методики для классных руководителей
тест по теме

Елена Валерьевна Гаврилец

Комплект методик для изучения классного коллектива классными руководителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_klassnykh_rukovoditeley.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Методики, используемые при изучении ценностей, установок, психологического климата в классе.

Коллектив — это та база, на которой формируются ценностные ориентации личности. Индивидуальное своеобразие классного коллектива характеризуется выраженной направленностью его жизнедеятельности, сочетанием индивидуальных и коллективных интересов, эмоциональным климатом. Поэтому так важно изучить социально-психологическую основу отношений в коллективе, то есть то, что коллектив считает наиболее важным и значительным в его жизнедеятельности, в личности каждого члена; социальные нормы, традиции, поскольку именно они определяют ценности коллектива.

Психологический климат, как зеркало, отражает полную забот и тревог, радостей и печалей жизнь коллектива. За настроением членов коллектива, их переживаниями угадываются взаимоотношения, отношения к работе, к окружающей жизни. Некоторые явления, выделенные в качестве формирующих психологический климат, можно изучить с помощью карты-схемы, которая может заполняться как членами коллектива, так и учителями.

КАРТА-СХЕМА

+3 — свойство проявляется в коллективе всегда

+2 — свойство проявляется в большинстве случаев

+1 — свойство проявляется достаточно часто

0 — ни это, ни противоположное свойство не проявляются

-1 — достаточно часто проявляется противоположное свойство

-2 — противоположное свойство проявляется в большей степени

-3 — противоположное свойство проявляется всегда

Положительные характеристики

Преобладает (мажорное) настроение

Между старшеклассниками установилось взаимопонимание, отсутствуют группировки внутри коллектива

Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Успехи и неудачи членов коллектива вызывают сопереживание участие всех членов коллектива

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив быстро откликается на дела полезные, нужные для класса, школы.

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, его отмечают среди других коллективов

Успехи и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные.

Отрицательные характеристики 

Преобладает подавленность, пессимистический тон

Старшеклассники конфликтуют между собой

Преобладает агрессивность, антипатия

Члены коллектива проявляют безразличие друг к другу, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушны ми остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах

К похвалам и поощрениям коллектив относится равнодушно

Успехи или неудачи не находят отклик у его отдельных представителей

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

И ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА

Обращение-инструкция: «Ребята, я предлагаю вам выполнить ответственное задание. Нужно прочитать весь список качеств коллектива. Под вопросом «Что еще?» напишите ту черту коллектива, которую вы считаете важной, но которая не вошла в предложенный перечень.

 Потом нужно выбрать самое главное качество по вашему мнению. Этому качеству присваивается первое место, рядом с ним напишите цифру 1. Затем нужно выбрать качество класса второе по важности – написать цифру 2, и так до самого последнего 13-го места.»

Главное чтобы в классе…

1. было весело и интересно

2. была деловая атмосфера и добросовестное отношение к учебе

3. все ребята занимали активную позицию, пассивных не было

4. все вопросы решались сообща

5. было ответственное отношение к поручениям

6. почти каждый мог бы быть организатором

7. все ребята были увлеченными, творческими

8. было сильное общественное мнение

9.  у всех была возможность проявить себя в классе

10. все ребята хорошо знали друг друга

11. была взаимная требовательность и принципиальность

12. была настоящая дружба между ребятами

13. Что еще…

«Теперь, когда всем качествам вы определили места, приступайте к самому главному: оцените в процентах, как проявляется каждое качество в вашем классе. Если  качество присутствует в классе все время, поставьте рядом с ним 90 или даже 100 %. Если эта черта проявляется часто, напишите 70 или 80 %. Если это похоже на ваш класс в половине случаев, пишите 50, 60 %. Если так бывает только иногда - 30, 40 %. И если совсем редко и почти не бывает такого – 10, 20 %.»

Уровень развития коллектива определяется средней по классу суммой процентных показателей по каждому качеству. При обработке методики обратите внимание на 5 характеристик коллектива, которые чаще всего называли самыми важными, а также на другие 5 характеристик, которые чаще всего оказывались на последних местах. Для определения индекса ценностно-ориентационного единства воспользуйтесь формулой:

ЦОЕ= А-В / 5N

 где А   -количество раз, когда ученики выбирали важное качество на 1-5 место

В   - количество раз, когда ученики выбирали неважное качество на 1-5 место

N  - число учеников, заполнивших методику

и умножьте индекс ЦОЕ  на 100 %.

Ценности коллективной жизнедеятельности способны выступать источником формирования ценностных ориентаций личности. Именно здесь личность через творческое участие в делах коллектива становится «автором» своего саморазвития и самоопределения.

МЕТОДИКА НЕЗАКОНЧЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

Эта методика имеет ряд преимуществ по сравнению с обычным анкетным опросом. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, при этом задается ритм ответа и эмоциональная включенность в работу.

«В нашем коллективе больше всего ценится …»

«В нашем коллективе больше всего осуждается …»

«Какую заповедь ты предложил бы для жизни своего коллектива …»

«Когда в нашем коллективе возникает конфликт, то …»

Анализ полученных материалов позволяет выделить те ценности, которые приняты в коллективе (или «антиценности» — сила, грубость…), и те проявления которые получают осуждение в нем. При этом учителю важно обратить внимание на проявление возрастных тенденций при характеристике ценностей коллектива. Так, для юношеского возраста характерен «пик общения», поэтому эту потребность они и пытаются удовлетворить (либо в ученическом коллективе либо вне школы в других неформальных группах). Несомненный интерес вызывает анализ поведения учащихся в случае возникновения конфликтов, поскольку это ставит каждого перед необходимостью понимать решения: дать оценку, осудить, «остаться равнодушным, безразличным к событиям» и т.д.

Результаты могут быть использованы в ходе дискуссий, на классных часах, педагогических советах.

Оценка отношений подростка с классом

Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим»..

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для него выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

На основании трех описанных гипотетических типов восприятия индивидом группы была разработана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида.

Проведение исследования

Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих 3 альтернативных выбора. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.


Инструкция. Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами а, б или в. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

Анкета

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

а — знает больше, чем я;

б — все вопросы стремится решать сообща;

в — не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а — используют индивидуальный подход;

б — создают условия для помощи со стороны других;

в — создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

а — знают больше, чем я, и могут мне помочь;

б — умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

в — помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

а — некому помогать;

б — не мешают при выполнении задачи;

в — остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

а — я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

б — мои усилия достаточно вознаграждены;

в — есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

а — каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

б — каждый занят своим делом и не мешает другим;

в — каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

а — создают дух соперничества между учениками;

б — не уделяют им достаточного внимания;

в — не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8.  Больше всего удовлетворение в жизни дает:

а — возможность работы, когда тебе никто не мешает;

б — возможность получения новой информации от других людей;

в — возможность сделать полезное другим людям.

9.  Основная роль преподавателя должна заключаться:

а — в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

б — в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

в — в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

а — предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

б — предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

в — стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:
а — имел ко мне индивидуальный подход;

б — создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

в — поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12 . .Нет ничего хуже того случая, когда:

а — ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

б — чувствуешь себя ненужным в группе;

в — тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

а — личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

б — общий успех, в котором есть и моя заслуга;

в — успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

а —  работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;

б — работать индивидуально с преподавателем;

в — работать со сведущими в данной области людьми.


Обработка и интерпретация результатов

На основании ответов испытуемых с помощью ключа (табл. 3) производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» — «П», «коллективистический» — «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

аИ+вП+сК, где а — количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия; в — «прагматическому»; с — «коллективистическому», например: 4И+6П+4К

Таблица 3.

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистический

коллективистический

прагматический

10Б

10В

10А

11А

11В

11Б

12А

12Б

12В

13В

13Б

13А

14В

14А

14В


Вопрсы для социометрии

Кого бы ты пригласил на свой День рождения?

Кого бы ты оставил?

( неформальные отношеня)

С кем бы ты хотел сидеть на контрольной раьоте?

С кем бы не хотел

( лидеры в обучении)

Кого бы ты назначил командиром отряда?

Кого бы не назначил?

(деловые качества)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник диагностических методик для классного руководителя

Данный сборник поможет классным руководителям в игровой форме изучить личность ребенка, его семью и его роль в коллективе....

Методика работы классного руководителя по выявлению семей "социального риска"

В статье  раскрывается система работы с семьями "социального риска"...

Методика и формы сотрудничества классного руководителя с родителями.

Материал данной презентации познакомит  классных  руководителей с разнообразными формами работы с родителями....

Диагностические методики классного руководителя

Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учеб...

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы

Диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психо...

Сборник диагностических методик для классного руководителя начальных классов

В сборнике собраны методики изучения школьной мотивации, личности учащегося и классного коллектива....

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы

Диагностические методики для классного руководителя начальной школы...