кружки
методическая разработка (1 класс) по теме

Колмакова Елена Григорьевна

Занятие с детьми во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knigolyub.docx31.6 КБ
Файл teatralnyy.docx36.03 КБ
Файл zanimat_matem.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка « Книголюб» 1 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:    

  • Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)

Актуальность 

 Книга- это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга- это путь к познанию вещей и явлений.   Книга- это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости….Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало,необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.

Цель         

 Пробудить и сформировать у первоклассников интерес к детским книгам,желание их читать,развивать способность думать над книгой, развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание. Учить различать различные жанры художественной литературы и фольклора, формирование потребности и мотива чтения; овладение начальными умениями и навыками чтения детей семи лет; овладение логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам; овладение актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет . Научить свободно ориентироваться в книгах, формировать у ребёнка индивидуальный  опыт самостоятельного чтения.

 

Кружок « Юный книголюб»  имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: овладение умением понимать прочитанное, затрагивает проблемы духовно- нравственного воспитания учащихся, учит различать добро и зло, ценить дружбу и самому быть верным товарищем,воспитывает любовь к Родине, родному краю.

Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать язык.

  Методы обучения:

  • эвристическая беседа;
  • исследование;
  • проблемно-поисковые задания;
  • наблюдение;
  • индивидуальные задания.

Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых произведений художественной литературы различной тематики.

       Планируемые результаты :

Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать детские книги. Воспитание у детей  сознания чётко и интеллигентно воспринимающего мир людей и природы.Умение воспринимать вовзаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие оттекстов, представляющих разные типы повествования : прозу, поэзию, драму.

Овладение минимально необходимой для самостоятельного чтения техникой.

Содержание курса рассчитано на 64 часа, продолжительность каждого занятия 30-35 минут

Учебный план

Nп\п

 Наименование раздела

Всего часов

Из них

Форма контроля

теор

практ

Стихи о детях(«Мы теперь не просто дети, мы теперьученики»).

2

1

2

Выраз чтение

Сказки- приключения(«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»)

2

1

1

пересказ

Загадки оживотных, явлениях природы или предметах, которые ребёнку хорошо знакомы.(«Учись отгадывать загадки»).

2

1

1

Сказки или рассказы о детях(«Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»).

2

1

1

пересказ

Стихи об осени.(«Унылая пора! Очей очарованье…»).

2

1

1

Выраз. чтение

Сказки оживотных(«Дружба заботой да подмогой крепка»).

2

1

1

Сказка- игра о хвастовстве(«Худому делу- худой конец»).

2

1

1

игра

Сказки о Родине, о подвигах(«Отяжёлых боях и трудных походах»).

2

1

1

Как звери готовятся к зиме.

2

1

1

рассказ

Сказки- приключения(«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце»).

2

1

1

Выраз. чтение

Стихи о Родине, о детях.

2

1

1

Рассказы о животных.(«Знания- наблюдениям сродни»).

2

1

1

Выраз. чтение

Рассказы одетях(Мало хотеть, надо уметь»).

2

1

1

Зимние сказки.

2

1

1

рассказ

Забавные стихи(«Не любо- не смейся, и другим не мешай»).

2

1

1

Волшебные сказки(«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»).

2

1

1

пересказ

О людях и животных(«Тебе смешно, а мне до сердца дошло»).

2

1

1

В шутку сказано, да всерьёз задумано. («Умел ошибиться_ - сумей и поправиться»).

2

1

1

игра

Чтение сказок одружбе настоящей и мнимой(«В глаза любит, а за глаза губит»).

2

1

1

чтение

О героизме и трусости(« Слава греет, позор жжёт»).

2

1

1

Чтение рассказов охороших людях(«Жизнь дана на добрыедела»).

2

1

1

О ребятах- сверстниках(«Не красна жизнь днями, а красна делами»).

2

1

1

Выраз. чтение

«Родину- мать учись защищать»).

2

1

1

О матерях и детях.(«Нет лучше дружка, чем родная матушка»).

2

1

1

О дереве судят по плодам, аочеловеке по его делам.

2

1

1

По крыльям- полёт, по человеку – почёт.

2

1

Выраз. чтение

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.

2

1

1

чтение

Знай и люби родную природу.

2

1

1

Стихи о весне.

2

1

1

Выраз. чтение

Думаешь чудеса далеко, а они здесь, рядом.

2

1

1

Любовь к Родине сильнее смерти.

2

1

1

Выраз. чтение

«Все за одного, а один за всех- тогда и в деле будет успех.

2

1

1

Любимые книги, любимые писатели.

2

1

1

 Календарно-тематическое планирование

Nп\п

 Наименование раздела

Всего часов

 Вид занятия

Форма контроля

дата

теор

практ

план

факт

Стихи о детях(«Мы теперь не просто дети, мы теперьученики»).

2

1

2

Выраз чтение

Сказки- приключения(«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»)

2

1

1

пересказ

Загадки оживотных, явлениях природы или предметах, которые ребёнку хорошо знакомы.(«Учись отгадывать загадки»).

2

1

1

Сказки или рассказы о детях(«Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»).

2

1

1

пересказ

Стихи об осени.(«Унылая пора! Очей очарованье…»).

2

1

1

Выраз. чтение

Сказки оживотных(«Дружба заботой да подмогой крепка»).

2

1

1

Сказка- игра о хвастовстве(«Худому делу- худой конец»).

2

1

1

игра

Сказки о Родине, о подвигах(«Отяжёлых боях и трудных походах»).

2

1

1

Как звери готовятся к зиме.

2

1

1

рассказ

Сказки- приключения(«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце»).

2

1

1

Выраз. чтение

Стихи о Родине, о детях.

2

1

1

Рассказы о животных.(«Знания- наблюдениям сродни»).

2

1

1

Выраз. чтение

Рассказы одетях(Мало хотеть, надо уметь»).

2

1

1

Зимние сказки.

2

1

1

рассказ

Забавные стихи(«Не любо- не смейся, и другим не мешай»).

2

1

1

Волшебные сказки(«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»).

2

1

1

пересказ

О людях и животных(«Тебе смешно, а мне до сердца дошло»).

2

1

1

В шутку сказано, да всерьёз задумано. («Умел ошибиться_ - сумей и поправиться»).

2

1

1

игра

Чтение сказок одружбе настоящей и мнимой(«В глаза любит, а за глаза губит»).

2

1

1

чтение

О героизме и трусости(« Слава греет, позор жжёт»).

2

1

1

Чтение рассказов охороших людях(«Жизнь дана на добрыедела»).

2

1

1

О ребятах- сверстниках(«Не красна жизнь днями, а красна делами»).

2

1

1

Выраз. чтение

«Родину- мать учись защищать»).

2

1

1

О матерях и детях.(«Нет лучше дружка, чем родная матушка»).

2

1

1

О дереве судят по плодам, аочеловеке по его делам.

2

1

1

По крыльям- полёт, по человеку – почёт.

2

1

Выраз. чтение

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.

2

1

1

чтение

Знай и люби родную природу.

2

1

1

Стихи о весне.

2

1

1

Выраз. чтение

Думаешь чудеса далеко, а они здесь, рядом.

2

1

1

Любовь к Родине сильнее смерти.

2

1

1

Выраз. чтение

«Все за одного, а один за всех- тогда и в деле будет успех.

2

1

1

Любимые книги, любимые писатели.

2

1

1

Содержание тем

Стихи о детях(«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»).

Сказки- приключения(«Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»)

Загадки оживотных, явлениях природы или предметах, которые ребёнку хорошо знакомы.(«Учись отгадывать загадки»).

Сказки или рассказы о детях(«Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить»).

Стихи об осени.(«Унылая пора! Очей очарованье…»).

Сказки о животных(«Дружба заботой да подмогой крепка»).

Сказка- игра о хвастовстве(«Худому делу- худой конец»).

Сказки о Родине, о подвигах(«Отяжёлых боях и трудных походах»).

Как звери готовятся к зиме.

Сказки- приключения(«Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце»).

Стихи о Родине, о детях.

Рассказы о животных.(«Знания- наблюдениям сродни»).

Рассказы о детях(Мало хотеть, надо уметь»).

Зимние сказки.

 Забавные стихи(«Не любо- не смейся, и другим не мешай»).

Волшебные сказки(«Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»).

О людях и животных(«Тебе смешно, а мне до сердца дошло»).

В шутку сказано, да всерьёз задумано. («Умел ошибиться_ - сумей и поправиться»).

Чтение сказок о дружбе настоящей и мнимой(«В глаза любит, а за глаза губит»).

О героизме и трусости(« Слава греет, позор жжёт»).

Чтение рассказов о хороших людях(«Жизнь дана на добрые дела»).

О ребятах- сверстниках(«Не красна жизнь днями, а красна делами»).

«Родину- мать учись защищать»).

О матерях и детях.(«Нет лучше дружка, чем родная матушка»).

О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.

По крыльям- полёт, по человеку – почёт.

Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум.

Знай и люби родную природу.

Стихи о весне.

Думаешь чудеса далеко, а они здесь, рядом.

Любовь к Родине сильнее смерти.

«Все за одного, а один за всех- тогда и в деле будет успех.

Любимые книги, любимые писатели.

Работа с родителями.

а) Провести родительское собрание-конкурс “Папа, мама, я – читающая семья”.

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.

I. Провести анкетирование учащихся перед родительским собранием по следующим вопросам:

1. Что ты больше любишь?

Читать сам;

слушать чтение взрослых.

2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

Хвалят тебя;

ругают тебя.

3. Читают ли в вашей семье книги вслух?

Читают;

не читают.

4. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

Да;

нет.

II. На предыдущем собрании родители должны ответить на вопросы анкеты:

1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

Любит читать сам;

слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

Хвалите его;

ругаете.

3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

Конечно, да;

нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

Безусловно, да;

наверное, нет.

Памятка 1 для родителей

Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день

Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

Хвалите ребенка за чтение.

Памятка 2 для детей

Читой вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

Читай вслух выразительно — соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

Памятка 3 для детей

Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).

Те места, которые легко читать, читай быстрее.

Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

Памятка 4 для детей и родителей

При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.

Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.

Памятка 5 для родителей

До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов

Спросите, чем понравилось книга ребенку, что нового из нее он узнал.

Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

Какие слова или выражения запомнились ему?

Чему учит эта книга?

Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть

 



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка « Театральный» 1 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:    

  • Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)

        Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

           Направленность программы театрального кружка  по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.

           Цели:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.


     
Задачи кружковой деятельности:

  1.  Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  2.  Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  3.  Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

4.   Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

5.  Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

6    .Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспи-

       тывать  доброжелательность и контактность в отношениях со сверстни-

       ками;

7.    Развивать чувство ритма и координацию движения;

8.    Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на   мате

       риале скороговорок и стихов;

9.   Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального  

       искусства,  воспитывать культуру   поведения  в  общественных   местах.

     Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.   Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

 Личностные универсальные учебные действия

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

  Регулятивные универсальные учебные действия

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Познавательные универсальные учебные действия

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели

Коммуникативные универсальные учебные действия

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

Планируемые результаты реализации программы :

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами,  воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Результаты первого уровня.

 Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

Результаты второго уровня.

 Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

Результаты третьего уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

Результаты четвёртого  уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

 

         В  основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
-
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 -
принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

        Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

               Содержание  модуля программы.

     Занятия в кружке   ведутся по программе, включающей несколько разделов.

На первом вводном занятии кружка  дети  знакомятся с программой кружка, правилами поведения на кружке. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

1 Тема «Пластичность»

       Содержание

     «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

      Формы – театрализованные упражнения, конкурс «Пластические загадки».

2 Тема «Речевая гимнастика»

       Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь  актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не  допускать  дикционной  неряшливости  в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

 «Голос – одежда нашей речи».  В  быту  различают  голоса  сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая  классификация указывает  на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

         Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

     Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

3 Тема «Развитие речи»

         Содержание

       В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

4. Тема «Фольклор»

         Содержание

      Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими  народными  жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

       Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.

5. Тема «Театр»

      Содержание

Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы,  видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

      Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

       Формы – экскурсии, постановка спектакля.

6. Тема «Творчество»

        Содержание

      В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы – творческие игры, конкурсы.

       

7. Тема «Постановка спектакля»

       Содержание

«Постановка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций. 

                    ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Компьютер,

магнитофон

диски с записью сказок и постановок,

диски с музыкой (классической и детской)

  Учебный план занятий  

 

Nп/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Тема: « Пластичность»

Вводное занятие. Игра   «Театр-экспромт»: сказка «Колобок»

Групповая игра. (занятие в классе»

1

2

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра. (на свежем воздухе»

1

3

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра (на свежем воздухе)

1

4

Развитие двигательных способностей ребёнка.

Групповая игра

1

5

Конкурс «Пластические загадки»

Групповая игра (на свежем воздухе)

1

6

Тема: «Речевая гимнас-

тика» Скороговорки.

1

7

Просмотр сказки «Волк и семеро козлят» в видеозаписи, беседа по содержанию.

1

8

Культура поведения в театре. Беседа.

1

9

Тема: «Речевая гимнастика». Скороговорки

«Чтение»- игра. (занятие в классе)

1

10-11

Упражнение на развитие дыхания.

Парная и индивидуальная деятельность.

2

12-13

Умение слушать партнёра.

Работа в парах

Репетиция.

2

14

Тема: «Развитие речи». Игры со словом

Групповая игра. (занятие в классе)

1

15

Игры с рифмами

Групповая игра. (занятие в классе)

1

16

Работа в парах. Составление рассказов.

Парная деятельность.

(занятие в классе)

1

19-20

Групповые игры на простейшие виды общения.

Групповая игра. (занятие в классе»

2

21-22

Знакомство с играми русского народа.

Групповая игра (на свежем воздухе)

2

23

Произведения С. Маршака

1

24-25

Групповые сюжетно- ролевые игры.

2

26

Создание образов с по-

мощью движений

1

27

Чтение пьесы «Теремок»

Знакомство с персона-

жами.

1

28

Рисование теремка.

Занятие в классе

1

Выбор макета для декорации

29-30-31

Работа над сказкой-пьесой «Теремок»

Групповое занятие. (занятие в классе)Репети-

ция.

3

Выбор гл. героев.

32

Постановка спектакля для подготовительной группы.

детсад

1

33

Постановка спектакля для родителей.(родительское собрание)

зал.

1

   

Календарно-тематическое планирование

 

Nп/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

 Дата

По плану

Факт.

1

Тема: « Пластичность»

Вводное занятие. Игра   «Театр-экспромт»: сказка «Колобок»

Групповая игра. (занятие в классе»

1

2

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра. (на свежем воздухе»

1

3

Ритмические игры и упражнения.

Групповая игра (на свежем воздухе)

1

4

Развитие двигательных способностей ребёнка.

Групповая игра

1

5

Конкурс «Пластические загадки»

Групповая игра (на свежем воздухе)

1

6

Тема: «Речевая гимнас-

тика» Скороговорки.

1

7

Просмотр сказки «Волк и семеро козлят» в видеозаписи, беседа по содержанию.

1

8

Культура поведения в театре. Беседа.

1

9

Тема: «Речевая гимнастика». Скороговорки

«Чтение»- игра. (занятие в классе)

1

10-11

Упражнение на развитие дыхания.

Парная и индивидуальная деятельность.

2

12-13

Умение слушать партнёра.

Работа в парах

Репетиция.

2

14

Тема: «Развитие речи». Игры со словом

Групповая игра. (занятие в классе)

1

15

Игры с рифмами

Групповая игра. (занятие в классе)

1

16

Работа в парах. Составление рассказов.

Парная деятельность.

(занятие в классе)

1

19-20

Групповые игры на простейшие виды общения.

Групповая игра. (занятие в классе»

2

21-22

Знакомство с играми русского народа.

Групповая игра (на свежем воздухе)

2

23

Произведения С. Маршака

1

24-25

Групповые сюжетно- ролевые игры.

2

26

Создание образов с по-

мощью движений

1

27

Чтение пьесы «Теремок»

Знакомство с персона-

жами.

1

28

Рисование теремка.

Занятие в классе

1

Выбор макета для декорации

29-30-31

Работа над сказкой-пьесой «Теремок»

Групповое занятие. (занятие в классе)Репети-

ция.

3

Выбор гл. героев.

32

Постановка спектакля для подготовительной группы.

детсад

1

33

Постановка спектакля для родителей.(родительское собрание)

зал.

1

 

                                         

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
  2. Волина В.В. «Занимательное  азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
  3. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
  4. Сборник сценариев для театрального кружка  Олеси Емельяновой.      



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Занимательная математикаа» 1 класс составлена на основе нормативно-правовых документов:    

  • Закона Российской федерации «Об образовании» 2013г
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • ФГОС начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»)

  Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
  Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
 Специфическая  форма  организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

     Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

    Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов  одной нозологической группы 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих

в реализации данной программы

Программа ориентирована на воспитанников 6-7 школьного возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации

дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа.

 
                                                 
Ожидаемые результаты

и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса    является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах  различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников, 
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

Из них

теория

практика

Форма контроля

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

2. Как люди научились считать.

1

1

конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.

1

1

математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.

1

1

тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

1

тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

1

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

1

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

1

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

1

1

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

1

тестирование

11. Загадки- смекалки.

1

1

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

1

1

тест

13. Обратные задачи.

1

1

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

1

1

тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.

1

1

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

2

1

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

1

1

тестирование

18.Решение олимпиадных задач.

1

1

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

1

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

1

1

школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками»

1

1

тестирование

22.Математические горки.

1

1

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

1

1

тестирование

24.Решение логических задач.

1

1

тестирование

25.Игра «У кого какая цифра»

1

1

тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!

1

1

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

28.Знакомьтесь: Пифагор!

1

1

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

школьная олимпиада

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

1

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

тестирование

32.Математический КВН

1

1

школьная олимпиада

33. Круглый стол «Подведем итоги»

1

1

анкетирование

  Календарно –тематическое планирование

Наименование тем  

Всего часов

Вид занятия

дата

теория

практика

Форма контроля

По плану

факт

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

2. Как люди научились считать.

1

1

конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта.

1

1

математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах.

1

1

тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

1

тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

1

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

1

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

1

1

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

1

тестирование

11. Загадки- смекалки.

1

1

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

1

1

тест

13. Обратные задачи.

1

1

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

1

1

тестирование

15.Задачи с изменением вопроса.

1

1

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

2

1

1

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

1

1

тестирование

18.Решение олимпиадных задач.

1

1

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

1

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

1

1

школьная олимпиада

21. Игра «Работа над ошибками»

1

1

тестирование

22.Математические горки.

1

1

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

1

1

тестирование

24.Решение логических задач.

1

1

тестирование

25.Игра «У кого какая цифра»

1

1

тестирование

26.Знакомьтесь: Архимед!

1

1

1

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

28.Знакомьтесь: Пифагор!

1

1

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

школьная олимпиада

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

1

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

тестирование

32.Математический КВН

1

1

школьная олимпиада

33. Круглый стол «Подведем итоги»

1

1

анкетирование

Содержание программы

  1. Математика – царица наук.-    1 час

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Как люди научились считать.- 1час

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

3. Интересные приемы устного счёта.- 1час

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

4. Решение занимательных задач в стихах. – 1час

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

5. Упражнения с многозначными числами. – 1час

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1час

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Упражнения с многозначными числами.-  1 час

 Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-

 1 час

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

11.  Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

12. Игра «Знай свой разряд». – 1час

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

13. Обратные задачи.- 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

15. Задачи с изменением вопроса. – 1 час

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

17. Решение нестандартных задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

18. Решение олимпиадных задач. – 1час

Решение задач повышенной сложности.

19.  Решение задач международной игры «Кенгуру». – 1 час

Решение задач международной игры «Кенгуру».

20. Математические горки. – 1 час

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

21. Наглядная алгебра. -1 час

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

22. Решение логических задач. – 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

23. Игра «У кого какая цифра». – 1 час

Закрепление знаний нумерации чисел.

24. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

25. Задачи с многовариантными решениями. – 1час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

26. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

28.  Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29. Математический КВН. – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

32. Математический КВН.-  1 час 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

33-34. Круглый стол «Подведем итоги». – 1 час

Систематизация знаний по изученным разделам.

Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Занимательная математика» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

На рабочих местах в кабинете для занятий должны быть обеспечены уровни искусственной освещенности люминесцентными лампами при общем освещении помещений не ниже 600 лк. При использовании ламп накаливания уровни освещенности уменьшаются в 2 раза.

  Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

В конце каждого  занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный  характер. Проверка домашнего задания оценивается  с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.