Роль курса ОРКСЭ в духовно - нравственном воспитании школьников.
статья (4 класс) по теме

В статье рассмотрены вопросы духовно - нравственного воспитания школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Роль курса ОРКСЭ в духовно – нравственном воспитании школьников

подготовила

учитель начальных классов

Васютина Марина Юрьевна

Черногорск, 2014 г.

Роль курса ОРКСЭ в духовно – нравственном воспитании школьников

    В настоящее время духовно – нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело большую значимость. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе воспитания подрастающего поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально – нравственной обстановки в обществе, спад культурно – досуговой работы с детьми и молодежью. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности стремятся быть похожими на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев – 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек – сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: «Я хочу быть таким, как Рембо. Он хорошо владеет боевым искусством и сметает все на своем пути». Только у 14% детей представление об их будущей жизни включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служению обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: «Я хочу быть банкнотом (имеется в виду банкир), потому что банкир богатый ».

    В августе 2009 г. По итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.

 Предмет «Основы религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) помогает развиваться личности школьника многосторонне и способствует воспитанию нравственности. Данный предмет  носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Это мощная прививка от безнравственности. ОРКСЭ – это противоядие от бескультурья. Во всех мировых традиционных религиях, в частности в православии, есть заповеди, нравственные нормы. Знакомство с традиционной духовной культурой расширяет кругозор. И именно эти знания помогут формирующейся личности в стрессовой ситуации.

    В основные задачи курса входят: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

    Данные задачи решаются  путем включения в каждый модуль  материалов по истории России и мира, литературе, музыки, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.

     Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.

    Обратимся к темам уроков: «Мораль и культура», «Добродетели и пороки», «Справедливость», «Дружба», Альтруизм и эгоизм». Названия тем говорят сами за себя. Эти уроки учат делать моральный выбор -  выбор между добром и злом, помогают осознавать свое поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей.

    В беседе с родителями узнаю о том, что дети стали интересоваться историей семьи. Детям интересно, кто были их предки, чем они занимались, откуда родом, какими были их семейные традиции. Я поняла, что для выполнения основных задач курса очень важно сотрудничество родителей, детей и всех членов их семей. Духовно – нравственное воспитание проблема комплексная и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как взрослых, так и детей.

    При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации я предлагаю ребятам обращаться к членам своей семьи. Много интересного они узнают от людей старшего поколения. Первым жизненным навыкам учатся не только у родителей, но и у дедушек и бабушек. А главное -  они, эти прожившие долгую жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старшего поколения к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. В нашей школе традиционным стало проведение дня пожилого человека. Дети становятся активными участниками акции «Подари улыбку», в ходе которой изготавливают своими руками открытки со словами благодарности людям старшего поколения и вручают их жителям микрорайона. Радует то, что дети становятся организаторами, приобщая к благотворительности родителей, старших братьев и сестер.

      В нравственном  воспитании учащихся начальных классов очень актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Уроки данного курса предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, Чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов,  анализ положительных и отрицательных поступков героев.

    На этих уроках эффективным является  использование метода проектов. Часть тем проектов предлагают нам авторы  учебников. Это «С чего начинается Родина?», «Герои России», «Мой друг», «Мой дедушка – защитник Родины». Но ребята, исходя из материала, пройденного на уроке,  предлагают темы более близкие и интересные для них: «Добро и зло в современном мире», «Моя маленькая Родина», «Мой дружный класс», «Добрые дела в моей жизни», «Традиции моей семьи».

    Таким образом, курс «ОРКСЭ»» предполагает  рост духовно – нравственного развития ребенка. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во взрослую жизнь, ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.  

Список использованной литературы

  1. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы. //Начальная школа.- 2007.-№7.-с.21-29.
  2. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении. //Начальная школа.-2008.- №5.-с.3-18.
  3. Плотникова Е.Б. К вопросу о воспитании в начальной школе. //Начальная школа плюс до и после.-2002.-№12.-с.15-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИТЧА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОРКСЭ

Данный материал позволяет рассмотреть применение притчи на уроках ОРКСЭ, а так же и на других уроках. Представлены виды притч, направления, методика применения....

Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции...

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

В статье представлены принципы, на которых базируется духовно-нравственное воспитание школьников, направления и задачи внеурочной деятельности....

Статья "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников."

Статья "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников ". В статье рассматривается духовно-нравственное  воспитание детей через внеурочную деятельность....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...