересы, привязанности и авторитет. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». При этом, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу. [5]

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей младшего школьного возраста на основе тувинской традиционной народной культуры, позволяет ребёнку само реализовываться, укреплять межнациональную дружбу,  жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.

Хранителем традиций является семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях тувинской сельской местности необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей.


Список использованной литературы

  1. Иргит Самбу «Тувинские народные игры» Тувинское книжное издательство. Кызыл-          1978. c.9
  2. Кужугет А. зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев.    Республиканская типография. Кызыл-2002г с.52
  3. Маннай-оол М.Х. Тыва улустун чанчылдары болгаш езулалдары. Тыванын ном ундурер чери-1991 c.34
  4. Научно-популярный и методический журнал «Башкы» №2-2004г с. 81
  5. Научно-популярный и методический журнал «Башкы» №3-2011г с. 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся"

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исслед...

«Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС НОО на примере программы курса «Маленькие исследователи»

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой ребёнок уже рождается исследователем. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ...

Этнокультурные игры как условие формирования у младших школьников опыта межнациональных отношений и толерантного поведения

Формирование у младших школьников опыта межнациональных отношений через этнокультурные игры....

Народный фольклор во внеурочной деятельности школьников в этнокультурной среде

В условиях возрастания интереса к сохранению национальных традиций и в первую очередь народных, фольклорных, именно детский фольклор, во всем многообразии его исторически сформировавшихся форм и жанро...