Хлеб - всему голова
классный час (3 класс) по теме

Лузина Ирина Александровна

Цель классного часа воспитание  в детях уважение к труду хлебороба, к хлебу; расширение кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.ch_._khleb-_vsemu_golova.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

        Классный час: Хлеб – всему голова.

Цель: познакомить с историей хлеба, воспитывать уважение к хлебу и тем, кто его выращивает.

Оборудование: проектор, презентация, плакаты, выставка книг, стенгазеты о хлебе, поговорки и пословицы.

                            Ход мероприятия.

Учитель:  Хлеб – особый продукт на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный ужин.
Но испокон веков хлеб не был простой едой.
Хлебом  - солью встречали дорогих гостей. За хлеб бились насмерть с врагом. Хлебом, как именем матери и Родиной, клялись.
Это слово  мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.
  Ребята, сегодня мы с вами поговорим о хлебе, о продукте, ставшем привычным для каждого из нас. Мы порою и не задумываемся о том, сколько труда нужно приложить для того, чтобы этот незаменимый продукт попал к нам на стол. Я надеюсь, что после сегодняшнего классного часа вы по-другому посмотрите на хлеб, и постараетесь, бережнее относится к этому продукту.

          Ученик : Слава миру на Земле!

              Слава хлебу на столе!

              В нём – здоровье наше, сила,

              В нём – чудесное тепло.

              Сколько рук его растило,

               Охраняло, берегло!

              Ведь не сразу стали зёрна

              Хлебом тем, что на столе, -

             Люди долго и упорно

              Потрудились на земле.

Учитель: Думали ли вы, ребята, сколько хлебу лет, как он появился? Учёные всего мира определили, что первым хлебным растением надо считать дуб. Жёлуди использовались для приготовления хлеба. Это было более 5 тысяч лет назад. Орехи, как и жёлуди, тоже были первым хлебом. Скорлупа их была найдена в пещерах – жилищах первобытных людей. Изобрели хлеб египтяне. Затем научились выпекать греки и римляне. В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. В те далёкие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, и хлебу при этом отводилась наиболее почётная роль. Гомер писал, что чем богаче был хозяин дома, тем обильнее он угощал гостей белым хлебом.

    В древней Греции пекли разный хлеб. Для рабов – чёрный, тяжёлый, плотный, грубый; для больных – с добавлением оливкового масла. Был хлеб специально для спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм. По случаю спортивных состязаний в Олимпии подавался деликатес – белый хлеб с маслинами и рыбой. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Греки выпекали хлеб в специальных горшках, которые назывались «клибанос». Отсюда произошло слово «хлайфс». В старонемецком языке существует слово «хлайб», которое похоже на слово «хлеб», украинское «хлиб», эстонское «лейб»

Учитель. Интересно заметить, что в то время во многих европейских странах была прямая зависимость между степенью свежести хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял. Королевская семья ела только свежевыпеченный хлеб. Хлебные изделия вчерашней выпечки предназначались для высшего общества, выпеченные два дня назад – для представителей мелкопоместного дворянства, хлеб трёхдневной давности – для монахов и учащихся, хлебом, испечённым 4 дня назад, снабжались крестьяне и мелкие ремесленники. А примерно в то же время во многих городах Азии черствый хлеб считали более ценным, чем свежевыпеченный. История хлеба была ещё и историей голода. В 18 веке в России из 100 лет 34 были недородными, в 19 веке было 40 неурожайных лет. В 20 веке голодными были , 33 год.

            Ученик:  Горький хлеб тебе неведом

            Подневольного труда.

            Он знаком был нашим дедам

            В те минувшие года,

            Той порой, когда босые

            Шли пешком и ночь, и день

            По своей земле, России,

           Люди наших деревень.

           Шли – искали место, где бы

           Заработать в мире хлеба.

Учитель. Россия знала много потрясений, и одним из таких потрясений стала Великая Отечественная война.

             Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

И вдруг суровый голос Левитана:

«Внимание, товарищи, война!»

      У дороги горела огромная скирда, не обмолоченного зерна, а рядом пылала молотилка. Возле неё, опираясь на посох, стоял старик в распахнутом тулупе. Ничего не видя и не слыша, он неотрывно смотрел на бушующее пламя. Нас он тоже не видел, хотя мы подошли вплотную. Старик смотрел на горевший хлеб, ради которого трудились и жили его предки, на хлеб, истинную цену которому знает только потомственный хлебороб, на хлеб, политый потом его сыновей и внуков, на горящий хлеб. Пламя освещало коричневое лицо старика, и тёмные бороздки слёз, стекавших по морщинистому лицу на седую бороду.

   Журналист Ходырев описал пшеничное поле, где бой уничтожил хлеб, а также описал людей. О ценности хлеба говорит народная сказка.

Учитель: Цена хлеба, его ценность особенно проверяется в трудные годы. В Музее Истории. Санкт – Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: на детей 125 г., на взрослого 250г. В этом хлебе 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2% муки.

           Ученик: Спешат по улице прохожие,

              В авоськах хлеб – тепло земли.

              А мне под памятью сутулиться

              Сама история велит.

              Прилавок чёрный, скособоченный,

              И тянет сыростью от стен.

              А за прилавком дремлет очередь,

             Скорей не дремлет, - спит совсем…

             Здесь хлеб дают клочками, каплями,

             Скупой судья – кухонный нож…

             Нет, эти женщины не плакали,

             Сильнее этих не найдёшь!

             И дети, торопливо так,

             Их ловят паучками-пальчиками

             И собирают их в кулак.

 Ученик: В тяжёлые дни Ленинградской блокады

               Дети вставали с взрослыми рядом.

               Они успевали учиться, работать,

               Дежурить на крышах во время налётов.

              А хлеб ребятишек в мороз согревал

              И запахом чудным их дух поднимал.

              И восстанавливал силы ребят,

              Не спавших по несколько суток подряд.

Учитель: В Санкт – Петербурге во Всесоюзном институте растениеводства в жестяных коробках хранятся пакеты с семенами почти всех растений Земли. 20 тысяч образцов одной только пшеницы. Во время Вов 14 ослабевших от голода сотрудников этого института каждый день приходили на работу и делали всё, что было в их силах, чтобы сохранить от мороза, сырости, зажигательных бомб десятки тонн зерна и картофеля. От голода погиб профессор Дмитрий Сергеевич Иванов. В его рабочем кабинете остались 1000 пакетиков с зерном. Умер от голода и другой сотрудник института – Александр Гаврилович Щукин. Когда ему разжали мёртвые пальцы, на стол выпал пакетик с пшеницей. В живых остались 5 человек. Они верили в победу и знали, что стране после войны понадобятся семена, которые они спасали.

Послушайте воспоминания фронтовика.

                      Борьба за хлеб – борьба за урожай –

Она подстатье развёрнутому бою,-

И на её великих рубежах,

Как на войне рождаются герои.

Учитель. Это случилось 3 июня 1977 года. Рязанский парень Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Это была его вторая жатва после того, как он окончил училище механизации и получил профессию тракториста. Анатолий работал на своём маленьком тракторе, подбирал солому. От случайной искры солома вспыхнула. Рядом было поле ещё не убранной пшеницы. Пламя могло перекинуться туда. Анатолий на своём тракторе стал бороться с огнём… В этом бою он погиб. Ему было 18 лет.  Такой же подвиг совершили Леонид Основиков, Николай Марков, Николай Кузнецов.

    Ученик: Нам, юным, счастливым, война и не снится.

Нам голод и холод совсем незнакомы.

Но знаем мы цену буханке пшеничной,

И знаем мы силу простых колосков.

Нельзя нам без хлеба дорогу построить

До звёзд голубых, до прекрасных планет.

А в годы войны помогал он героям:

Дал силу, чтоб выстоять в смертном огне.

Пусть чистое небо синеет над миром,

Пускай отражается солнце в глазах,

Да пусть ещё хлеб вечно будет в почёте

На ваших и наших семейных столах!

Учитель. В том, что у нас каждый день хлеб на столах – заслуга многих людей. Кто же должен потрудиться, чтобы на наших столах каждый день лежал ароматный хлеб? Кого вы знаете из наших комбайнёров, кто ведёт борьбу за хлеб в нашем селе?

   Мы поговорили с вами сегодня о хлебе, как вы поняли, почему нужно ценить хлеб? Цените хлеб, бережно к нему относитесь ведь хлеб всему голова.

 Дорогие ребята! Я думаю, что сегодня на уроке мы с вами узнали много нового и интересного, о том какой  долгий путь проходит пшеничное зернышко, прежде чем превратится в эти вкусные изделия, какие мы с вами видим на нашем праздничном столе. Но если кому-то из вас этих знаний покажется мало, обратите внимание на эту книжную выставку. (Обзор литературы).

 Наш классный час подошел к концу. Спасибо всем за внимание!

Учитель: Лузина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....