Программа кружка "Краски рассказывают сказки"
рабочая программа (1 класс) по теме

Наталья Николаевна Шевченко

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (1 класс),

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraski_rasskazyvayut_skazki.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 8

муниципального образования Усть – Лабинский район  

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от  30.08.2013  года

Председатель педсовета

                                                                                               ____________ Вараксина  Т. В.

                                               Подпись, печать  ОУ          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тематическая программа

(тип программы: комплексная/тематическая)

кружок «Краски рассказывают сказки»

(наименование)

1 год

(срок реализации программы)

6– 7 лет

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                             Шевченко Наталья Николаевна

                                                                            (Ф.И.О. учителя, составителя)

                                       

Пояснительная записка

        Искусство в школе – важнейшее средство воспитания эмоциональной, духовной сферы.

         Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления школьника. Изобразительная деятельность у детей с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия;  пространственной ориентировки на листе бумаги,  глазомера и зрительного восприятия; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; в процессе деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.

           Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (1 класс), увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью, рассчитана  на один год обучения и составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию.  За основу взята типовая “Программа воспитания и обучения” М. А. Васильевой.

Продолжительность занятия- 35-40 минут.

Занятия по изобразительной деятельности проводятся 1 раз в неделю (33 занятия в год).

            Обучение по данной программе строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. При организации занятия, выборе материала и темы, учитываются индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями школьников. Начинается работа с техники рисования пальцами,  ладошкой, оттиска (поролоном, пенопластом, смятой бумагой), тычкового рисования (ватными палочками, пробкой, полусухой клеевой кистью) и т. д. Далее эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных - кляксографии, монотипии, набрызга, граттажа, тиснения, воскографии. Вышеперечисленные техники значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают эффективное усвоение школьниками изобразительно - выразительных средств, создание оригинальных образов. Большое внимание в процессе рисования уделяется формированию представлений о познавательных свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. В процессе занятия наряду с традиционными динамическими паузами активно применяются игры для развития пальцевой моторики.

В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей.

Новизна программного материала заключается:

-в активном использовании нетрадиционных художественных техник и материалов на занятиях;

-в систематизации тем – введено блоково - тематическое построение тем занятий по месяцам (с учётом сезонных праздников и других мероприятий, в которых могут быть востребованы детские рисунки в качестве подарков, элементов оформления).

Отличительной особенностью данной программы является дифференцированный  подход к подаче новой информации в зависимости от уровня сложности.

Цель программы: художественно–эстетическое развитие детей; формирование художественных способностей (с использованием нетрадиционных материалов и техник), соответствующих возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Задачи:

        – формировать интерес к деятельности, активно используя игру, нетрадиционные художественные техники и материалы, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка; развивать художественные способности детей.

        – развивать универсальные творческие способности каждого ребёнка; развивать сенсорные эталоны, мелкую моторику рук, позволяющую в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.

         - развивать и закреплять те навыки, которые учащиеся получают на уроках изобразительного искусства: рисование с натуры, по памяти, по представлению, в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

       - развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного;

         - воспитывать  интерес и любовь к искусству.

Основные дидактические принципы программы:

- доступность и наглядность,

- последовательность и систематичность обучения и воспитания (от простого к сложному),

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей,

- включение учащихся в активную деятельность,

- связь теории с практикой,

-сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Программа построена в соответствии с принципами организации внеурочной деятельности учащихся:

-Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающие  совместную  творческую  деятельность  педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

-Принцип научной организации.

-Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся.

- Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования.

- Принцип целостности.

-Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.

-Принцип личностно-деятельностного подхода.

-Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов.

- Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение.

            Все применяемые в программе нетрадиционные художественные техники изучены и апробированы в работе с детьми, экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т. е. для проявления и развития детской одаренности в рисовании.                                      

Применяются следующие

 виды занятий: практическая работа, выставка, конкурс, игра - сказка, игра- путешествие, импровизация;

 типы занятий: сообщения новых знаний, комбинированные, закрепления материала, экскурсии, занятия коррекции и контроля знаний, умений, навыков.

методы организации занятий: репродуктивный, словесный, метод практической работы, метод игры (познавательные, подвижные, дидактические - на развитие глазомера, внимания, воображения, памяти и т. д.), метод наблюдения (зарисовки, рисунки), метод графических работ (составление схем), метод проблемного обучения, наглядный метод (наглядный материал - картины, репродукции мирового и русского искусства, рисунки, плакаты, фотографии, предметы декоративно - прикладного искусства).

         Занятия строятся таким образом, чтобы активизировать внимание, зрительную память, мышление ребенка, расширить словарный запас. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, побудить к деятельности, применяются дополнительные стимулы:

        - игра, которая является основным видом деятельности детей;

         -сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправиться в путешествие;

        - музыкальное сопровождение.

        Обучение строится с учетом постепенного нарастания сложности материала. При организации занятия, выборе материала и темы,  учитываются индивидуальные особенности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков (задание должно быть понятно и доступно). Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Начинается работа с техники рисования пальцами, ладошкой, оттиска (поролоном, пенопластом, смятой бумагой), тычкового рисования (ватными палочками, пробкой, полусухой клеевой кистью). Далее эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных - кляксографии, монотипии, набрызга, граттажа, тиснения, воскографии. Вышеперечисленные техники значительно повышают уровень выразительности детских рисунков, обеспечивают повышение эффективности усвоения школьниками изобразительно - выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.  Большое внимание в процессе рисования уделяется формированию представлений о познавательных свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. В процессе занятия наряду с традиционными динамическими паузами активно применяются игры для развития пальцевой моторики (разработка О. И. Крупенчук, г. Петербург).

Знакомство детей с изобразительным искусством проходит на основе всемирно известных шедевров живописи разных эпох (слайды, репродукции). Чаще всего занятия проходят с музыкальным сопровождением (фоновым и тематическим), с использованием музыкальных произведений Моцарта и Вивальди.

 Возросшая инициатива детей, самоорганизация позволяют им выполнять индивидуальные и коллективные композиции в разных нетрадиционных техниках, декоративные и сюжетные работы на листах 1/4 ватмана, на мольбертах, используя различные возможности материалов (плотность гуаши, прозрачность акварели, нежность пастели). Они так же  способны создавать образ. Учащиеся  передают своё отношение к колориту, выражая цветом настроение, эмоции, находят средства выразительности (линию, пятно, форму),  каждый рисунок приобретает неповторимую индивидуальность.

Содержание учебного курса

  1. Вводное занятие.

Экскурсия в парк. Беседа о природе родного края, её красоте, бережном отношении к ней. Техника безопасности при работе с ножницами и клеем.

2. Техника «Цветные ниточки».  Фантазии рисунка  с использованием окрашивания ниток. Рисование цветов. Осенние, зимние, весенние и  летние  композиции.

3. Техника пальцевой живописи.  Обучение приёмам техники  пальцевой живописи. Обучение рисованию ладонью.  Моделирование художественными средствами сказочных и фантастических образов. Беседа  «Что такое натюрморт». “Натюрморт из осенних листьев”. Рисование  различных форм  осенних листьев, грибов. «Цыплята”; “Сказочная птица”. «Петух». «Солнышко» «Цветы». «Дерево». Беседа о праздновании Нового года. Рисование по теме. Рисование ладошками и пальчиками.

4. Рисование способом тычка. Обучение приёмам рисования способом тычка “Ветка рябины”. “Осенняя природа”.  Ознакомление с произведениями изобразительного искусства.Чтение отрывков из литературных произведений, стихов об осени, зиме, весне, лете.            

5. Рисование по представлению. Понятие о нежном колорите весенних красок, теплом – осенних, холодном – зимних, радостном – летних.  Получение светлых оттенков путем смешивания красок с белилами. Рисование с использованием рельефной ткани. Передача настроения в рисунке.  Рисунок-декорация «Сказочный домик».   Метод волшебного рисунка.  В гостях у королевы Красной краски. Радуга  “Тёплые краски”. “Радостная картинка”. Создание новых красок. Получение оттенков холодных цветов.  “Что бывает синего цвета”. «Полет фантазии».                                                                                                                      

6. Тематическое рисование.  Ознакомление с произведениями изобразительного искусства, литературы, поэзии. Тема в рисунке. «Осень – рыжая красавица».  « Красота вокруг нас».  «Любимой мамочке».  «Для Деда Мороза».  «Салют».  Творческие работы на тему «Мои увлечения».                                                                                                                                                            

 7. Метод набрызга  Рассказ о новой технике раскраски.  Рисование зубной щёткой -  фантазии детей. Космическая картинка  “Неизвестная планета”  «Парашютист с ниточками» (набрызг + аппликация).  Беседа «Что такое крупа. Разновидности»  «Что такое аппликация». Аппликацию из крупы. «Подсолнух» с применением «набрызга»                                                                                

8.  Рисование по мокрой бумаге.  Обучение рисованию по мокрой бумаге.  Беседа «Какая бывает погода». Дождливый пейзаж. “Дерево под дождём” Музыкальный рисунок  «Фантазия под музыку   Моцарта»  (рисование по мокрой бумаге ватными палочками)                                                                                                                                                                             

 9. Рисование разными художественными средствами.  Обучение приёмам рисования красками “Гуашь”. Получение оттенков цветов путём смешения. Показ репродукций картин художников Венецианова, Шишкина и др. по теме Наблюдение, рассматривание, зарисовки, Выполнение эскиза, раскрашивание Рисование по теме.. Забавный арнамент - основные элементы узора. Конкурс на самый красивый фантик. Изображение орнамента для фантика  “ Роспись по крупе (манка) «Зимние узоры, или Узоры на окне».  “Следы зверей в зимнем лесу” (оттиск ластиком, трафарет).  Беседа «Что такое симметрия». Рисунок под пленкой. «Море». «Закат». «Огонь».  Изготовление открытки для мамы  “открытка - подарок”. Создание композиции с применением различных художественных материалов.   Рисование с использованием рельефной ткани. Рисование на цветной бумаге. Симметричные отпечатки: бабочка, стрекоза, ромашка.  Создание несложного сюжета.                                                              

10. Рисование восковыми   мелками.  Обучение приёмам рисования восковыми мелками и акварелью, применение различных приёмов работы кистью.  Рисунки  цветными  мелками, пастелью.  Рисование различных форм деревьев, птиц. “Берёза», «Тополь” Беседа о празднике День Победы,  о ветеранах ВОВ,  рассказы о своих прадедах. Рисование на цветной бумаге.                                                                                                                                          

11. Рисование ватной палочкой. Рассказ о новой технике рисования.  Беседа. Ответы на вопросы, составление связных предложений по теме урока. Демонстрация объектов природы, образцов Выполнение рисунка гуашевыми и акварельными красками. «Новогодняя елка».  Подводный мир  “Кто живёт под водой».  Закрепление умения рисовать гуашью с использованием ватной палочки.  “Рыбка”

12. Кляксография с трубочкой.   Обучение приёмам рисования техникой «кляксография с трубочкой».    Осенние цветы “Астры” Холодный пейзаж - “Зимний пейзаж”.  Особенности композиции пейзажа;  техника “кляксография с трубочкой”.  

13. Итоговый рисунок.  Коллаж. Создание несложного сюжета.                                                                

Учебно–тематическое планирование на первый год обучения

                                            Темы

      Количество часов

Всего

Практика

Теория

1

Вводное занятие.

1

1

2

Техника «Цветные ниточки».  

2

1,5

0,5

3

Техника пальцевой живописи.

5

1

4

4

Рисование способом тычка.

2

1,5

0,5

5

Рисование по представлению.

2

2

6

Тематическое рисование.

6

6

7

Метод набрызга

2

1,5

0,5

8

Рисование по мокрой бумаге.

2

1,5

0,5

9

Рисование разными художественными средствами.  

4

3,5

0,5

10

Рисование восковыми   мелками.  

2

2

11

.Рисование ватной палочкой.

3

2,5

0,5

12

Кляксография с трубочкой.  

2

1,5

0,5

13

Итоговый рисунок.  Коллаж  

1

1

Материально-техническое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Техническое обеспечение

1. Природный материал

2. Нитки

3. Картон белый и цветной

4. Бумага цветная

5. Бумага белая

6. Манка, гречка, (крупа), семена

7. Ватные палочки, трубочки, ткань, ластик, восковые мелки

8. Бумажные салфетки

9. Ножницы, клей

АРМ, магнитофон.

Ожидаемый результат.

К концу 1 года обучения по изодеятельности учащиеся должны:

          -владеть навыками пользования карандашами, кистью, мелками, нетрадиционными художественными материалами, красками «гуашь», «витраж»;

          -уметь смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;

           -владеть разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;

           -уметь рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;

           -уметь передавать в рисунке своеобразную выразительность образов, оригинальность цветового решения.

           -различать виды изобразительного искусства, высказывать простейшие суждения  о картинах;

           -передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит, сочетание разных нетрадиционных изобразительных материалов, свободно пользоваться палитрой;

           -изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием, передавать движение, используя нетрадиционные техники;

           -рисовать разнообразные узоры по мотивам изделий народного декоративно - прикладного искусства на шаблонах, изображающих предметы быта.

Поскольку рисование - продуктивный вид деятельности, то, несомненно - результатом являются различные выставки:

           - регулярные мини-выставки в классе и школе по итогам нескольких занятий;                                                                    

           - выставка «Осень – рыжая красавица», для Деда Мороза (полугодовая), портреты для мамы (к празднику 8-го марта, Дню матери);

           - итоговая выставка года.

        Учет знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения проводится в форме экспресс - диагностики; результативность занятий прослеживается по промежуточной (декабрь) и итоговой аттестации (май).

Методические рекомендации по работе с программой

          С целью активизации творческой инициативы детей, обогащения замысла необходимо, перед практической работой, создать эмоциональную настроенность, привлекая наглядный материал (образцы народного декоративно–прикладного творчества, репродукции, слайды с репродукциями, книжные иллюстрации, музыкальные произведения); используя игровые ситуации; коллективные работы; экскурсии.

Занятия должны проходить в атмосфере непринужденности. Необходимо также учитывать желания и склонности детей, проявлять деликатность к их инициативе и уважать индивидуальность личности. Проводить занятия следует на основе самостоятельной деятельности детей, опираясь на их впечатления и опыт наблюдений за предметами и явлениями окружающей действительности.

В системе занятий нужно соблюдать принцип чередования видов учебно–практической деятельности: изобразительной деятельности (работа с натуры, по памяти, наблюдениям, воображению) и декоративно- прикладного творчества. При этом надо ориентироваться на уровень художественных умений обучающихся.

          В самостоятельной работе детей следует поощрять обращение к темам и сюжетам, которые вызывают у детей интерес и соответствуют их жизненным переживаниям и впечатлениям. Обязательно нужно поощрять любое проявление творческой инициативы в выборе сюжета или в художественном решении темы.

После каждого завершенного задания нужно организовать коллективный просмотр и обсуждение выполненных работ. Дети должны тщательно рассмотреть работы друг друга, проанализировать их и поделиться своими впечатлениями. Умение видеть и оценивать свою работу и работы других, формирует способность к общению с настоящим искусством.  На занятиях по развитию восприятия действительности главная задача – развить наблюдательность и любовь к природе. Беседы о красоте окружающего мира  следует сопровождать практической работой на данную тему. Развитие навыков восприятия художественного образа – это основная задача при изучении произведений искусства.

При оценке результатов работы детей и поощрении их творческих усилий, нужно учитывать следующие критерии:

          содержательность сюжета, проявление в работе наблюдательности, фантазии, воображения;

          самостоятельность и оригинальность замысла;

          старательность и настойчивость в работе;

          общая художественная выразительность работы, ее завершенность;

                   хорошее владение техникой работы разными материалами и инструментами (акварель, гуашь, восковые мелки, тушь,        

          глина  или пластилин, вырезание ножницами и т.д.);

         При подведении итогов работы, обязательно надо отметить достоинства работы каждого обучающегося персонально.

Используемая  литература:

1. Алексеева В.В. Что такое искусство?

2. Внеурочная деятельность в начальной школе *Электронный ресурс+ // www.ipkps.bsu.edu.ru

3. Т.Давыдова. Серия детское творчество  «Рисуем пальчиками»  

4. Журналы "Искусство в школе".

5. Журналы "Эскиз".

6. Журналы "Юный художник".

7. Искусство/ Серия "Я познаю мир".

8.  В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе.

9.  В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Раскраски.

10.  В.Костина, Е.Потапова.Школа весёлого рисования «Рисуем пальчиками».

11. Левин С.Д. Ваш ребенок рисует.

12.  Ф.Левин. Домашние животные. Шаг за шагом.

13. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.

14. Мосин И. "Рисование"/ В 2-х частях.

15. Неменский Б.М., Фомина Н.Н. Изобразительное искусство и художественный труд.

16. Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2006                                      

17. Полунина В.Н. Искусство и дети.

18. Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе.

19. Серия «Школа рисования для малышей».

20. Серия «Искусство детям»

21.М. Трофимова «И учеба, и игра. Изобразительное искусство»

22 А.А.Фатеева. Рисуем без кисточки.

23 А.Шмид. Детское творчество «Весёлые уроки для детей»

СОГЛАСОВАНО                                                                                                         СОГЛАСОВАНО                                    

Протокол заседания МО  учителей начальных классов                                         Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 8                                                                                                          __________________  ______________

от ___________ 20__  года № 1                                                                                                подпись                          Ф.И.О. 

_________            ______________

подпись руководителя МО                    Ф.И.О.

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______

           подпись                               Ф.И.О. 

_____________ 20__  года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №8

муниципального образования Усть – Лабинский район  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Краски рассказывают сказки»

Класс            1 класс

Учитель       Шевченко Натадья Николаевна

Количество часов: всего    33 часа;  в неделю 1  час;

Планирование составлено на основе рабочей программы 

Шевченко  Натальи  Николаевны,   утвержденной  решением педсовета протокол № 1 от  _.08.2013  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в программе Mimio по сказке Ш.Перро "Кот в сапогах"

Презентация выполнена для урока литературного чтения по программе "Школа 21 века" 2 класс. Слайды, выполненные в программе Mimio, позволяют провести анализ сказки Перро "Кот в сапогах" живее и интерес...

рабочая программа курса «Люблю сказки» для внеурочной деятельности

Цели программы состоят в том, чтобы дать возможность детям приобщиться к народному творчеству, проявить и развить свои способности в области различных видов искусства (литература, изо, музыка, т...

Программа театрального кружка "Сказка"

пршграмма театрального кружка в школе, рассчитанная на 2 года...

Программа кружка "Кукольная сказка" 1 класс

Программа кружка "Кукольная сказка" 1 класс...

Кружок "Краски рассказывают сказки"

Календарно - тематическое планирование кружка "Краски рассказывают сказки"...

Проверочная работа по модулю 6 "Рассказываем сказку" к УМК Spotlight 4

Проверочная работа по модулю 6 "Расскажи сказку" к УМК Spotlight 4 состоит из 2 вариантов. Каждый вариант содержит 4 грамматических задания. Употребление правильных и неправильных глаголов в...

Тема урока: Сказки-игры. Дж. Родари «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки».УМК «Школа 2100»

Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Цель урока: познакомить учащихся с творчеством Джанни Родари и его рассказом «Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»; Открыт...