программа индивидуального развития ученика
материал на тему
программа индивидуального развития ученика на 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 113.5 КБ |
![]() | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР
ученика МБОУ «Среднекибечская СОШ»
Семёнова Дмитрия Евгеньевича
Авторы:
Классный руководитель
Спиридонова Лиана Александровна
Актуальность.
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни. В результате систематического и регулярного изучения своих воспитанников с помощью диагностической карты педагог создает ясное представление о характере каждого учащегося, его интересах и способностях, влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получает возможность не только объяснить поступки ребенка, отношение к тем или иным предметам и к учению в целом, но и поставить собственно педагогические задачи, направленные на нейтрализацию и преодоление негативных и развитие положительных качеств личности ребенка.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ученику, развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.
Пояснительная записка.
Данная программа разработана для индивидуального развития ученика Семенова Дмитрия. Этот ученик выбран не случайно. Уже с начала 1 класса я заметила, что Диме трудно управлять своими чувствами, он слишком эмоциален. К тому же у него наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Также есть подозрения, что мальчик страдает дислексией и дисграфией.
Обоснованность программы.
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких “умненьких”, но лишенных речевой одаренности, рано или поздно направляют к детскому психиатру.
Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.
ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.
Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.
К основным диагностическим критериям нарушения письма относят:
Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.
Цель программы:
Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.
Задачи:
- воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию;
- создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок;
- стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы;
- формирование потребности к здоровому образу жизни;
- привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности.
Ожидаемые результаты
1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе.
2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора.
3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности.
4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Этапы и сроки реализации программы:
I этап – организационно-подготовительный (сентябрь, 2012 – декабрь, 2012)-1 класс ;
II этап - диагностический (январь, 2013– май, 2013-1 класс;
III этап - коррекционно-развивающий (сентябрь, 2013 - март, 2016)-2,3, 4 класс;
IV этап – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2016 - май, 2016)-4класс.
Основными принципами работы программы являются:
учёт современных требований;
учёт возрастных особенностей;
доступность;
последовательность;
системность;
эффективность;
личностно-ориентированный подход;
сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Основные методы работы по реализации программы:
- беседы, викторины, нацеленные на развитие свойств и качеств личности;
- анкетирования, тесты с целью диагностирования различных параметров;
- Упражнения по развитию специфических качеств;
- Экскурсии, походы с классом;
- Посещение уроков предметников целью наблюдения;
- Индивидуальные и групповые занятия;
- Беседы с родителями, посещение семьи;
- Коллективно-трудовая деятельность в классе, в школе.
- Риски в процессе реализации программы
1.Снижение успеваемости ученика.
2.Утомляемость ученика, ухудшение его здоровья.
3. Излишняя психологическая напряженность ученика.
4. Непонимание со стороны родителей, учителей-предметников, одноклассников.
Стратегия устранения рисков
1.Индивидуальная работа с учеником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку, формировать толерантность.
2.Индивидуальная работа с учителями, работающими в данном классе. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Активное взаимодействие с социальным педагогом, психологом школы и другими специалистами.
4. Использование здоровьесберегающих технологий.
Направления работы по коррекции дисграфии:
• развитие пространственных и временных представлений
• развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов
• количественное и качественное обогащение словаря
• совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов
• усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений
• обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимами и др.
Этапы реализации программы.
I этап – организационно-подготовительный
Цель : сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка.
Методы: собеседование, анкетирование, изучение документации, наблюдение.
Деятельность на данном этапе:
Мероприятие | Ответственные | Сроки проведения |
Ознакомление с медицинской картой ребёнка. | Классный руководитель | Сентябрь 2012 |
Оформление личного дела учащегося. | Классный руководитель | Сентябрь 2012 |
Беседа с родителями. | Классный руководитель, социальный педагог | Сентябрь 2012 |
Посещение на дому. | Классный руководитель, социальный педагог | Октябрь 2012 |
Наблюдение «адаптация ребёнка к школе», на уроках, во время перемен, прогулок, внеклассных мероприятий. | Классный руководитель, социальный педагог | Сентябрь - декабрь 2012 |
Поручения в классе. | Классный руководитель | Октябрь 2012 |
Ожидаемый результат: полное представление о личности ребёнка.
II этап - диагностический
Цель :психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка.
Методы: анкетирование, тестирование, психолого-педагогическая диагностика, наблюдение.
Деятельность на данном этапе:
Выявление индивидуальных особенностей личности ребёнка
Состояние здоровья | Физически здоров, но наблюдается гиперактивность. |
Состав семьи | Семья полная, благополучная, материально обеспеченная. |
Учебно-познавательные возможности | Любознателен, стремится много узнать. |
Отношение к учебной деятельности | Не любит чтение и письмо. |
Тревожность | Средняя |
Волевые качества | Слабоволен, поддаётся чужому влиянию. |
Темперамент | Сангвиник. |
Внимание | Неустойчивое |
Память | Медленно запоминает, преобладает зрительная память. |
Мышление | Есть задатки креативного мышления. |
Речь | Медленная |
Воображение и творчество | На высоком уровне |
Положение в коллективе | Принят |
Трудовая активность | Снижена |
Поведение в школе | Нарушает дисциплину, бегает, кричит. |
Отношение к окружающим | Толерантен |
Психолого-педагогическая карта учащегося
1.Общие сведения о ребенке:
Семёнов Дмитрий, 8 лет
Дата рождения29.06.2005.
Ученик 2 класса
Общее физическое развитие в норме, то есть соответствует возрастной норме;
Состояние здоровья: в норме, основная группа здоровья
Психологическая атмосфера в семье:
- Родители: мать –Семёнова Татьяна Александровна, образование высшее; отец – Семёнов Евгений Валерьевич, милиционер.
- Тип семьи – полная, благополучная.
- Характер взаимоотношений родителей с ребенком: доверительный.
- Организация режима труда: мама контролирует сына, так как он сам постоянно забывает все поручения.
2. Взаимоотношение с коллективом и отношение к школе:
- В данной школе Дима обучается с первого класса, пользуется авторитетом у многих детей, но не явный лидер;
- Отношение с одноклассниками: общается со всеми, но особенно дружит с Костей Александровым. Своим положением в классе доволен.
- На замечания учителей реагирует адекватно.
3. Учение:
Дима может учиться на хорошо по всем предметам, кроме русского и родного языка. Дима может самостоятельно играть, рисовать, выполнять домашнее задание, но не любит читать. Предпочитает конструировать из бумаги, заниматься оригами, но у мальчика пропала мотивация к учебе. Ему требуется внимание и одобрение со стороны взрослого. Письменные задания может выполнять самостоятельно, но с грамматическими ошибками, а за устными заданиями нужен контроль, так как читает с трудом.
4. Труд:
Отношение к труду уважительное, выполняет все поручения, но требует внимание и одобрения. К общественным поручениям относится добросовестно, но в силу неустойчивости внимания быстро забывает про них.
5. Особенности поведения:
Ведет себя подвижно, может подраться с одноклассниками сам того не замечая, но на замечания реагирует адекватно;
6. Особенности характера и темперамента:
Диме присущи такие черты направленности личности: по отношению к труду- добросовестность, по отношению к учебе – может забыть сделать домашнее задание или сделать его небрежно, забыть тетрадь или дневник, по отношению к людям - доброта, отзывчивость, уважение к старшим и девочкам. Проявляет черты холерика-сангвиника, очень подвижен и эмоционален, требует внимания, одобрения и контроля со стороны взрослых, устает от длительной однообразной деятельности.
Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом,
хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.
Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства.
Рекомендации:
- Помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности.
- Воспитывать уверенность и самостоятельность.
- Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе.
- Стараться помочь развивать устную и письменную речь.
- Поощрять за личную инициативу.
III этап - коррекционно-развивающий
Цель : реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей)
- Методы: методы формирования сознания - Убеждение:
- Рассказ;
- Объяснение;
- Разъяснение;
- Этическая беседа;
- Инструктаж;
- Пример.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения - Упражнения:
- Приучение;
- Педагогическое требование;
- Поручение;
- Воспитывающие ситуации.
Методы стимулирования - Мотивация:
- Поощрение;
- Наказание;
- Соревнование.
Деятельность на данном этапе:
п/п | Основные направления развития уч-ся | Формы, приёмы, методы работы | Предполагаемый результат |
1 | Формирование познавательного интереса |
|
|
2 | Формирование специфических качеств. |
|
|
3 | Развитие способностей к учебным предметам |
|
|
4 | Развитие речи. Учимся говорить по-русски | Работа по учебнику:
|
|
5 | Развитие коммуникативных умений, формирование толерантности |
|
|
6 | Воспитание коллективизма |
|
|
7 | Воспитание трудолюбия |
|
|
8 | Приобщение к здоровому образу жизни |
|
|
IV этап – заключительный
Цель : обобщение результатов, анализ и оценка результатов на основе сопоставления предполагаемых результатов с полученными.
- Методы: анализ, сравнение, сопоставление. Карта творческих достижений учащегося, промежуточное диагностирование, мониторинг успеваемости, собеседование с родителями, создание ситуации успеха.
Деятельность на данном этапе:
Составление карты достижений ученика:
диагностика познавательной деятельности ученика;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
исследование эмоционально-личностной сферы;
Ожидаемый результат:
- Участие в классных, общешкольных мероприятиях;
- Повышение качества знания по предметам;
- Развитие навыков чтения;
- Улучшение грамотности;
- Приобретение навыков общения в коллективе;
- Увеличение уровня воспитанности;
- Приобщение к здоровому образу жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Субъекты воспитательной системы
Краткая характеристика ученика: Физически здоров, но гиперактивный. Общительный, но друзей мало. Легко поддаётся чужому влиянию. Не способен долго удерживать внимание. На уроках проявляет высокую активность. Постоянно нарушает дисциплину. Не любит чтение и письмо (дисграфия, дислексия) Хорошее воображение.
Цель программы Обеспечение условий для привития ребенку нравственных, толерантных, интеллектуальных и физических качеств, благодаря которым он будет способен к созиданию и самостоятельности.
воспитание личности в духе современных требований к гуманности, толерантности, сочетающей в себе: любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту, способность к сопереживанию; создание благоприятных условий для атмосферы равноправия в коллективе, членом которого является ребенок; стимулирование любознательности, самостоятельности, честности, личной инициативы; формирование потребности к здоровому образу жизни; привлечение родителей к участию во внеклассной и внешкольной деятельности Задачи программы:
1. Творческая личность, которой присуще: стремление к развитию своих способностей и интересов; стремление к самореализации; стремление к активной жизненной позиции. Личностный рост ученика в классном коллективе. 2. Повышение качества образования ученика, формирование обширного кругозора. 3. Формирование нравственной, физически и психологически здоровой, сильной личности. 4. Активное участие ребенка и родителей во внеклассных и внешкольных мероприятиях. прогнозируемые результаты
4 года
ПРОГРАММА СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЁХ ЭТАПОВ: Организационно-подготовительный диагностический Коррекционно-развивающий заключительный
ЗАДАЧИ ЭТАПОВ 1 ЭТАП 2 ЭТАП 3 ЭТАП 4 ЭТАП сбор и анализ информации, выявление особенностей развития и самооценки ребёнка. психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление проблем, составление на основе диагностических данных плана индивидуального развития ребёнка. реализация индивидуальной программы развития (проведение мероприятий и занятий, способствующих достижению поставленных целей) обобщение результатов
МЕТОДЫ ЭТАПА ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ СОБЕСЕДОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
МЕТОДЫ ЭТАПА психолого-педагогическая диагностика тестирование НАБЛЮДЕНИЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства. Вывод: У ребёнка есть затруднения с чтением и письмом, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Также наблюдается гиперактивность, он не может спокойно усидеть на месте, отчаянно жестикулирует руками при разговоре, быстро отвлекается. Не может в речи полно выражать свои мысли и чувства .
Рекомендации : 1. Помочь реализовать себя в учебной и общественной деятельности. 2. Воспитывать уверенность и самостоятельность. 3. Обеспечить условия для личностного роста ученика в классном коллективе. 4 .Стараться помочь развивать устную и письменную речь. 5 .Поощрять за личную инициативу.
Методы этапа : Убеждение: Рассказ; Объяснение; Разъяснение; Этическая беседа; Инструктаж; Пример. - Упражнения : Приучение; Педагогическое требование; Поручение; Воспитывающие ситуации. - Мотивация: Поощрение; Наказание; Соревнование .
Формирование познавательного интереса Формирование специфических качеств Развитие способностей к учебным предметам Развитие речи Развитие коммуникативных умений Воспитание коллективизма Воспитание трудолюбия Приобщение к ЗОЖ
МЕТОДЫ ЭТАПА мониторинг успеваемости собеседование с родителями промежуточное диагностирование сопоставление анализ
Промежуточное диагностирование диагностика познавательной деятельности ученика; диагностика межличностных отношений; исследование эмоционально-личностной сферы; диагностика психологического здоровья;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/18/picture-2215.jpg)
Программа индивидуального развития ребенка "Лучики моего Я"
Общество предъявляет социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаб...
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/27/picture-12906.jpg)
Программа индивидуального развития
Программа индивидуального развития ребёнка по повышению самооценки...
Программа индивидуального развития ребёнка
Пррограмма развития на успешного ученика начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/04/picture-55858.jpg)
Программа индивидуального развития ребенка.
Программа индивидуального развития ребенка « Я и мои успехи»....
Программа индивидуального развития
Цель программы индивидуального развития - создание условий для развития функционально грамотной личности,способного решать любые жизненные задачи, используя для этого приобретаемые в течение всей жизн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549128-1418489920.jpg)
карта индивидуального развития ученика по чтению
Шаблон для проведения мониторинга индивидуальных успехов ученика по литературному чтению...
Рабочая программа индивидуального обучения ученика 7 «Б» класс (VIII вид 2 вариант)
Особенности психофизического развития школьников с умеренной умственной отсталостью (имеющих сложный дефект развития) предполагают построение всего учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы...