Программа кружка "Бисероплетение" для учащихся 3,4 классов
методическая разработка (3 класс) по теме

Семенова Людмила Васильевна

Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_biseropletenie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

  Программа кружка  «Бисероплетение».

Без "духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,

без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,

не может быть полноценного человеческого счастья.

Культурная среда также необходима для нравственной жизни,

как растительный и животный мир для нашего

биологического существования.  

академик Д.С. Лихачёв  

Пояснительная записка

    В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

   В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности учащихся, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи "Природа – Человек – Предметная среда”.

  Дополнительная образовательная программа "Бисероплетение”, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.  

Цель программы:

нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения,

активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.  

Задачи:  

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

  Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.  

В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии. При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

  Возраст обучающихся – 8-12 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения: 68 часов занятий (2 раза в неделю по 1 часу).

В группу приходят дети, не имеющие специальных навыков.  

Программа рассчитана на реализацию во внеклассной работе школы.   Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.  

I. Промежуточный контроль.

Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Цифровой, графический и терминологический диктанты.

Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

Решение кроссвордов.

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

  II. Итоговый контроль  

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

  Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.  

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, заколки для волос, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, хранить изделия из бисера согласно правилам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

  2. ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ

  2.1. ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА (26 ч.)

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.  

2.2. ПЛОСКИЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ (28 ч.)

  Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Плетение стрекозы простой формы. Плетение бабочки простой формы. Плетение божьей коровки. Плетение змеи. Плетение ящерицы.    

2.3. ПАННО ИЗ БИСЕРА ПО МОТИВАМ БАСНИ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ» (11 ч.)  

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок сказочных героев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.  

3. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ по теме

Тема

Дата

1 – 2

1 – 2

Вводное занятие.

 ПЛЕТЕНИЕ НА ПРОВОЛОКЕ

3 – 28

ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА (26ч)

3 – 5

3 – 5

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов.  Параллельное бисероплетение .

6 – 8

6 – 8

Петельное бисероплетение.

9 – 11

9 – 11

Игольчатое плетение.

12 – 14

12 – 14

Прием бисроплетения: низание дугами.

15 – 17

15 – 17

Комбинирование приёмов бисероплетения.

18 – 20

18 – 20

Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев цветка.

21 – 25

21 – 25

Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.

26 – 28

26 – 28

Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

29 – 56

ПЛОСКИЕ ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ (28 ч.)

29 – 31

29 – 31

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе. Параллельное плетение.

32 – 34

32 – 34

Петельное бисероплетение.

35 – 37

35 – 37

Игольчатое плетение.

38 – 4

38 – 4

Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок.

42 – 44

42 – 44

Плетение стрекозы простой формы.

45 – 47

45 – 47

Плетение бабочки простой формы.

48 – 50

48 – 50

Плетение божьей коровки.

51 – 53

51 – 53

Плетение змеи.

54 – 56

54 – 56

Плетение ящерицы

57 – 67

ПАННО ИЗ БИСЕРА ПО МОТИВАМ БАСНИ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ» (11ч)

57 – 60

57 – 60

Выполнение отдельных элементов фигурок сказочных героев басни «Стрекоза и муравей»

61 – 62

61 – 62

Сборка изделий.

63 – 64

63 – 64

Составление композиции.

65 – 67

65 – 67

Оформление панно.  

68

68

Итоговое занятие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа. //

Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции Смоленск, 1996

Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

Стебунова С.Ф. Комплексная программа «Культура быта». //В помощь учителю http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001621

Стебунова С.Ф. О работе творческого объединения «Культура быта» на Станции юных техников ЦДО «Созвездие» г.Воронежа. // Всероссийский августовский Интернет-педсовет 2004г. http://pedsovet.alledu.ru/files0/files1/files853/files856/docs/kb.ppt  

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.

Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.

Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.

Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.

Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.

Божко Л. Бисер. – М., 2000.

Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.

Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.

Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.

Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.

Журнал "Школа и производство”. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.

Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001

Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.

Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.

Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.

Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.

Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровая программа для учащихся 1-2 классов "Хорошо здоровым быть"

В даной игровой программе принимают участие учащиеся класса, родители и по возможности ребята прошлых выпусков (в качестве жюри). Ход мероприятия позволяет активно вовлекать ребят в решение проблемы з...

Конкурсная программа для учащихся 1 – 4 классов "А ты - баты шли солдаты"

Данная программа призвана возрождать и повышать престиж военной службы, изучать историю Отечества. Из числа участников формируются две команды, которые будут состязаться в различных конкурсах....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»

      Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....

Внеклассное мероприятие «Новогодний праздник» (игровая программа для учащихся 2-3 класса)

Сценарий игровой программы предназначен для учащихся начальных классов. Влючает рассказ о праздновании Нового года в разных странах, развлекательные конкурсы и загадки для детей и родителей....

"Там на неведомых дорожках" (конкурсно-игровая программа для учащихся 1-4 классов)

Конкурсно-игровая программа «Там на неведомых дорожках» была разработана для учащихся 1 - 4 классов. Она приглашает детей в путешествие по страницам литературных и народных сказок....

Программа развития учащихся 1 -11 классов «Обучение основам толерантности в школе»

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Рабочая программа по физической культуре составлена на основе нормативных документов:- Закона Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» ...