Программа кружка "Умники и умницы"
рабочая программа (1 класс) по теме

Наталья Николаевна Шевченко

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1 – х  классов.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx44.31 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №8

муниципального образования Усть – Лабинский район  

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от  _.08.2013  года

Председатель педсовета

                                                                                               ____________ Вараксина  Т. В.

                                               Подпись, печать  ОУ          

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

тематическая программа

(тип программы: комплексная/тематическая)

кружок «Умники и умницы»

(наименование)

1 год

(срок реализации программы)

6– 7 лет

(возраст обучающихся)

                                                                             

                                                                             Шевченко Наталья Николаевна

                                                                            (Ф.И.О. учителя, составителя)

                                       

Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга.

        Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1 – х  классов.      Количество часов в год: 33 часа

Количество часов в неделю: 1 час

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1.  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2.  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3.  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4.  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5.  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6.  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7.  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.  

Особенности организации учебного процесса.

           Материал каждого занятия рассчитан на 35 - 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

Также  после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них.

Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память. Сюда  включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Модель занятия в 1 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И  РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ (12 минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2-3 минуты)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 – 20  минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

     

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

Развитие концентрации внимания.  Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

4

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

5

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

4

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

1

Итого:

33

Предполагаемые результаты

Личностные:

  • Сравнение и  оценивание выполнения своей работы,
  • устойчивый познавательный интерес к новым видам деятельности,
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности в ходе выполнения заданий.

Регулятивные:

  • Учиться работать по предложенному учителем плану,
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом,
  • Составление плана  решения проблемы совместно с учителем,
  • В диалоге с учителем  вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

  • Ориентация на  листе в клеточку
  • Продолжение узора по приведённому образцу
  • Деление слов на группы, нахождение лишнего

Коммуникативные:

  • Умение работать в паре, малых группах, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
  • Умение договариваться, приходить  к общему решению в совместной деятельности,
  • Задавать вопросы
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владение монологической, диалогической формами речи.

Предметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих умений.

  • - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • -выделять существенные признаки предметов;
  • -сравнивать между собой предметы, явления;
  • -обобщать, делать несложные выводы;
  • -классифицировать явления, предметы;
  • -определять последовательность событий;
  • -судить о противоположных явлениях;
  • -давать определения тем или иным понятиям;
  • -определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • -выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • -выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Методические рекомендации

 Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

 В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Используемая  литература

  1. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев,  П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Труднев  В. П..— М., 1993.
  3. Живая математика.— Перельман Я. И. М., 1989.  
  4. Занимательные задачи по математике. Сорокин П. И. -  М., 1997.
  5. Криволапова Н.А. «Учимся учиться»  /программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – ( Серия «Умники и умницы»)
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.:Просвещение, 2010.
  7. Методическое  пособие  О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г.
  8. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. М.Ю. Демидова; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  9. Числа, фигуры, задачи.  Свечников А. А., Сорокин П. И.  - М., 2001.
  10.  «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

СОГЛАСОВАНО                                                                                                         СОГЛАСОВАНО                                    

Протокол заседания МО  учителей начальных классов                                         Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 8                                                                                                          __________________  ______________

от ___________ 20__  года № 1                                                                                                подпись                          Ф.И.О. 

_________            ______________

подпись руководителя МО                    Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______

           подпись                               Ф.И.О. 

_____________ 20__  года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №8

муниципального образования Усть – Лабинский район  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Умники и умницы»

Класс            1 класс

Учитель       Шевченко Натадья Николаевна

Количество часов: всего    33 часа;  в неделю 1  час;

Планирование составлено на основе рабочей программы 

Шевченко  Натальи  Николаевны,   утвержденной  решением педсовета протокол № 1 от  _.08.2013  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"

          Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...

Игровая программа "Умники и умницы" по литературному чтению по произведениям В. Драгунского

Тема: «Рассказы о детях и для детей». Цель: «Развитие интереса к чтению, повышение техники чтения, воспитание эмоциональной сопричастности с литературными героями». ...

Программа "Умникам и умницам" 1, 2 класс (На основе программы О.Холодовой "Юным умникам и умницам")

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования при работе  с учащимися 1, 2 класса, внедряющих ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа «УМНИКИ И УМНИЦЫ» 1-4 КЛАССЫ

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д. Рындиной.Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для ...

Программа внеурочной деятельности "Умницы и Умники"

Аннотация по внеурочной деятельности обще-интеллектуального направленияДанная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной....

Образовательная программа "Умники и умницы"

Программа «Умники и умницы» является составительской и разработана  на основе программ:1....

Рабочая программа Умники и умницы 1класс

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, тематического планирования, требований к знаниям учащихся и литературы....