Рабочая программа по внеурочной деятельности по художественно-эстетическому напрвлению "Веселые краски"
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Серикова Светлана Валерьевна

В помощь учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_kraski_1-4_klass.docx58.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Ряженская средняя общеобразовательная школа

по художественно-эстетическому  направлению  

«Веселые краски»

                                                                                                   

составитель:

учитель начальных классов

Серикова Светлана Валерьевна

                                                                                               

2012 – 2016 г.  

Пояснительная записка

     С помощью этого курса можно организовать работу на деятельностной основе,  опираясь на собственный опыт ребенка; формировать у него образное представление о родном крае, интерес к его познанию.

      Рабочая программа курса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования  второго поколения (Раздел «Внеурочная деятельность»), авторской программы «Волшебные краски» для обучающихся 1-4 класса и требований  к уровню подготовки обучающихся  с учетом регионального компонента и особенностей школы.

 Цель работы кружка

Приоритетная цель– развитие  культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства  предполагающее эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции. Познакомить учащихся с наследием художественной росписи, привить им любовь к традиционному художественному мастерству, обучить практическим навыкам рисования, уметь создавать собственные творческие композиции.

Задачи

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе  изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне  представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в  произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой  художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель,  цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

Объём программы

33 часа в год и 1 час в неделю ( 1 класс)

34 часа в год и 1 час в неделю (2-4 классы)

Численный и возрастной состав группы

Количество  обучающихся в классе

7-10 лет

Материально-техническое обеспечение

Презентации из личного фонда

Ожидаемый результат

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Научить создавать вокруг себя прекрасное способно художественное воспитание. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, система художественно-эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности обучающегося.

  Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Любой предмет, будь то математика, физкультура, окружающий мир, вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания, учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Моя задача воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Театр, кино, музеи, выставки и всевозможные показы, чтение и просмотр красочных познавательных программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на инструменте, прослушивание музыкальных произведений, и т.д. дает широкий спектр для реализации художественно-эстетического воспитания.

   Критериями формирования художественно-эстетического отношения являются художественно-познавательный компонент –  способность к осмыслению чувства прекрасного; эмоционально-оценочный компонент  – развитый художественно-эстетический вкус; - осознание эстетических свойств  произведений искусства; - эмоционально-эстетическая оценка произведений искусства;

    Одной из главных целей  становится  развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний и это является залогом развития способности сопереживания.                                                                        

Содержание программы второго года обучения.

1.Рисование

        Выполнение рисунков с натуры, по памяти и представлению. Рисование несложных  геометрических форм, квадрата, круга, прямоугольника, овала. Рисование элементов дымковской игрушки. Составление и выполнение гжельского узора на предмете: «Зимние бабочки», «Гжельская роспись на кувшине», «Гжельский узор в полосе», «Гжельский узор в квадрате». Знакомство с хохломской росписью. Самостоятельное составление эскизов декоративного оформления хохломской росписи: «Хохломская веточка», «Хохломская роспись в круге». Знакомство с городецкой  росписью. Выполнение декоративных композиций на основе художественных особенностей городецкой росписи.

Оборудование: гуашь, акварель, карандаш, палитра, кисточки, салфетка.

Формы проведения занятий: беседа, рассказ, занятие-путешествие, художественная мастерская, сувенирная мастерская.

Методическое обеспечение: план-конспект, технологические карты, тематические иллюстрации, тематические загадки, схемы, таблицы «Элементы дымковской игрушки», «Элементы гжельской росписи», «Элементы хохломской росписи», «Элементы городецкой росписи», «Элементы жостовской росписи».

Формы подведения итогов: опрос, игры, конкурс на лучшую роспись, выставка, рефлексия.

2.  .Лепка

        История развития дымковской игрушки. История художественной керамики. Выполнение эскиза игрушки «Мы мастера,  игрушки». Предметная и сюжетная лепка: «Моя любимая игрушка», «Золотая рыбка», «Колобок», «Заяц», «Лиса» и «Петушок».

Оборудование: глина, водоэмульсионная краска, подставка, стека, гуашь, лак, салфетка.

Формы проведения занятий: беседа, занятие-путешествие, сувенирная мастерская.

Методическое обеспечение: план-конспект, технологические карты, тематические иллюстрации, схемы.

Формы подведения итогов: игры, выставка, опрос, ярмарка.

3 .Аппликация

        Выполнение эскизов аппликации и мозаики: «Укрась шарфик узором», «Салфетка».

Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, кисточка, салфетка.

Формы проведения занятий: рассказ, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, образец педагога.

Формы подведения итогов: выставка, рефлексия.

4.   Иллюстрирование литературных произведений.

        Иллюстрирование произведений устного народного творчества, русских народных сказок: «Колобок», «Золотая рыбка». Выбор сюжета рисования. Выполнение работы в цвете.

Оборудование: гуашь, акварель, карандаш, палитра, кисточки, салфетка.

Формы проведения занятий: беседа, рассказ, занятие-путешествие.

Методическое обеспечение: план-конспект, иллюстрации сказки А.С. Пушкина.

Методическое обеспечение: выставка, рефлексия.

Содержание программы третьего года обучения.

2. Рисование

        Выполнение рисунка по памяти и представлению. Рисование элементов дымковской игрушки. Рисование грузовой и легковой машин. Составление композиций «Городской и общественный транспорт». Рисование на тему «Речная рыба», «Морские хищные рыбы», «Аквариумная рыбка». Выполнение эскиза птиц и животных. Составление и выполнение декоративного узора на полосе, в круге. Выполнение гжельского узора на предмете «Зимние бабочки», «Гжельская роспись на кувшине», «Гжельский узор в полосе», «Гжельский узор в квадрате». Выполнение декоративной композиции на основе художественных особенностей хохломской росписи: «Элементы хохломской росписи», «Веточка хохломской росписи», «Хохломская роспись в круге», «Золотые узоры», «Рисование на разделочной доске», «Хохломской узор на деревянной ложке». Выполнение декоративного узора жостовской росписи.

 Оборудование: гуашь, акварель, карандаш,  кисточка, салфетка.

Формы проведения занятий: беседа, рассказ, занятие-путешествие, художественная мастерская, лекция, практическая работа, занятие-сказка, работа по технологическим картам.

Методическое обеспечение: план-конспект, тематические иллюстрации, тематические загадки, схемы, таблицы «Элементы дымковской игрушки», «Элементы гжельской росписи», «Элементы Городецкой росписи», «Элементы жостовской росписи».

Формы подведения итогов: опрос, игры, конкурс, выставка, рефлексия.

2 .Лепка  

        История развития дымковской игрушки. История художественной керамики. Сюжетная лепка: «Моя любимая игрушка», «Уточка с утятами», «Лепка глиняной игрушки», «Дымковский козлик».

Оборудование: глина, водоэмульсионная краска, подставка, стека, гуашь,  салфетка.  

Формы проведения занятий: занятие-игра, рассказ, лекция, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, схема «Этапы выполнения лепки».

Формы подведения итогов: выставка-ярмарка.

3 .Аппликация

        Эскиз аппликации «Подарок маме». Выполнение аппликации из бумаги.

Оборудование: цветная бумага, клей, ножницы, кисточка, салфетка.

Формы проведения занятий: рассказ, практическая работа.

Методическое обеспечение: план-конспект, образец педагога.

Формы подведения итогов: выставка, рефлексия.

4 .Край,  в котором ты живешь.

        Рисование на тему: «Красота родной природы». Рисование с натуры или по памяти деревьев: березы, тополя, ели, сосны.

Оборудование: гуашь, акварель, карандаш,  кисточка, салфетка.

Формы проведения занятий: беседа, рассказ, пленер, экскурсии.

Методическое обеспечение: план-конспект, тематические иллюстрации из книг.

Формы подведения итогов: выставка.

Содержание программы четвертого года обучения.

  1. Рисование

        Выполнение рисунка по памяти и представлению: «Как я провёл лето», «Осеннее убранство природы». Рисование элементов дымковской игрушки: «Наряд няни», «Наряд барышни», «Барышня щеголиха». Составление и выполнение декоративного узора на полосе, в круге: «Гжельские узоры на посуде». Выполнение декоративной композиции на основе художественных особенностей хохломской росписи: «Элементы хохломской росписи», «Веточка хохломской росписи», «Хохломская роспись в круге».  Рисование эскизов рыб, животных, птиц. Рисование по памяти и представлению на темы: «Моя любимая кошка», «Весёлый зайчик», «Лошади», «Собачка». Рисование лесных животных: «Медведь», «Лиса», «Волчата». Рисование экзотических животных: «Пустынный караван». Рисунки выполняются графическими или живописными средствами.

          Рисование насекомых, передача особенностей внешнего вида: «Попрыгунья стрекоза», «Комарики», «Божья коровка», «Бабочка». Рисование рыб с учётом внешнего вида, средой обитания: «Морской подводный мир», «Мой аквариум». Нетрадиционные методы рисования: «Волшебный рисунок», «Трафарет», «Кляксография», «Печать».

Оборудование: гуашь, акварель, карандаш, палитра, кисточки, салфетка.

Формы проведения занятий: беседа, рассказ.

Методическое обеспечение: план-конспект, технологические карты, тематические иллюстрации, схемы, таблицы: «Элементы дымковской игрушки», «Элементы гжельской росписи», «Элементы хохломской росписи».

Формы подведения итогов: опрос, игры, конкурсы, выставка.

  1. .Лепка

          История развития Дымковской игрушки, Филлимоновской игрушки. Лепка глиняных свистулек-игрушек.

Оборудование: глина, водоэмульсионная краска, подставка, стека, гуашь, лак, салфетки.

 Формы проведения занятий: занятие-игра, рассказ, лекции, практическая работа.  

Методическое обеспечение: план-конспект, схема «Этапы выполнения лепки».

Формы подведения итогов: выставка-ярмарка.

 3. Аппликация 

             Выполнение эскизов аппликации и мозаики: «Укрась шарфик узором», «Коврик».

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, салфетка.

Формы проведения занятий: рассказ,  практическая работа.  

Методическое обеспечение: план-конспект, образец педагога.

Формы подведения итогов: выставка.

Тематическое планирование

Веселые краски  

2 класс

№ п/п

Тема

занятия

Колич.

часов

Дата

Содержание

деят-ти

Методы оценки

1.

Рисование

 «Как я провел лето»

1

05.09

Выполнение рисунка по памяти, представл

Выставка

работ

2

Рисование  «Осеннее убранство природы»  

1

12.09

Знак-во с приемами предмет. рисования

Выставка

работ

3

Рисование  «Зарисовка с натуры листьев деревьев»

1

19.09

Знак-во с приемами предмет. рисования

Выставка

работ

4

Рисование  дерева

1

26.09

Выполнение рисунка по памяти, представл

Выставка

работ

5-6

Аппликация из природного материала

2

03.10

10.10

Приемы работы с природ. материалом,

Выставка

работ

7

Рисование  «Элементы дымковской игрушки»

1

17.10

Знак-во с техникой выполнения.

Выставка

работ

8-9

Лепка «Дымковской игрушки»»  

2

24.10

31.10

Знак-во с техникой выполнения.

Тематич.

выставка

10

Рисование  «Учимся рисовать гжель»

1

14.11

Знак-во с техникой выполнения.

Выставка

работ

11

Рисование  «Волшебные цветы»  

1

21.11

Выполнение рисунка по  представлению

Выставка

работ

12

Рисование  «Аквариумных рыбок»  

1

28.11

Знак-во с приемами предмет. рисования

Выставка

работ

13

Лепка «Волшебный аквариум»

1

05.12

Знак-во с приемами сюжетной лепки

Тематическая

выставка

14

Рисование «Зимний лес»

1

12.12

Выполнение рисунка по представлению

Выставка

работ

15

Рисование  «Мороз рисует на окне» - симметричные узоры

1

19.12

Использование геометрических фигур

Выставка

работ

16

Аппликация «Новогодняя открытка»

1

26.12

Творческая работа

Конкурс на лучшую работу

17

Рисование  «Знакомство с хохломской росписью»  

1

09.01

Знак-во с техникой выполнения.

Выставка

работ

18

Рисование  «Хохломская веточка»

1

16.01

Знак-во с техникой выполнения.

Выставка

работ

19

Рисование  «Знакомство с городецкой росписью»

1

23.01

Знак-во с техникой выполнения.

Выставка

работ

20

Рисование  «Знакомство с жостовской росписью»

1

30.01

Знак-во с техникой выполнения.

Выставка

работ

21

Рисование  «Весенних деревьев»  

1

06.02

Выполнение рисунка по  представлению

Выставка

работ

22

Рисование  «Капли весеннего дождя»  

1

13.02

Выполнение рисунка по  представлению

Выставка

работ

23

Рисование  «Веточка сирени»

1

20.02

Знак-во с приемами предмет. рисования

Выставка

работ

24-25

Аппликация «Открытка мамочке!»

2

27.02

06.03

Выполнение работы по шаблону

Конкурс на лучшую работу

26-28

Иллюстрирование сказок     А.С. Пушкина  

3

13.03

20.03

03.04

Выполнение рисунка по  представлению

Тематическая

выставка

29-31

Симметричные узоры в геометрических фигурах (рисование)

3

10.04

17.04

24.04

Выполнение геометр. узора

Выставка

работ

32

Аппликация «Укрась узором шарфик»

1

07.05

Испол-е геометр. фигур в работе

Выставка

работ

33-35

Лепка «Моя любимая игрушка»  

3

14.05

21.05

28.05

Знакомство с приемами предмет. лепки

Выставка

работ

Итого:

35

Тематическое планирование

Веселые краски

3 класс

№ п/п

Тема

занятия

Колич.

часов

Дата

Содержание

деят-ти

Методы оценки

1.

Рисование  «Как я провел лето»

1

Рисование по представлению

Выставка

работ

2

Рисование  «Осеннее убранство природы»  

1

Рисование по представлению

Выставка

работ

3

Рисование  «Осенние листочки в букете»  

1

Рисование с натуры

Выставка

работ

4

Зарисовка с натуры листьев деревьев

1

Отработка навыков предметного рисов

Выставка

работ

5-6

Рисование  березы, ели

2

Рисование по памяти представлению

Выставка

работ

7

Рисование  «Элементы дымковской игрушки»

1

Знак-во с техникой выполнения.

Выставка

работ

8-9

Лепка и рисование  «Дымковского козлика»  

2

Знак-во с техникой выполнения.

Тематич.

выставка

10

Рисование  «Голубая сказка гжели»  

1

Знак-во с историей возникновения

Выставка

работ

11

Рисование «Элементы гжельской росписи в круге»  

1

Знак-во с элементами гжельской росписи

Выставка

работ

12

Рисование «Элементы гжельской росписи в полосе»

1

Знак-во с элементами гжельской росписи

Выставка

работ

13

Рисование

 «Зимний лес»  

1

Рисование по представлению

Тематич.

выставка

14

Аппликация «Зимние забавы»

1

Построение композиции

Выставка

работ

15

Рисование «Волшебный мешок Деда Мороза»

1

Развитие творческих способностей

Выставка

работ

16

Рисование  «Транспорта»    

1

Рисование по представлению

Выставка

работ

17

Лепка «Мой любимый транспорт»

1

Выполнение сюжет. лепки

Выставка

работ

18

Аппликация «Машина будущего»

1

Развитие творческих способностей

Конкурс работ

19

Рисование  «Лесных зверей»  

1

Рисование на задан.

тему

Выставка

работ

20

Рисование  «Домашних зверей»  

1

Рисование на задан.

тему

Выставка

работ

21

Рисование  «Весенний букет»  

1

Построение композиций

Выставка

работ

22

Рисование  «Экзотической птички»

1

Рисование на задан.

тему

Выставка

работ

23

Рисование  «Элементов хохломской росписи»    

1

Знак-во с элементами хохломы

Выставка

работ

24-25

Рисование  «Хохломского узора на деревянной ложке»

2

Рисование в технике выполнения  хохлом.

узора

Конкурс на лучшую работу

26-27

Лепка и рисование  «Жостовская роспись»

2

Знак-во с элементами жостов.

Тематич.

выставка

29-30

Рисование «Красота родной природы»

2

Рисование по представлению,

Выставка

работ

32-33

«Мы рисуем отгадки к народным загадкам»    

2

Развитие творческих способностей

Выставка

работ

33-34

Рисование «Памятники природы и культуры родного края»

2

Рисование по памяти представлению

Выставка

работ

Итого:

34

Тематическое планирование

Веселые краски

 4 класс

№ п/п

Тема

занятия

Колич.

часов

Дата

Содержание

деят-ти

Методы оценки

1.

Рисование  «Как я провел лето»

1

Рисование по представлению

Выставка

работ

2

Рисование  «Осеннее убранство природы»  

1

Рисование по представлению

Выставка

работ

3

Рисование деревьев

1

Рисование с натуры

Выставка

работ

4

Рисование  «Элементы дымковской игрушки»

1

Отработка навыков предметного рисов

Выставка

работ

5-6

Рисование  «Многоцветье дымки»  

2

Знакомство с цветовой гаммой

Выставка

работ

7-8

Лепка и рисование дымковской игрушки

2

Знак-во с техникой выполнения.

Выставка

работ

9-

10

Лепка и рисование филимоновской игрушки

2

Знак-во с техникой выполнения.

Тематич.

выставка

11-12

Лепка и рисование каргопольской  игрушки

2

Знак-во с техникой выполнения.

Выставка

работ

13

Рисование  «Голубая сказка гжели»  

1

Отработка навыков техники выполнения

Выставка

работ

14-15

Рисование  «Гжельская роспись на кувшине»

2

Отработка навыков техники выполнения

Выставка

работ

16

Рисование  «Гжельская роспись в круге»    

1

Отработка навыков техники выполнения

Тематич.

выставка

17

Рисование «Гжельская тарелочка»    

1

Отработка навыков техники выполнения

Выставка

работ

18

Рисование «Разделочная доска»  

1

Развитие творческих способностей

Выставка

работ

19-20

Лепка из соленого теста на доске

2

Развитие творческих способностей

Выставка

работ

21

Рисование « Зимние бабочки»

1

Отработка навыков техники выполнения

Выставка

работ

22

Рисование  «Элементы городецкой росписи»    

1

Отработка навыков техники выполнения

Конкурс работ

23

Рисование  «Городецкая роспись»

1

Отработка навыков техники выполнения

Выставка

работ

24

Рисование  «Веточка городецкая роспись»    

1

Отработка навыков техники выполнения

Выставка

работ

25

Рисование  «Городецкая роспись на кувшине»    

1

Отработка навыков техники выполнения

Выставка

работ

26

Рисование  «Разделочная доска»

1

Развитие творческих способностей

Выставка

работ

27

Рисование  «Элементы хохломской росписи»

1

Отработка навыков техники выполнения

Выставка

работ

28

Рисование  «Веточка хохломской росписи» »        

1

Отработка навыков техники выполнения

Конкурс работ

29

Рисование «Детская площадка»

1

Рисование по представлению

Тематич.

выставка

30

Рисование «Пейзаж родного края»

1

Рисование сюжетной композиции

Выставка

работ

31

Рисование

«Вид из окна»

1

Построение сюжет. композиции

Выставка

работ

32

Рисование «Земля – наш общий дом»

1

Рисование по представлению

Выставка

работ

33

Рисование  «Моя будущая профессия»

1

Развитие творческих способностей

Выставка

работ

34

Рисование

«Город будущего»

1

Развитие творческих способностей

Выставка

работ

Итого:

34

Список литературы:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1989г.

2. Атутов П.Р.  Методологические проблемы развития педагогической науки – М.: Педагогика, 1989г.

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды – М.: Педагогика, 1989г.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981г.

5. Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М.: Педагогика,1993г.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика,1991г.

7. Шубинский А.Г. Человек как цель воспитания. – М.: Советская педагогика № 3 – 4 , 1992г.

8.Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста. – М.: Просвещение, 1988г.

9. Алехин А. Д .  Когда начинается художник.- М.: 1993г.

10. Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. – М.: Педагогическая Школа, 1987г.

11. Богомабов И. С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: 1980г.

12. Богуславская И. С. Русская глиняная игрушка. – М.: 1975г.

13. Дайн Г. Л. Русская игрушка – М.: 1987г.

14. Жигалова С. К. Русская народная живопись. – М.: 1984г.

15. Комарова Т. С. Методика обучения изодеятельности.- М.:1981г.

16. Хворостов Л.С.  Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.:1988г.

17. Закон «Об образовании».  (  Федеральный закон от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ)

18. Конституция Российской федерации. – М.:1995г.

19. Декларация прав человека.

20. Конвенция о правах ребенка.