Программа кружка "Бисерок"
рабочая программа (1 класс) по теме

Ахмедова Инна Валерьевна

Программа направлена на  развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programa_po_biseropleteniyu.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности

Кружок «Бисерок»

(бисероплетение)

Воспитателя ГПД                                                                 Ахмедовой Инны Валерьевны

                                                        2013 – 2014 учебный год

Вид программы - экспериментальная

Продолжительность освоения программы – 1 года

Возрастной диапазон начала освоения программы - 7-9 лет

Образовательная область - художественная

Уровень усвоения - общекультурный

Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная

Из бисера колье, серёжки

Украсят женское лицо,

А вот – гердан, браслеты, брошки,

Цветы, пасхальное яйцо...

Какие вещи- загляденье!

От них исходит чудо-свет,

Недаром бисероплетенье

Так популярно сотни лет.

Ценился бисер средь народа,

Он украшал наряд и быт.

Менялись вкусы, стиль и мода,

Но бисер всё же не забыт.

Он может вышивкой стать гладкой,

Цветком прекрасным и жгутом.

И остаётся он загадкой –

Волшебной, сказочной притом.

Возрос вновь интерес к дизайну,

К вещам красивым и словам.

Пусть бисероплетенья тайну

Откроют эти руки вам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Бисер — это мелкие стеклянные бусины, которые издавна использовались для отделки одежды и изготовления украшений. Интересно, что эта небольшая бусина обошла весь мир. А появление стеклянных бусин связывают с древним Египтом. Там, по одной из версий, було изобретено стекло, а потом из него начали изготавливать украшения, посуду, амулеты. Более позднее стекло и бисер попали в Римскую империю, в Венецию. Венеция поставляла бисер в страны Азии, Африки, а в дальнейшем и в Америку.

Украинские женщины всегда заботились о красоте и оригинальности своего жилья, одежды, бытовых вещей. А бисер использовался вместе с вышивкой для украшения одежды. Методом плетения изготовлялись герданы, пояса, бисером оплетали пасхальные яйца, расшивали церковные атрибуты...

В наше время народное искусство возрождается. С каждым годом увеличивается количество людей, заинтересованных в том, чтобы научиться  народному ремеслу.

     Назначение программы. Программа направлена на  развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учащиеся  учатся правильно подбирать и сочетать  цвета, применяя различные средства построения композиции.  Кружки прикладного характера особенно важны для детей младшего школьного возраста, так как дают не только навыки, которые пригодятся в жизни каждому, но и развивают моторику, что очень важно для формирования навыков письма.

    Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек  рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность  проявить себя,  раскрыть  неповторимые  индивидуальные способности,  в процессе изготовления красивых вещей,   очень важны  для    воспитания у обучающихся  нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

  Цель. Занятия проводятся с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества, эстетического воспитания участников, создание атмосферы радости и детского творчества.

Основная задача заключается в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Наши занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

       Сроки реализации программы:

Обучение рассчитано на 1 год. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий  может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей.  

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 2раза в неделю .Продолжительность занятия – академический час. Занятия с младшими школьниками проводятся в игровой форме. Обязательно проведение физкультминуток, гимнастики для глаз. Гимнастика для глаз проводится через каждые 20-30 мин. работы с материалом.

При формировании стойкого интереса к бисероплетению возможно проведение дополнительных занятий с успевающими воспитанниками по индивидуальному плану, в досуговое время.

 С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами.

Занятия проводятся в форме игры, вначале занятия – теоретическая часть, затем – практическая работа. Перед выполнением практической работы проводится инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами, иглой. В конце занятия подводится итог, оформляется выставка готовых работ, дети заполняют «тетрадь по бисероплетению», в которой записывают новые термины, зарисовывают схемы выполнения различных способов низания бисера.

В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа.

Ожидаемые результаты и способы проверки:

В конце года обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний по бисероплетению, а также занятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложенной педагогом  схеме.

Воспитанник  принимает участие в выставках, конкурсах. В конце обучения каждый обучающийся выполняет творческую итоговую работу.

         Основные принципы программы:

  1. Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
  2. Учет возрастных и психологических особенностей детей для правильного подбора работ.
  3. Изложение нового материала в доступной для детей форме.
  4. Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
  5. Постепенное усложнение при подаче нового материала.
  6. Учёт региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.

Учебно-тематический план

    № п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Бисерная азбука. 

1

1

-

3

Традиционные виды плетения                          

Вид  параллельного и спаренного плетения.

Вид плетения «скрутка»

Вид плетения «коралл»

Вид плетения «низание дугами»

Способ плетения « низание петлями по кругу»

9

2

7

4

Параллельное плетение

2

-

3

5

Плоские фигурки животных.

Бабочка

Стрекоза

Змейка

Паучок.

7

1

5

6

Объемные фигурки животных.

Божья коровка

Крокодил

Ящерица

Змейка

8

1

7

7

Изготовление цветов.

Ромашка

Фиалка

Гвоздика

Роза

14

2

12

8

Деревья из бисера

Сакура

Береза

Рябина

18

3

15

9

Изготовление выставочных работ

7

-

7

10

Зачетное занятие

1

-

1

 

Всего

68

11

57

 

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Знакомство с программой обучения.

Правила техники безопасности. Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению. Беседа «История возникновения бисера. Бисероплетение – один из старинных видов рукоделия»

2. Бисерная азбука. Общие сведения о бисере (цвет, форма, материал, из которого изготовлен, хранение).

Виды работ из бисера. Цветоведение и композиция.

Основные правила при работе с бисером

3. Традиционные виды плетения (12 часов)

Основные приемы  плетения

        Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Простая цепочка из двух бисерин. Цепочка «крестик» в полтора ряда. Цепочка «змейка». Цепочка «в цветочек». Ажурные цепочки-сеточки. Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

4. Параллельное плетение.

Изготовление плоской фигурки «рыбка» по схеме параллельным способом плетения.

Изготовление аппликаций из бисера на тему: «Аквариум» в технике параллельного плетения.

5. 6  Плоские  и объемные фигурки животных

        Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.  

       Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка. Составление композиции. Оформление.

      Плоские фигурки: стрекоза, паучок, бабочка, змейка, сороконожка.

      Объемные фигурки: крокодил, божья коровка, мышонок. ящерица

7 .   Изготовление цветов.

Теоретические сведения. Новый способ  бисероплетения, используемый для изготовления цветов: низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Зарисовка схем.

      Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Составление композиций

     Выполнение композиции «Прекрасный  букет» в технике низания бисера дугами (французская техника плетения).

8.   Деревья из бисера  

          Теоретические сведения. Просмотр образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое, низание дугами. Комбинирование приемов.

         Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.

        Береза, рябина, Сакура

 9.10 Изготовление выставочных работ. Зачетное занятие.

      Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.

        

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

      1.Котова И. Н., Котова А. С.Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное пособие.– СПб.: ИД „МиМ”, 1998. – 48 с.

2.Путий Ю. В.  Бисер. – К.: „Слово”, 2005

      3.Ликсо Н.Л. .  Бисер. – Минск: Харвест,2

4.Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М.:Изд-воЭксмо; СПб,,2003г.

5.Стольная Е.А. . Цветы и деревья из бисера._. М.: «Мартин»,2006

6.Артамонова Е.В.. Бисер.-М.:Изд-во Эксмо,2004г..

7.Божко Л.А. «Бисер.Уроки мастерства».-М.,2002г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...