Как воспитывать в детях нравственные качества
учебно-методический материал по теме

Буравцева Наталья Владимировна

 

Есть замечательная английская пословица: «У матери должен быть большой фартук, чтобы скрыть ошибки своих детей.» Мудрая мысль, правда? Но хочется всё- таки, чтобы этих ошибок  было, по возможности, меньше. Всё пока в ваших руках, родители, вы воспитываете своих детей и владеете всеми рычагами воздействия на формирование качеств характера ребёнка. Не забывайте, что семья — это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

         Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети — говорит народная мудрость. Старость — неотвратима, смерть — неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. .. Но это возможно только благодаря труду души самих родителей и их детей. Каковы ваши взаимоотношения с вашими детьми? Много ли дети знают о вас?

         Воспитать хорошего сына и дочь — сложная педагогическая задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_dlya_roditeley.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 5 г. Шатуры

Лекция для родителей учащихся начальной школы

«Как воспитывать в детях нравственные качества»

Подготовила учитель начальных классов

Буравцева Наталья Владимировна

2012 г.

Цели: 1) привлечь внимание родителей к вопросу формирования нравственных         качеств: чувство сыновнего (дочернего) долга, доброту и щедрость,         порядочность;

        2) показать важную роль родителей в воспитании ответственных,         добрых и внимательных детей.

                                Семья — это место приземления  

для старших, стартовая площадка

 для младших и маячок

взаимоотношений для каждого.

        Добрый день, дорогие собеседники. Тема нашего разговора многим покажется совсем не новой: Добрым быть совсем непросто... или Как воспитывать в детях нравственные качества». Однако, несмотря на то, что проблема воспитания доброты, ответственности и порядочности волнует умы педагогов уже сотни лет, я всё- таки предлагаю обратиться к этой теме. Только поговорим мы о наших детях, живущих в наше время.

        Есть замечательная английская пословица: «У матери должен быть большой фартук, чтобы скрыть ошибки своих детей.» Мудрая мысль, правда? Но хочется всё- таки, чтобы этих ошибок  было, по возможности, меньше. Всё пока в ваших руках, родители, вы воспитываете своих детей и владеете всеми рычагами воздействия на формирование качеств характера ребёнка. Не забывайте, что семья — это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

        Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети — говорит народная мудрость. Старость — неотвратима, смерть — неумолима; перед этими несчастьями никто не может закрыть дверь своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. .. Но это возможно только благодаря труду души самих родителей и их детей. Каковы ваши взаимоотношения с вашими детьми? Много ли дети знают о вас?

        Воспитать хорошего сына и дочь — сложная педагогическая задача. Сухомлинский, обращаясь к родителям, говорил: «Рождение — это ещё не создание. Человеческое творчество начинается с того, что вы вкладываете в рождённого вами человека свой ум, волю, красоту. С первого же крика вашего ребёнка вы встретитесь с его желаниями. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает. Мудро властвовать над желаниями — вот в чём материнская и отцовская мудрость... Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать ему всё, дишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть, прежде всего, человеком. А в человеке самое главное — чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребёнку, он переживёт чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя...»

        Как же воспитать человека, который станет опорой и защитой для постаревших родителей? Нет рецепта... Помните только, что ваша старость будет спокойной только в том случае, если вы поможете своим детям отыскать правильный, не обманный, маячок в своей жизни, если ваши сын или дочь, став взрослыми, будут согласными с народной мудростью: «Если для матери сделаешь яичницу даже в собственной ладони, и тогда будешь у неё в долгу.» Пусть ваши дети ни на миг не сомневаются в силе и надёжности вашей любви. Расскажите им историю о материнском сердце. (см. приложение 1)

        Как добиться, чтобы золотые крупинки радости, которые вы дарите своим детям, превращались в золотые россыпи для других людей? Сухомлинский утверждал: «Ребёнок должен понять, что есть  три вещи: можно, нельзя и надо. Большую, иногда роковую ошибку, допускают те матери и отцы, которые... не умеют правильно чередовать эти три блюда: можно, нельзя и надо. Лет до 12, иногда до 13- 14 кормят одним блюдом: можно. Ребёнку, а потом и подростку, всё дозволено. Ему вдалбливается мысль, что он чуть ли не центр Вселенной, вокруг него всё вращается. Потом, когда вдруг оказывается, что ребёнок, как говорят в народе, сел на шею родителей, мать и отец в пожарном порядке меняют блюдо: нельзя! Вдруг перед маленьким человеком  открывается совершенно новая, не известная ему доселе сторона окружающего мира: это запрещается, это не разрешается...»

        Взрослеющий ребёнок должен понимать, что он живёт в обществе, среди других людей, поэтому необходимо соблюдать требования, принятые в данном обществе. Ребёнок должен уметь быть внимательным, добрым, готовым прийти на помощь, учите детей радоваться чужим радостям и победам, сопереживать чужим неприятностям и огорчениям.

        Очень непросто быть человеком. Много испытаний, соблазнов и искушений приходится преодалевать каждому, прежде чем душа освободится от недобрых помыслов. Никто не застрахован от ошибок и поражений на этом пути. Но и сделать что-то достойное, стоя на месте и ничего не предпринимая, тоже нельзя. Каждый человек выбирает свою дорогу к своим звёздам. Главное, чтобы другим от этого выбора не было хуже.

        Обсудите с вашим ребёнком историю под названием «Ворота сада.» Пусть задумается.

                Ворота сада.

        ...Жил- был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем- либо.»

        В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день, понял: что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

        Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя  в  ворота сада.  Тогда он пришёл к отцу и сказал ему эту новость.

        Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения.»

        Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

        Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем- то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана... И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения — рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».

        Ребёнок задумался? Он хочет знать, какие поступки следует считать плохими и причиняющим боль окружающим? Самое время предложить ему перечень десяти «нельзя», сформулированных В. Сухомлинским (см. приложение 2) Может, что- то останется в памяти... Только не забывайте и о своей роли в формировании настоящего человека: путеводным огоньком может стать лишь тот, кто озаряет путь. Удачи вам! До новых встреч.

Приложение 1

 

Сила материнской любви

        Был у матери единственный сын — дорогой, ненаглядный. Души в нём мать не чаяла: по капельке собирала росу для умывания, самым тонким шёлком вышивала рубашки. Вырос сын — стройный, красивый. Женился на девушке невиданной, неописуемой красоты. Привёл молодую жену в родной дом. Но невзлюбила молодая жена свекровь, возненавидела её. Боялась мать показаться невестке на глаза, сидела в сенях. А потом в сарай переселилась. Но и это не успокоило красавицу. Говорит она мужу: «Если ты меня любишь и хочешь жить со мной, убей мать, вынь из её груди сердце  и сожги на медленном огне.»

        Не дрогнулось сердце в груди у сына, приворожила его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Приказала мне жена убить вас, мама, вынуть из груди вашей сердце и сжечь на медленном огне. А если не послушаюсь — уйдёт от меня жена. Не могу я без неё жить, не могу не послушаться...» Заплакала мать и отвечает сыну: «Ну что ж, сынок, делай так, как велит твоё сердце.»

        Пошёл сын с матерью в дубраву, наломал сухих веток, разжёг костёр. Убил мать, вынул из груди сердце. Положил на огонь. Вспыхнула ветка, треснула, полетела искорка, ударила в лицо сыну, обожгла. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожжённое лицо. Вздрогнуло сердце материнское, что горело на медленном огне, прошептало: «Сыночек мой родненький, больно тебе. Сорви лист подорожника, вон он растёт рядом с огнём, приложи к обожжённому месту, а к листу приложи сердце материнское. Потом в огонь положишь...»

        Зарыдал сын, схватил горячее сердце материнское в ладони, положил его в разрезанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать. И такой огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, таким всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, затянулась разрезанная грудь, поднялась мать и прижала к себе кудрявую голову сына. Омерзительной показалась ему красавица- жена, не смог он вернуться к ней. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями широкими, стали двумя могилами высокими.

Приложение 2

Десять “нельзя”, соблюдение которых являются делом настоящего человека.

  1. Нельзя бездельничать, когда все вокруг трудятся; позорно предаваться праздности, всевозможным увеселениям, когда – ты прекрасно знаешь об этом – старшие поколения заняты трудом и не могут позволить себе отдыхать.
  2. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми- это величайшее святотатство! О старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию,- патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.
  3. Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками; недостойно человеческой мудрости и рассудительности скоропалительно выражать сомнения в истинности того, что советуют старшие. Если у тебя просятся на язык какие- то сомнения, придержи их, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего ещё – спроси так, чтобы не обидеть.
  4. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи... у ровесника твоего есть, а о тебе родители не позаботились; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.
  5. Нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не даёт сама себе,- лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье... Умей отказаться от подарка, если ты знаешь, что в вещи, которую тебе дарят, мать отказывает себе; мысль о праве на какую-то собственную исключительность – это яд, отравляющий твою душу; великое счастье – чувствовать нетерпимость к этому яду.
  6. Нельзя делать то, что осуждают старшие,- ни на глазах у них, ни где-то в стороне;  каждый свой поступок рассматривай с точки зрения старших: что подумают они; особенно недопустима назойливость, стремление без надобности напоминать о себе, выставлять напоказ свои притязания; мать и отец никогда не забывают о тебе; если ты не на глазах у них, они думают о тебе больше, чем тогда, когда ты рядом; помни, что у матери и отца есть свой духовный мир, они иногда хотят остаться в них наедине с собой.
  7. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у неё нет никого, кроме тебя; в радостные дни праздника никогда не оставляй её одну; ты сам – твоё слово, твоя улыбка, общение,- бывает, единственная радость её бытия; чем ближе закат человеческой жизни, тем острее переживает человек горечь от одиночества; оставлять одиноким дедушку, оставлять в одиночестве старика отца, даже если и ты уже станешь стариком,- бесчеловечно, дико: помни, что в жизни человека наступает такой период, когда никакой другой радости, кроме радости человеческого общения, уже не может быть.
  8. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, особенно у старика дедушки; не простившись с ними, не дождавшись от них пожелания счастливого пути и не пожелав им счастливо оставаться.
  9. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего: только дремучий нравственный невежда уподобляется скоту, утоляющему голод в одиночестве и опасающемуся, как бы его сородич, присутствующий при этом, не урвал куска себе; человеческая трапеза – это не утоление голода, не физиологический акт в цепочке обмена веществ; люди придумали стол не только для того, чтобы ставить под стол ноги, а на стол облакачиваться; за столом происходит интереснейшее духовное общение людей; если ты сумел уговорить старика разделить с тобой трапезу, ты доставил ему большую радость.
  10. Нельзя сидеть, когда стоит взрослый, пожилой человек, особенно женщина; нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья; в этих правилах этикета заключается глубокая внутренняя сущность – уважение человеческого богатства; не умея уважать его, ты уподобляешься шалопаю, плюющему в прекрасные волны моря; море огромно в своём величии и красоте, твои плевки ни оскорбят его, ни унизят, а,плюясь и любуясь своими плевками, ты позоришь себя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру"

дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Статья "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательном процессе" подготовлена для выступления и публикации в рамках проведения I Епархиальных Рож...

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...

ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ СОВСЕМ НЕПРОСТО… ИЛИ КАК ВОСПИТЫВАТЬ В ДЕТЯХ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА

Цели. Привлечь внимание родителей к вопросу формирования нравственных качеств: чувства сыновнего (дочернего) долга, доброту и щедрость, порядочность; показать важную роль родителей в воспитании ответс...

Человеком быть совсем непросто.. или как воспитывать в детях нравственные качества

Привлечь внимание родителей к вопросу формирования нравственных качеств : чувства сыновнего ( дочернего) долга, доброту и щедрость.порядочность; показать важную роль родителей в воспитании добрых отве...