Использование инновационных форм в воспитательной работе.
статья (2 класс) по теме

Красовская Елена Александровна

Материал предназначен для использования  в работе по проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnykh_form_v_vospitatelnoy_rabote.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных форм в воспитательной работе.

 

Подготовила учитель начальных классов Красовская Елена Александровна



Использование инновационных форм воспитательной работы.

«Есть у человечества  что-либо общее

                                                                                            и вечное, то  это-воспитание»

В.И. Ленин

        Форма воспитательной работы - это ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определённые воспитательные задачи (Б.В.Куприянов). В структуру взаимодействия входят функции его участников, содержание, методы, приёмы, процесс взаимодействия.

        Наиболее распространённой формой организации воспитательного процесса в школе является воспитательный комплекс, как форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

        В воспитательную работу я включаю следующие инновационные формы работы:

  • Проектная деятельность
  • Исследовательскую работу
  • Технология «Школа – центр воспитания в социальной среде» (С.Т.Шацкий)

          

Основную воспитательную работу в классе я строю по Программе  для учащихся младших классов «Путешествие по  родному краю» Она была мною разработана  в 2007 году и  посвящена 80 - летию  Межевского муниципального района (2009год – району 80)  и 65 - летию Костромской области.  Данная программа рассчитана на два года.  

Цель программы: сформировать у детей устойчивый интерес к истории Костромского края и села Георгиевского, его прошлого и настоящего.

Задачи программы:

  1. Воспитание у детей любви к родному краю, знакомство с его историческим и прошлым, сегодняшним днём, культурой; воспитание гордости и уважения к землякам.
  2. Формирование ответственного отношения к природе родного края.
  3. Развитие индивидуальных интересов и потребностей детей, формирование художественного вкуса и эстетических потребностей.

Отправляясь в путешествие по родному краю, ребята создают экипажи, выбирают название и эмблемы, определяют очерёдность и сроки  маршрутов путешествия, распределяют обязанности в пути, оформляют карту игры-путешествия.

Путешествие проходит по следующим маршрутам:

  • «Заглянем в столетия»
  • «Родина начинается с моей семьи»
  •  «Чудеса среди нас», «Растительный мир родного края»
  • «Животный мир родного края»
  • «Лесная речка»

На работу по каждому маршруту мы отводили   два-три месяца работы. Совместно с ребятами  составляли проект работы, определяли цели, мероприятия. прилагается в Результат  проекта «Очистим берег реки» очень необычный. Назначали участников и ответственных. К долгосрочному проекту составлялись индивидуальные краткосрочные проекты, краткосрочные коллективные. В ходе работы над проектом, дети  развивали свои знания, приобщали  своих родителей, укрепили любовь к своей Родине.

Рассмотрим подробнее нашу воспитательную программу.

Основные мероприятия воспитательной программы.

Название маршрута

Мероприятия

Продукт  деятельности

«Заглянем в столетия»

  • Заочное путешествие по родной стране
  • Экскурсии в музей, библиотеку
  • Конкурс рисунков «Государственные символы»
  • Храмы Межевского района
  • Круглый стол «Известные люди на карте района»
  • Устный журнал «Играли наши мамы»

Презентация

Конкурс  - мини – сочинении

Выставка рисунков

Презентация

Оформление альбома.

Анкетирование детей и родителей.

«Родина начинается с моей семьи»

  • Конкурс семейных альбомов «Моя родословная»
  • Беседа «Профессии наших родителей»
  • Проведение семейных праздников, встреч в честь 23 февраля, 8 Марта.

Выставка альбомов

Оформление альбома

Совместные мероприятия

«Чудеса среди нас»

  • Экскурсия в библиотеку «Творчество Костромских писателей»
  • Круглый стол «Ремесла Межевской земли»
  • Посещение фотовыставки А. Нерсисяна  «Природа моего края»
  • Совместное мероприятие «Чудеса на кухне».

Чтение произведений

Выставка «Умелые руки не знают скуки»

Мини – сочинения

Чаепитие

«Растительный мир родного края»

  • Экскурсия в природу (разное время года)
  • Экодизайн – проект «Декоративное цветоводство»
  • Акция «Уют моего класса».
  • Знакомство с Красной книгой.

Оформление гербария.

 Фотовыставка.

Оформление альбома.

Озеленение класса.

Выставка плакатов

«Лесная речка»

  • Беседа «Реки нашего района».
  • Экскурсия на реку Межа.

  • Мероприятие с папами «Обитатели реки».

  • Акция «Очистим берег Межи».

Фотоконкурс «Самое красивое место реки».

Игра «Поле Чудес»

Украшение забора школьного двора бросовым материалом

В опыте С.Т.Шацкого «Школа – центр воспитания в социальной среде»  раскрыты вопросы «открытой» школы.Никто не должен руководить в работе, - отмечал С.Т. Шацкий - Руководитель не пророк, не авторитет, он не руководит, а работает, представляет собой связующий фермент, при помощи которого работа оживляется. сформулировав основные теоретические положения воспитательной концепции работы с детьми, С.Т. Шацкий  обосновал ведущее значение социальной среды в формировании личности ребенка. Он утверждал, что социальная среда при правильной ее организации, способна проявлять, укреплять и развивать положительные способности, мысли и чувства в детях. Он писал: «Лучшее средство в деле воспитания – это дать появиться в душе ребенка какому-нибудь хорошему чувству, и, смотря по силе этого проявления, на душе тогда останется более или менее глубокий след, память о пережитом, которая направляет волю. Пусть узнают дети про себя, как они могут быть честны, искренни, благородны, просты, добры, деятельны… Пусть они помнят хорошее движение своей натуры и станут верить себе. Это очень важно».

        На основе концептуальных идей и задач воспитания им были сформулированы основные принципы и требования к организации воспитательного процесса:

  1. Воспитание ребенка должно осуществляться в связи с воспитательными влияниями всей социальной среды.
  2. Школа должна связать свою работу со всеми культурными ячейками, работающими также над поднятием культуры окружающего населения.
  3. Изучение семьи осуществляется при непосредственном знакомстве с семьей через детей.

  принцип социальной    обусловленности привело к появлению не использовавшихся в педагогической науке: педагогическая среда, школа - центр воспитания в среде и т.д.

Большое значение С.Т. Шацкий придавал преемственности работы с семьей. Он писал, что осуществить концептуальные идеи воспитательной работы с детьми можно лишь вместе с теми элементами социальной жизни, которые в широком смысле воспитывают детей. В первую очередь,- это семья. Для этого надо научиться работать вместе с родителями учащихся. Работать вместе с семьей – это значит регулировать условия жизни детей в семье: необходимо сплачивать семьи, их кооперировать, ставить перед ними общие задачи.  Для детей отвоевываются в семье уголки, семья помогает следить за детским режимом. Эта работа опирается на тщательное изучение условий семейного быта и ее педагогических возможностей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные формы организаций методической работы в школе».

Вашему вниманию представляется работа, представленная на соискание академической степени магистра на тему: «Инновационные формы орган...

Применение инновационных технологий в воспитательной работе.

Сообщение на ШМО классных руководителей. Из опыта работы....

Применение инновационных форм и методов работы в логопедической деятельности с целью эффективности обучения.

В данном докладе рассказывается об   инновационных  методах работы  логопеда: крупотерапия, тестопластика, ниткография, сказкотерапия,музыкотерапия,  мнемотехника и т.д....

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Доклад для областного православног фестиваля "От Рождества до Пасхи"https://yadi.sk/i/GgkdPpFBGeNg8w...

Инновационные формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с од...

Инновационные формы и методы работы с детским коллективом.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного и воспитательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигну...

Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинтере...