Народный фольклор во внеурочной деятельности школьников в этнокультурной среде
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Назырова  Голифар Галиулловна

В условиях возрастания интереса к сохранению национальных традиций и в первую очередь народных, фольклорных, именно детский фольклор, во всем многообразии его исторически сформировавшихся форм и жанров оказывается особенно актуальным, ведь само понятие « фольклорное воспитание» предполагает приобщение ребенка к народному  творчеству.

В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития

творческих способностей подрастающего поколения, музыкальному фольклору, обрядам и

народным праздникам отводится сегодня все более заметное место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_marafon.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Народный фольклор во внеурочной деятельности школьников в этнокультурной среде

В условиях возрастания интереса к сохранению национальных традиций и в первую очередь народных, фольклорных, именно детский фольклор, во всем многообразии его исторически сформировавшихся форм и жанров оказывается особенно актуальным, ведь само понятие « фольклорное воспитание» предполагает приобщение ребенка к народному  творчеству.

В решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития

творческих способностей подрастающего поколения, музыкальному фольклору, обрядам и

народным праздникам отводится сегодня все более заметное место.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что фольклор обладает и воспитательной, и художественной ценностью. Но самое важное – то, что знакомство с народными мелодиями, участие в праздниках, обрядах пробуждают у детей интерес к национальным традициям и ко всей

истории в целом. Ребенок, воспитанный на народных сказках, песнях, играх, будет с любовью относиться не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво.

Фольклор дает им самые главные и простые понятия об окружающем мире. Он отражает общеинтересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление ее могуществу и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к

труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Предполагаемые результаты

учащиеся получат возможность узнать:

- основные праздники татарского народа;

- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, ;

учащиеся научатся::

- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

- выразительно декламировать;

В процессе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе будут

использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: выставки,

конкурсы, состязания, творческие работы

Какой бы трудной не становилась жизнь, школа ставила, ставит и будет ставить перед собой задачу – воспитание и обучение подрастающего поколения. Сегодня эту задачу можно решить на основе национальных традиций и обычаев, на воспитании чувства любви и уважения к своему родному языку. Воспитывая детей в таком духе, мы даем стране патриотов, готовим завтрашнее наше будущее, будущее всей страны. А это будущее должно быть надежным. Надежным оно будет только тогда, когда подрастающее поколение будет здравым, образованным, уважающим свой язык, свою культуру, свой народ.

О самом популярном весеннем празднике татарского и башкирского народов Карга боткасы ("грачиная каша") или Каргатуй (праздник грачей) известно немного. А тем временем  он любим не меньше, чем Сабантуй.

 

В древние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи. Поэтому, как только появлялись первые ручьи и прилетали первые птицы – грачи, в их честь устраивался праздник Карга боткасы. Древний обряд проводился перед посевной. Его смысл – задобрить, накормить птиц, чтобы был хороший урожай. Этот обычай сохранился и в наши дни.

В празднике разрешалось участвовать только женщинам, девушкам и детям. Считалось, что если допускать мужчин на праздник, то уйдет краса праздника. Это правило соблюдается и сейчас. Но существует своеобразное игровое нарушение запрета, когда во время праздника могут появиться мужчины и парни, в шутку переодетые в женские платья.

Для проведения Грачиной каши специально назначается ведущая – алсабыр ("впереди идущая") или юлбарсы ("ведущая по дороге"). Она должна быть мастером слова, умелой плясуньей, отличаться веселым характером, пользоваться уважением и почетом среди односельчан.

Праздник начинается с того, что алсабыр вместе с детворой обходит все дворы. В этот день наряженные ребятишки собирают с каждого дома обязательную "дань" – крупу, молоко, масло, сахар, яйца – и зазывают всех стихами и песнями на праздник. Сельчане приносят с собой угощения: сметану, эремсек (творог), сдобный хлеб, кумыс, масло нескольких видов (сливочное, топленое), балеш, баурсак, блины, губадию, мед, чак-чак. Собираются на самом возвышенном месте села. Окружающие деревья и кустарники украшают в зависимости от района проведения праздника цветными лентами, платками, серебряными браслетами, бусами, кольцами, цветами, яркими шалями, иногда подвешивают или выставляют у дерева посуду с квашеным молоком. Затем разжигают костер и в большом казане (котле) варят кашу.

Традиционное обрядовое блюдо – каша – является центральным звеном в празднествах, и до сих пор соблюдаются правила ее приготовления. Только специально назначенная заранее женщина имеет право готовить обрядовую пищу.

На празднике Каргатуй устраиваются состязания и игры. Женщины и молодежь показывают свое мастерство, талант, ловкость, силу. Водятся хороводы, исполняются танцы, песни, такмаки (частушки). Веселье сопровождается игрой на думбыре, дунгуре, кубызе.

 

После игрищ присутствующих приглашают к костру и начинают раздавать кашу. Первую порцию отдают земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторую – воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле. Третью – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертую – грачам с благодарностью за то, что они принесли весну. После этого кашу раздают всем присутствующим. На празднике трижды исполняют клич как приглашение на трапезу, к угощению птиц и сигнал об окончании праздника:

Вкусной каши принесли, Угощайтесь вы, грачи! Пожелайте вы дождя, Чтоб полны были поля!

Когда после праздника люди расходятся, стаи птиц слетаются на кашу, оставленную им.

Каз омэсе - праздник белых перьев
  Ноябрь, наверное, самое нелюбимое время года у горожан нашей полосы: черный, в коротенькой жилетке дня, этот месяц, при своей скупости, в один прекрасный день одаривает промерзшую землю белым пушистым покровом.
  
  В татарских деревнях в этот первый день зимы начинаются веселые праздники "Каз омэсе", когда забивают сразу все дворовое стадо гусей (иногда до полусотни голов).
  
  Конечно, можно и не забивать все стадо скопом, а каждый день лишь по стольку, сколько в силах ощипать две руки. 
Но какой же тут праздник? Самая расторопная хозяйка озвереет от такой работы в одиночку.
  
  Другое дело, когда полный дом белозубых соседок, молодок и девиц на выданье соревнуются меж собой в мастерстве ощипа, шуток да пения.
 А неженатые парни кружат соколами вокруг дома, выглядывая невест, подкрадываясь к окнам да выдумывая срочные поручения, чтобы хоть на минутку побывать в самом доме.
  Потом гуськом, на коромыслах женщины несут свою работу к проруби - мыть ледяной водой чищеные тушки, чтобы затем подвесить их в сарае, кого с солью и специями - на провяливание, а кого - просто на морозец. И если кто пробовал хотя бы раз татарского вяленого гуся, тот и на самом знатном пиру не откажется ни от одного кусочка этого лакомства.
  
  К вечеру вынимают из печи румяные большие беляши со свежей гусятиной, ставят самовар и наслаждаются праздничным чаем.
  
  На следующее утро ни одна не проспит приглашения к очередной хозяйке гусиной стаи. И так будут праздновать, пока вся деревня не справится с урожаем белого пера.
  
  Такие праздники - не только помощь в деле, развлечение и знакомство с будущими невестками - это школа женственности, домоводства, веселых традиций, бережно хранимых с незапамятных времен.
 
Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарского
села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух - на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением. Гусь, не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек – не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде.
 
Обучение учащихся с учётом региональных особенностей предполагает использование местного языкового материала при обучении родному языку, культурного наследия, что расширяет воспитательные и образовательные возможности учебного процесса. Главное - вызвать интерес к родному языку в различных формах его проявления. Приобщение учащихся к миру словесного искусства происходит на произведениях художественной литературы и устного народного творчества. Фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет  частью его духовной жизни. Он является одним из источников при изучении прошлого, остаётся важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты, мудрости. Фольклор татарского народа богат и разнообразен: частушки, сказки, баиты, колыбельные песни, прибаутки, поговорки, игры, загадки. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития учащихся. В школьных учебниках литературного чтения  есть раздел «Устное народное творчество». Мы  изучаем фольклорные произведения разных народов, но и не забываем про татарский фольклор. В своей работе активно использую такие приемы работы как составление альбомов на тему «Герои сказок», «Кто быстрее» ( из данных слов составить пословицу) , «Угадай-ка» (при изучении загадок) , проведение конкурсов на лучшую волшебную сказку собственного сочинения, мини-проекты «Татарский фольклор в моей семье» (исследовательская работа). Детям очень нравится исследовательская работа. Они собирают и записывают старинные песни, частушки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, , которые после используются на уроках. Разрабатываем и проводим с детьми  внеклассные мероприятия, фольклорные праздники. Разучиваем татарские песни, ставим миниспектакли, конкурсы рисунков, познавательные игры - всё это включаю в свою работу, потому что знаю, что путь к языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом. Среди детей очень популярны считалки и небольшие песенки, исполняющиеся во время игр, физминуток, динамических перемен. В них говорится о домашних животных и птицах. Песенки эти служат не только средством передачи детям знаний об окружающем мире, но и с помощью красивых и метких слов, содержащихся в них, прививают им любовь к родному языку. Загадки полезны для умственного упражнения детей. В них выделяются самые характерные особенности предметов. Поэтому кроме сообразительности, остроумия они воспитывают еще и наблюдательность. Началом нашей  работы стало создание детского ансамбля «Миляуша» («Фиалка). Цель- через творчество показать красоту родного языка, приобщить детей к традициям татарского народа, продолжить знакомство с произведениями великих татарских писателей и поэтов. Результаты-участие в региональных праздниках (областной Сабантуй-Ташетканы-2018), где дети получили благодарственные письма. В  межрегиональном конкурсе «Сойкемле Шурале» (Обаятельный Шурале)есть дипломанты, победители и призеры в районных конкурсах, всегда есть победители и призеры конкурсов чтецов на родном языке, проводимых БОУ ДПО ИРООО, личный пример -2 место в конкурсе чтецов (Дни татарской культуры г.Омск-2018). Совместная работа над проектами, поездки на конкурсы, награды, общение с учащимися других школ, пробуждает у детей желание и интерес к изучению родного языка. Вследствие этого дети стали говорить и писать на родном языке лучше, что привело к повышению успеваемости по данному предмету. Именно внеклассная деятельность помогает найти пути для решения этой насущной задачи. И пусть каждое внеклассное мероприятие даёт детям лишь часть необходимой информации, постепенно складывается целостная картина. Если  мы сохраним богатство традиций, культуры - то главным образом мы сохраним наш родной татарский язык. Время требует от нас поиска новых форм и приёмов работы, чтобы прививать любовь к родному языку, к родной земле. И на этом пути фольклор родного народа является одним из ключевых и убедительных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС Доклад.Внеурочная деятельность школьников. Ролевые игры.

Матермиал разработан по книге Д.Б. Григорьева, П.В. Степанова "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор"....

Презентация "Внеурочная деятельность школьников".

   Данная презентация была составлена к выступлению на ГМО, где ведущей темой  была определена Внеурочная деятельность    По замыслу разработчиков стандартов, пос...

Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, проектной деятельности  и т. п....

Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников

Статья об возможностьях этнокультурного воспитания в услвоиях внеурочной деятельности школьников...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческие задания в среде Scratch»

Программа курса «Творческие задания в среде Scratch» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное,...

Использование фольклора во внеурочной деятельности младших школьников

Данная статья о развитии творческих способностей детей , а так же о формировании у них интереса к научно-исследовательской работе  в результате освоения программы по внеурочной деятельности....