Главные вкладки

    Программа развития учащихся 1 -11 классов «Обучение основам толерантности в школе»
    рабочая программа на тему

    Федяева Людмила Михайловна

     

    Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_po_tolerantnosti.doc178 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное

    общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 24»

    г. Уссурийска Уссурийского городского округа

    Программа

    развития учащихся 1 -11 классов

    «Обучение основам

     толерантности в школе»

            

    Программа составлена творческой группой учителей

    МБОУ СОШ №24

    Руководитель группы:

    Федяева Людмила Михайловна,

    заместитель директора по УВР, учитель высшей категории

            

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Содержание программы. ……………………………  2

    2. Паспорт программы …………………………………. 3-4

    3.Пояснительная записка……………………………….. 5-6

    4. Календарный план реализации программы…………7-13

    5. Работа с родителями………………………………......14

    6. Литература……………………………………………..15

    Паспорт программы

    Наименование программы

    «Обучение основам толерантности в школе» 

    Срок реализации программы

      2012- 2014 г.г.

    Основной разработчик программы.

    Творческая группа учителей МБОУ СОШ №24

    Руководитель: Федяева Л. М., зам. директора по УВР

    Основные исполнители программы.

    Участники образовательного процесса МБОУ СОШ №24 (учителя, учащиеся и их родители)

    Цели программы.

    1. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми.

    2. Готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды.

    3. Пробудить  у учащихся интерес к проблемам общения, способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром.

    Основные задачи.

    1. Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности.

    2. Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой.

    3. Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе.

    4. Изучать и  исполнять нормативные документы.

    Основные направления работы.

    1. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”.



    2. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.

    3. Вовлечение родительского коллектива в работу по

    реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.

    Ожидаемые конечные результаты.

    Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности. Улучшение психологического климата в учреждении.  Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности. Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям.

    Контроль за ходом реализации программы:

    Общий контроль за исполнением программы осуществляет Совет по воспитанию толерантного сознания, который ежегодно уточняет целевые показатели:

    - плановые отчеты о ходе реализации программы;

     - анализ работы по окончанию учебного года;

     - ежегодные отчеты на Родительских собраниях.

    Методы достижения.

    - творческие;
    - методы создания воспитывающих ситуаций;
    - информационно-развивающие;
    - тренинги,  соревнования, беседы,

    - практическая работа.

            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


    Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:

    возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве.

    Российская Федерация является государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.

    Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе.

    Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, И профилактика экстремизма в российском обществе.

    Большая часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности на уровне межэтнических отношений. Известно, что наш город является центром миграционного притяжения особенно в последние годы. Этот процесс обусловлен политической, социально-экономической напряженностью в постсоветском пространстве. В соответствии с Федеральным законом «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», лица, отнесённые к данным категориям, имеют возможность устройства детей в общеобразовательные учреждения наравне с гражданами РФ. Это создает определенную напряженность со стороны уссурийцев - учащихся и их родителей, а также некоторых учителей, которые оказываются психологически и профессионально не готовы к нормальному контакту с этими детьми. Причиной является слабый уровень работы в области межкультурного

    понимания и межэтнических отношений в школе.

    Это неизбежно проявляется во взаимоотношениях детей. Поэтому методические принципы формирования толерантного сознания учащихся, в первую очередь, должны иметь культурно-психологическую основу.

    Способы организации учебного материалов с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстативных методов обучения для образования базовых знаний детей в области этнотолерантности.




























    Содержание программы


    «Обучение основам толерантности в школе»


    1-4 классы (9 часов)


    I модуль::  «Я расту, я развиваюсь» (3 часа)


     Самоидентификация личности, формирование осознанного образа собственного «Я». Развитие навыков самовоспитания, готовность к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе. Развитие навыка самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я и все остальные?»,  «Единые правила для учащихся в школе».тренинг «Учимся сотрудничать. Узнаём друг друга», анкетирование «Мои представления о себе».

    II  модуль: «Душа – это мой внутренний мир» (3 часа)


    Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности. Самосознание своего мира и развитие умения терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Умей делать добрые поступки»,  «Чем сердиться – лучше помириться», классный час «Учись властвовать собой» игровые тренинги: «Гармония с собой».


    III модуль: «Дружба разных народов» (3 часа)

    Формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа, личность, принимающую традиции и особенности разных народов.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я? Чем я отличаюсь от других», «Народов дружная семья», праздник «Я, ты, он, она –вместе дружная семья»

     

    5 – 8 классы (9 часов)


    I модуль:  «Мой мир общения» (3 часа)

    Формирование толерантного отношения к себе и другим, к позитивной оценке подростка сверстниками. Осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые). Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, деление толерантной  и

    интолерантной личности.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Что такое общение. Правила общения», «Общение со сверстниками»,  «Общение с природой»,  «Давайте пообщаемся»

    II  модуль: «Умей помочь себе» (3 часа)


    Формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа, личность, интегрирующую традиции и особенности народа.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Возможности самовоспитания», тренинг «Как составить программу и план самовоспитания»,  «Как научиться познавать себя». Изучение нормативной базы. Федеральный Закон №114

    «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.02.

    9-11 классы (9 часов)


    I модуль: «Мой внутренний мир» (3 часа)

    Формирование адекватной самооценки, самокритичности, создание условий для самоанализа подростками своего отношения к окружающим.  Ориентация на формирование гармоничных отношений с миром, главными ценностями, которыми являются терпимость, достоинство, уважение чужой жизни, доверие друг другу.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Правила жизни в группе, в обществе», «Эмоции и чувства, возникающие у людей», «Черты характера людей»,

    «Привычки и любимые занятия».


    II  модуль: «Я и окружающий мир» (3 часа)


    Самосознание своего мира и развитие умения терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки. Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Умение слушать», «Навыки общения с людьми», «Умение вести разговор», «Уверенное и неуверенное поведение». Классный час «Я родом из…», диспуты «Кого можно назвать добрым человеком?», тестирование «Агрессивность поведения».


    III модуль: «Умей сказать человеку правду» (3 часа)


    Формирование толерантного отношения к себе и другим, и так же к позитивной оценке подростка сверстниками. Осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые). Развитие способности Адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, деление толерантной и ин толерантной личности.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справиться с агрессией», «Что такое проблема?», «Умей сказать «нет»!». Единый день правовых знаний. Школьная конференция учащихся «Мы – дети XXI века».  Изучение нормативной базы.

    Календарный план

    реализации программы

    «Обучение основам толерантности в школе»

    Класс

    Содержание работы

    Сроки

    Ответственные

    Итоговый документ

    1 - 4

    I  модуль :  «Я расту, я развиваюсь»

    1-4

    1. Урок мира

    сентябрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1-2

    2. Беседа «Какой я и все остальные?»

    Анкетирование.

    октябрь

    Кл. руководители

    Анализ анкет

    1-4

    3. Беседа «Единые правила для учащихся в школе»

    ноябрь

    Кл. руководители

    Оформление классных уголков

    3-4

    4. Классный час  «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».

    декабрь

    Кл. руководители

    Мини-сочинения

    5 - 8

    I модуль:  «Мой мир общения»

    5-8

    1. Урок гражданина

    сентябрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    5-6

    2. Беседа «Что такое общение.   Правила общения»

    октябрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    8

    3. Классный час «Общение со сверстниками»

    октябрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    7 а, б

    4. Классный час «Общение с природой»

    ноябрь

    Кл. руководители

    Выезд на природу. Сочинения детей

    5–8

    5. Проведение профилактических бесед:

    1. «Толерантность значит терпимость»;
    2. «Что такое нормы толерантного поведения»;
    3. «Профилактика различных видов экстремизма в российском обществе»;
    4. «Есть ли спасение от терроризма».

    В течение года







    январь

    Классные руководители, учителя истории и обществознания,






    инспектор ОДН

    Методические разработки

    5–8

    Проведение работы на микрорайоне ОУ по выявлению проявлений экстремизма, национализма (в ходе проведения рейдов)

    В течение года

    Инспектор ОДН, ЗДВР, классные руководители


    Информация кл. руководителей,

    аналитическая справка

    5-8

    Участие в городском рейде

    В течение года

    Инспектор ОДН, ЗДВР

    Протокол, отчет по рейдам

    7-8

    5. Тренинг «Давайте пообщаемся»

    ноябрь

    Кл. руководители

    Анализ анкет

    5-8

    Изучение нормативной базы. Федеральный Закон №114

    «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.02г.

    декабрь

    Кл. руководители

    Информация

    кл. руководителей

    6-8

    6. Беседа «Что такое экстремизм?»

    декабрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1-11

    Реализация социально-образовательного проекта «Школа-микрорайон»

    В течение года

    Педагогический, ученический коллектив, родительский комитет,  Инспектор ОДН

    Методические разработки, протоколы родительских собраний, совета старшеклассников

    9-11

    I  модуль :  «Мой внутренний мир»

    9-11

    1.Уроки гражданственности

    сентябрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    9 а,б

    2. Беседа «Правила жизни в группе, в обществе».

    октябрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    10

    4. Классный час «Черты характера людей»

    октябрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    11 а,б

    5. Классный час Привычки и любимые занятия»

    ноябрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    10-11

    6. Классный час «Эмоции и чувства, возникающие у людей»



    ноябрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    9-11

    Изучение нормативной базы. Федеральный Закон №114

    «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.02 г.

    декабрь

    Кл. руководители

    Информация

    кл. руководителей

    9-11

    Проведение профилактических бесед:

    1. «Толерантность значит терпимость»;
    2. «Что такое нормы толерантного поведения»;
    3. «Профилактика различных видов экстремизма в российском обществе»;
    4. «Есть ли спасение от терроризма»

    В течение года

    Классные руководители, учителя истории и обществознания, инспектор ОДН

    Методические разработки

    9-11

    Проведение работы в микрорайоне ОУ по выявлению проявлений экстремизма, национализма (в ходе проведения рейдов)

    В течение года

    Инспектор ОДН, ЗДВР, классные руководители

    Информация кл. руководителей,

    аналитическая справка

    9-11

    Участие в городском рейде

    В течение года

    Инспектор ОДН, ЗДВР

    Протокол, отчеты по рейдам

    9-11

    Классный час «События, связанные с законом об экстремизме»

    декабрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1 - 4

    II   модуль  «Душа – это мой внутренний мир»

    1-2

    1. Классный час «Умей делать добрые поступки»

    январь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    3 а,б

    2. Классный час «Чем сердиться – лучше помириться»

    январь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    4 а,б

    3. Классный час «Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман?»

    февраль

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1 а,б,в

    4. Беседа «Изучение конвенции о правах ребёнка»

    февраль

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    2 а,б,в


    5. Беседа «Дети в нашем обществе».

    февраль, март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    5 - 8

    II  цикл: «Умей помочь себе»

    5-6

    1. Беседа «Возможности самовоспитания»

    январь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    7-8

    2. Тренинг «Как составить программу и план самовоспитания»

    январь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    5-6

    3. Классный час «Как научиться познавать себя»

    февраль

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    7-8

    4. Классный час «Как жить в мире с людьми и миром»

    (О философии жизни)

    февраль

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    8

    5. Беседа  «Конфликтная ситуация и вы»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    9-11

    II   модуль «Я и окружающий мир»

    9 а,б,в

    1. Тренинг «Умение слушать»

    январь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    10 а,б

    2. Классный час «Навыки общения с людьми»

    январь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    11 а,б

    3. Беседа «Что такое толерантность?»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    9 б

    4. Классный час «Уверенное и неуверенное поведение»

    февраль

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    10 а,б

    5. Тренинг «Простые секреты бесконфликтности».

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    9 а,б,в

    6. Классный час «Толерантная личность»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1 - 4

    III  модуль «Дружба разных народов»

    1-2

    1. Классный час «Какой я? Чем я отличаюсь от других»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    3-4

    2. Классный час «Народов дружная семья»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    3 а,б

    3.Беседа «Что такое толерантность?»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1-2

    4 «Праздник дружбы».

    апрель

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1-4

    5 Урок-утренник «Мир на планете – счастливы дети»

    май

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    5 - 8

    III цикл «Давай поговорим»

    5-6

    1. Классный час «Разговор о красоте, добре и зле»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    7а,б

    2. Классный час «Доброжелательность».

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    8

    3. Классный час «Достоинство. Милосердие».

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    5-6

    4. Классный час «Дари добро».

    апрель

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    7-8

    5. Беседа «Отношение к религии».

    апрель

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    8-9

    6. Классный час «Навыки общения с людьми».

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    7-9

    7. Классный час «Дипломатия – искусство договориться»

    май

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    9 -11

    III  модуль «Умей сказать человеку правду»

    9 а,б

    1. Классный час «Конфликт. Как вести себя в конфликтной ситуации и справиться с агрессией».

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    10

    2. Классный час «Что такое проблема?»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    11 а,б

    3. Классный час «Умей сказать «нет»!»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    9 а,б

    4. Классный час «Ты да я, да мы с тобой» (психология межличностных отношений)

    апрель

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    10-11

    5. Классный час «Разрешите другому быть Другим» ппсихологический практикум)

    апрель

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1-11

    Единый день правовых знаний.

    Школьная конференция учащихся

    «Мы – дети XXI века»

    май

    Директор школы,

    классные руководители

    Резолюция конференции

    Работа с родителями

    Класс

    Содержание работы

    Сроки

    1-4

    Родительские собрания «Поговорим о правах ребенка»

    Сентябрь

    5-7

     Анкетирование родителей «Черты толерантной личности».

    Родительское собрание «Свобода выбора будущего»

    Сентябрь

    8-9

    Анкетирование родителей «Черты толерантной личности».

    Родительское собрание «Роль родителей в формировании школы толерантности».

    Октябрь

    10-11

    Родительское собрание «Права ребенка и права человека».

    Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (10-11 кл.).

    Декабрь

    1-11

    Конкурс семейных газет.

    Вечера «Дружная семейка».

    Март

    1-11

    Родительские собрания. «Добрая школа. Что это значит?»

    Май

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Демакова И.Д., Сирягина Н. Ю., Сологуб В. А. Толерантное отношение к детям групп психологического риска.

    2. Психологическая характеристика современного педагога.

    3. Программа профилактики стресса и тревожности как основы формирования толерантности в педагогической деятельности.

    4. Синягина Н.Ю., Стрижова К.И. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно-ориентированного образования.

    5. Шубина Ю.С. Толерантные установки в деятельности учителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока для учащихся 2 класс. Обучение бега на короткие дистанции.

    Цели:Обучающая: ознакомить детей с бегом на короткие дистанцииРазвивающая: развитие координации движений рук и ног во время бега, развитие ловкостиВоспитательная: воспитание целеустремленности, взаимо...

    Программа развития учащихся 1 -4 классов «Обучение основам толерантности в школе»

    Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:возрастающая динамика изменений сист...

    Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

    Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

    Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

    Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

    Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса

              Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса  Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...

    Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"

    Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"...