Час общения
классный час (4 класс) по теме

материал подойдет для классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Долгинцева Любовь Станиславовна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Шебекино Белгородской области

Час общения  в 4 классе.

                            Тема:  Каждый человек хочет быть счастливым.

 Цели:

  • дать понятие слова «счастье»,
  • показать детям, что счастье - часть жизни человека и его участие, доля в счастье другого человека, счастье выступает в паре с беспокойством или огорчением,
  • воспитывать умение сострадать, сопереживать,
  • способствовать формированию у учащихся потребности строить собственную жизнь и жизнь окружающих на основе духовно – нравственных ценностей,
  • организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и нравственного самовыражения учащихся.

Оборудование, инвентарь, оформление:

  • выставка рисунков на тему: «Мой самый счастливый день в жизни»
  • изображение Солнышка с предложением: «Я чувствую себя счастливым, когда…»
  • фишки и «шкатулка желаний»,
  • карточки от Феи Счастья,
  • надпись: «Фея Печали»,
  • примерные формы Я – высказывания: «Мне показалось важным…», «Я понял, что…», «Я почувствовал, что…», «Я думаю, что…»,
  • пословицы и поговорки о счастье,
  • план занятия в высказываниях.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово.

  -    Ребята, поприветствуйте друг друга глазками, улыбнитесь. У каждого из вас сейчас  свое настроение: кто-то возбужден, кто-то, может быть, огорчен, у кого-то чудесное настроение. Давайте отвлечёмся, оставим все проблемы в стороне. Соединим ладошки и передадим сидящим рядом хорошее настроение, добрые намерения по отношению друг к другу.

       Теперь у всех прекрасное самочувствие. Попробуем пронести его через все занятие. Мы сели в кружочек, чтобы посекретничать, высказать свое личное, услышать другого. Мне очень важно узнать мнение каждого из вас.

2.  «Разговор по душам»

Я хочу поговорить с вами о счастье. Поднимите руку те, кто хочет быть счастливым.

Я вижу, что все хотят быть счастливыми. О себе я могу сказать, что я – человек счастливый, и мне хочется, чтобы каждый из вас тоже был счастлив.

Сегодня мы попробуем узнать, что такое счастье, прикоснуться к нему и понять, когда люди счастливы.

В русском языке слово «счастье» имеет общеславянские корни – приставка СЪ- в значении «хороший» и  -ЧАСТЬ- - «доля, удел», и первоначально слово «счастье» употреблялось в значении «хорошая доля, совместное участие». В латыни счастье называли фортуной, с французского языка оно переводится – шанс, с английского – удача.  Многие счастье определяют  как состояние высокой удовлетворенности жизнью. Это удовлетворение мы испытываем, когда ощущаем себя связанными с людьми, природой, когда находимся в истинном согласии с самим собой. Давайте попробуем определить, как каждый из вас понимает состояние счастья.

  1. Недописанное предложение.

Участники передают по кругу солнышко с недописанным предложением: «Я чувствую себя счастливым, когда…» (действует правило «магического» слова «пропускаю»).

-Выслушав друг друга, давайте ответим на вопрос: «Когда человек счастлив? Есть ли общее правило для счастья?»  

Вывод: каждый человек счастлив по- своему. (вывешивается на доске)

  1. Ситуация выбора.

В сказке Валентина Катаева «Цветик – семицветик» девочка Женя получила невероятную возможность исполнять все свои желания. Когда же, при каком желании она стала по –настоящему счастлива?

Одни люди говорят, что человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. А другие считают, что нужно жить, заботясь только о самом себе, ни с кем не делись, - и ты всегда сыт, ты в тепле и никаких проблем. Как думаете вы?

  • Каким поступком вы могли бы сделать счастливым кого-либо?

Вывод: Если человек любит только себя, то он не будет иметь верных друзей. Он останется один, будет отчаиваться и страдать.

Древнегреческий философ IV века до н.э. Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье»(вывешивается на доске)

  1. Пожелания.

-Приближается  самый весёлый, радостный и волшебный праздник. Какой? ( Новый год).      Говорят под Новый год,

             Что ни пожелается –

              Всё всегда произойдёт,

             Всё всегда сбывается.

Давайте представим себе, что Дед Мороз может выполнить наши желания (раздаю фишки).

Что бы вы пожелали  себе, близким вам людям, друзьям, знакомым, может быть всей стране. Но выполняется только одно желание. Кому вы его подарите?         (Складываем фишки-желания в шкатулку. Действует правило «магического»  слова)

Что такое счастье? Я могу ответить.

Это, когда звёзды зажигает вечер.

Счастье- это утром, выйдя на работу,

Знать: заботы мира и твои заботы.

Что такое счастье? Строить день - деньской,

Чтоб остаться долго в памяти людской.

 Мирно жить с соседом, презирать скандал,

Накормить обедом, кто в пути отстал.

 Что такое счастье? Молодым умом

Постигать науки на пути земном.

              Верить в человечность, коль придет беда,

             Чуткость и сердечность проявлять всегда.

6.Дискуссия.

А бывает ли человек всё время счастлив?

У Г.-Х. Андерсена есть сказка «Калоши счастья».  В ней Фея Счастья сообщает Фее Печали, что у неё есть « калоши счастья». Тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком. Фея Печали возражает ей и говорит, что человек, наоборот, будет рад избавиться от этих калош. Давайте  попробуем разрешить этот спор.

Фея Счастья передала вам свои карточки счастья. Вы должны решить, согласитесь вы на это счастье или нет. Предупреждаю, что Фея Печали  будет настойчиво отговаривать. Ваша задача отстоять своё мнение получить это счастье или согласиться с ним расстаться.

1. У тебя появится новый друг, умный и интересный, но у него очень вспыльчивый характер.

Фея Печали: Дружба- это прекрасно. Вы будете общаться, у вас будут общие интересы, увлечения, но тебе придётся разделить с ним не только радость дружбы, но и проблемы, которые у него есть. Ко  всему  у него вспыльчивый характер. Он может обидеть или даже оскорбить в приступе гнева.

2.Станешь очень богатым.

Фея Печали: Материальное благополучие-  это хорошо. Но у тебя будет много работы, не останется времени на отдых, развлечения, семью. К тому же, вас не оставят из-за денег в покое  преступники,  рэкетиры, шантажисты и вымогатели.


3.Тебе купят собаку, о которой ты давно мечтал.

Фея Печали: Да, у тебя появится новый друг. Но рано утром, когда тебе больше всего хочется спать, надо выводить её гулять, убирать после неё. Да ещё она портит многие вещи

4. Станешь популярным, известным,  как рок-звезда.

Фея Печали: Знаменитым быть хорошо. Но вместе с тем, это огромный труд, бесконечные репетиции. Поклонники не будут давать тебе прохода. Ты не сможешь спокойно пройти по улице. К тому же – эти постоянные скандалы в среде артистов.

Подводим итог. Есть и согласные, и те, которые против.

Вывод. Каждый контакт с миром приносит человеку не только удовольствия, но и доставляет страдания. Так, работа, любовь, семья, друзья  дают нам радость и наслаждение, но, кроме этого,  работа требует усилий, любовь вносит беспокойство и огорчения. Жизнь, которая состояла бы из одних только  счастливых моментов, не существует. Счастье всегда выступает в паре со страданиями, заботами.

Игра « Наоборот».

Я называю слово, а вы подбираете противоположное по значению.

Дружба – вражда

Добро – зло

Веселье – скука

Радость – печаль

Мир – ссора, война

Защищать – обижать

Вывод: Тот, кто желает в жизни получить только удовольствия, радость и счастье, кто пытается «отвлечься», кто хочет неприятности заглушить наркотиками, алкоголем, не осознают, что они прибегают к душевному засыханию. В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

     7.  Рефлексия.

       Наш разговор подходит к концу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Воспользуйтесь в своих ответах одним из этих предложений:

 «Мне показалось важным…»,

 «Я понял, что…»,

 «Я почувствовал, что…»,

 «Я думаю, что…»

Исполнение песни «Мы желаем счастья Вам»

- Спасибо, друзья! Мне доставило радость общение с вами. На память о нашем  сегодняшнем разговоре я дарю вам  крупицы народной мудрости – пословицы и поговорки о счастье.

     Тема:  КОНФЛИКТ.

 Личностно – ориентированный классный час.

4  класс

      Цель: способствовать  формированию у учащихся научных представлений о  конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций, находить  способы их разрешений.

      Оформление, оборудование:

  •   прикреплённый на классной доске лист ватмана, на котором нарисована туча с обозначением понятия «конфликт»;
  •  карточки с описанием конфликтных ситуаций;
  •  листы для работы учащихся.

                             Ход занятия.

  1. Вступительное слово.

Прежде чем определить тему нашего классного часа, я расскажу об одном случае, который недавно наблюдала в нашей школе. А дело было так: на перемене два четвероклассника зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчишка, что был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему  соседу по парте: « Это мой стул, а ты сходи, поищи себе другой». «Нет, это мой стул», - ответил второй мальчишка и ударил одноклассника книгой по голове. Тот, сжав кулаки, бросился на товарища. Что произошло между мальчиками?

  1. Сообщение темы классного часа и его цель.

            Вы сказали, что конфликт-это драка, ссора, а если мы обратимся к толковому словарю, то увидим, конфликтом называется столкновение мнений, сторон, сил. Можно ли сказать, что между мальчиками произошло столкновение сил? Значит, между мальчиками произошёл конфликт. Теперь наша задача - определить причину его возникновения. А чтобы определить причину его возникновения, конфликт надо проанализировать.

  1. Какую цель преследовал каждый мальчик?
  2. Из-за чего возник конфликт?
  3. Почему он всё-таки произошёл?

( Запись на доске: неумение договориться)

  1. Работа в группах.

В течение 3-4 минут проанализировать несколько вариантов конфликтов и определить причину их возникновения. Каждая группа получает свою карточку с описанием конфликта.

1 карточка

«Саша, я сломал твою ракетку», - робко сказал Дима.

«Негодяй! Что ты наделал! Ты мне больше не друг!» - выкрикнул Саша и убежал. Диме уже некому было сказать, что он купил новую и хочет отдать ее другу.

2 карточка

Кате родители не хотели покупать современные вещи, считая это излишеством. Девочка говорила, что они её не любят, и плакала. А в школе некоторые дети её дразнили «беднотой». Катя им в ответ грубила.

3 карточка

На соревнованиях по футболу мальчишки проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова, выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

                 После выполнения задания представители групп зачитывают свою  карточку и представляют результаты своей работы.

           Причины возникновения конфликтов: несдержанность,

                                                                           непонимание,

                                                                           неумение слушать.

  1. Способы поведения в конфликтных ситуациях.      

Сейчас были определены не все, а лишь некоторые причины возникновения конфликтов.

-Обращается внимание на плакат с изображением конфликта в виде тучи.

- Это что-то неопределённое: туча может разразиться громом и молнией, а может из-за тучи выглянуть солнышко. Так и конфликт может разрешиться положительно или отрицательно. Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины возникновения конфликта, то, наверное, сможете назвать способы их разрешения.

          На доске карточки с вариантами способов поведения в конфликтных ситуациях:

Уступить

Ударить

Понять

Промолчать

Разгневаться

Упрямиться.

  • Записать в тетрадях эти слова в два столбика:

1- способы, которые приводят к положительному разрешению конфликта,

 2 – способы поведения, которые приводят к отрицательному разрешению конфликта. (Один из учащихся выполняет задание, аргументируя свой выбор).

  1.  «Я – задание».
  • На предыдущих занятиях мы с вами учились познавать себя и сегодня продолжим эту работу. Вам предлагается подумать и заполнить карточку «Я в конфликте» перечнем привычных для себя способов поведения в условиях конфликта.

Я

В

Конфликте

(Результаты этого задания не проверяются. Учащимся предлагается самостоятельно сравнить свои карточки с записанными на доске словами первого столбика и подумать, хотели бы они изменить что-либо в своем поведении?)

  6. Заключительное слово.                                                                                              -   Можно ли прожить жизнь без конфликтов? НЕТ!

Конфликты существовали, и будут существовать. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни, но то, как разрешится конфликт, зависит от нашего поведения. Желаю всем вам, чтобы в вашей жизни конфликты всегда заканчивались положительно.