Главные вкладки

    Программа развития учащихся 1 -4 классов «Обучение основам толерантности в школе»
    методическая разработка на тему

    Тавгазова Светлана Сафаровна

    Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:

    возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве.

     

    Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, и профилактика экстремизма в российском обществе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_.obuchenie_osnovam_tolerantnosti.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

    развития учащихся 1 -4 классов

    «Обучение основам

     толерантности в школе»

            

    Программа составлена творческой группой учителей

    МКОУ «Гимназия № 17»

    Руководитель группы:

    Тавгазова С.С.,

    учитель высшей категории.

            

    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Содержание программы. ……………………………  2

    2. Паспорт программы …………………………………. 3-4

    3.Пояснительная записка……………………………….. 5-6

    4. Календарный план реализации программы…………7-13

    5. Работа с родителями………………………………......14

    6. Литература……………………………………………..15

    Паспорт программы

    Наименование программы

    «Обучение основам толерантности в школе» 

    Срок реализации программы

      2012- 2014 г.г.

    Основной разработчик программы.

    Творческая группа учителей

    МКОУ «Гимназия № 17»

    Руководитель группы:

    Тавгазова С.С.,

    учитель высшей категории

    Основные исполнители программы.

    Участники образовательного процесса МКОУ «Гимназия № 17»

     (учителя, учащиеся и их родители)

    Цели программы.

    1. Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу и формированию умения жить с другими людьми.

    2. Готовить к жизни в условиях многонациональной многокультурной среды.

    3. Пробудить  у учащихся интерес к проблемам общения, способствовать усвоению культуры общения с окружающим миром.

    Основные задачи.

    1. Ознакомить учащихся с основными принципами противодействия экстремистской деятельности.

    2. Познакомить учеников школы с разными национальностями, с их культурой.

    3. Провести воспитательно-пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности в школе.

    4. Изучать и  исполнять нормативные документы.

    Основные направления работы.

    1. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс системы мер, направленных на воспитание толерантного самосознания, прививающего нормы поведения “ человек среди людей”.

    2. Разработка и реализация системы мероприятий по повышению социальной роли семьи для воспитания толерантности и снижения социальной напряжённости в обществе.

    3. Вовлечение родительского коллектива в работу по

    реализации мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, становление и укрепление классного коллектива.

    Ожидаемые конечные результаты.

    Увеличение количества обучающихся с адекватным уровнем самооценки и высоким уровнем толерантности. Улучшение психологического климата в учреждении.  Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности. Формирование ответственности за свое поведение, за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям.

    Контроль за ходом реализации программы:

    Общий контроль за исполнением программы осуществляет Совет по воспитанию толерантного сознания, который ежегодно уточняет целевые показатели:

    - плановые отчеты о ходе реализации программы;

     - анализ работы по окончанию учебного года;

     - ежегодные отчеты на Родительских собраниях.

    Методы достижения.

    - творческие;
    - методы создания воспитывающих ситуаций;
    - информационно-развивающие;
    - тренинги,  соревнования, беседы,

    - практическая работа.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Проблемы межнациональных отношений являются сложнейшими в современном мире. Их актуализация - следствие глобального кризиса, характерными чертами которого являются:

    возрастающая динамика изменений систем международных отношений, региональных политических, социальных, экономических систем, подъем национального сам осознания в обществах посттоталитарного пространства, все возрастающая волна конфликтов на этической и религиозной почве.

    Российская Федерация является государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый груз кризисных проблем.

    Поиск путей их решения ведется не только в структурах власти, но и в самом многонациональном российском обществе.

    Именно начиная с обычной школы, следует прилагать значительные усилия для воспитания толерантного сознания молодежи, этнокультурного просвещения и образования. На этом должны быть основаны и программа национальной безопасности, И профилактика экстремизма в российском обществе.

    Большая часть проблем в школе заключается в проявлении интолерантности на уровне межэтнических отношений. Известно, что наш город является центром миграционного притяжения особенно в последние годы. Этот процесс обусловлен политической, социально-экономической напряженностью в постсоветском пространстве. Причиной является слабый уровень работы в области межкультурного понимания и межэтнических отношений в школе.

    Это неизбежно проявляется во взаимоотношениях детей. Поэтому методические принципы формирования толерантного сознания учащихся, в первую очередь, должны иметь культурно-психологическую основу.

    Способы организации учебного материалов с этнокультурным содержанием и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения должны опираться на принцип учета уровней познавательной деятельности учащихся и возрастанием их самостоятельности. Это дает возможность широкого применения репродуктивных, объяснительно-иллюстативных методов обучения для образования базовых знаний детей в области этнотолерантности.

    Содержание программы

    «Обучение основам толерантности в школе»

    1-4 классы (9 часов)

    I модуль::  «Я расту, я развиваюсь» (3 часа)

     Самоидентификация личности, формирование осознанного образа собственного «Я». Развитие навыков самовоспитания, готовность к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе. Развитие навыка самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я и все остальные?»,  «Единые правила для учащихся в школе».тренинг «Учимся сотрудничать. Узнаём друг друга», анкетирование «Мои представления о себе».

    II  модуль: «Душа – это мой внутренний мир» (3 часа)

    Формирование понимания и осознанного отношения к своему внутреннему миру. Формирование умений самоанализа, способствующего самопринятию личности. Самосознание своего мира и развитие умения терпеливо воспринимать информацию о себе от других людей, формулирование адекватной самооценки.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Умей делать добрые поступки»,  «Чем сердиться – лучше помириться», классный час «Учись властвовать собой» игровые тренинги: «Гармония с собой».

    III модуль: «Дружба разных народов» (3 часа)

    Формирование принятия себя и другого как представителя определенного народа, личность, принимающую традиции и особенности разных народов.

    Примерные беседы, классные часы, тренинги: «Какой я? Чем я отличаюсь от других», «Народов дружная семья», праздник «Я, ты, он, она –вместе дружная семья»

    Календарный план

    реализации программы

    «Обучение основам толерантности в школе»

    Класс

    Содержание работы

    Сроки

    Ответственные

    Итоговый документ

    1 - 4

    I  модуль :  «Я расту, я развиваюсь»

    1-4

    1. Урок мира

    сентябрь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1-2

    2. Беседа «Какой я и все остальные?»

    Анкетирование.

    октябрь

    Кл. руководители

    Анализ анкет

    1-4

    3. Беседа «Единые правила для учащихся в школе»

    ноябрь

    Кл. руководители

    Оформление классных уголков

    3-4

    4. Классный час  «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».

    декабрь

    Кл. руководители

    Мини-сочинения

    1 - 4

    II   модуль  «Душа – это мой внутренний мир»

    1-2

    1. Классный час «Умей делать добрые поступки»

    январь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    3

    2. Классный час «Чем сердиться – лучше помириться»

    январь

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    4

    3. Классный час «Почему мы говорим неправду. Поможет ли нам обман?»

    февраль

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1

    4. Беседа «Изучение конвенции о правах ребёнка»

    февраль

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    2

    5. Беседа «Дети в нашем обществе».

    февраль, март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1 - 4

    III  модуль «Дружба разных народов»

    1-2

    1. Классный час «Какой я? Чем я отличаюсь от других»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    3-4

    2. Классный час «Народов дружная семья»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    3

    3.Беседа «Что такое толерантность?»

    март

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1-2

    4 «Праздник дружбы».

    апрель

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    1-4

    5 Урок-утренник «Мир на планете – счастливы дети»

    май

    Кл. руководители

    Методическая разработка

    Работа с родителями

    Класс

    Содержание работы

    Сроки

    1-4

    Родительские собрания «Поговорим о правах ребенка»

    Сентябрь

    1-4

    Конкурс семейных газет.

    Вечера «Дружная семейка».

    Март

    1-4

    Родительские собрания. «Добрая школа. Что это значит?»

    Май

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Демакова И.Д., Сирягина Н. Ю., Сологуб В. А. Толерантное отношение к детям групп психологического риска.

    2. Психологическая характеристика современного педагога.

    3. Программа профилактики стресса и тревожности как основы формирования толерантности в педагогической деятельности.

    4. Синягина Н.Ю., Стрижова К.И. Психолого-педагогическая поддержка школьника в процессе его образования как основа личностно-ориентированного образования.

    5. Шубина Ю.С. Толерантные установки в деятельности учителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития учащихся 1 -11 классов «Обучение основам толерантности в школе»

    Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной,...

    Технологическая карта урока для учащихся 2 класс. Обучение бега на короткие дистанции.

    Цели:Обучающая: ознакомить детей с бегом на короткие дистанцииРазвивающая: развитие координации движений рук и ног во время бега, развитие ловкостиВоспитательная: воспитание целеустремленности, взаимо...

    Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

    Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

    Индивидуально образовательный маршрут учащегося 2 класса (обучение на дому)

    Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...

    Индивидуальная программа развития учащегося Коррекционно-развивающая программа для ученицы 3 общеобразовательного класса

              Настоящая программа составлена для ученицы 3 «б» общеобразовательного класса  Марии Ф., 1999 г.р. Заключение республиканской комиссии 2008 года – недораз...

    Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"

    Программа "Развитие детей дошкольного возраста и адаптация к школе"...