Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников
статья

Вербицкая Татьяна Николаевна

В статье представлены принципы, на которых базируется духовно-нравственное воспитание школьников, направления и задачи внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

Проблемы духовно-нравственного воспитания на данный момент относятся к самым острым и актуальным в социальном и педагогическом плане. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Духовно-нравственного воспитание базируется на следующих принципах:

  • воспитание на традициях
  • принцип сотрудничества
  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса
  • системно-организованный подход
  • личностно-ориентированный подход
  • принцип сохранения исторической памяти

Направления духовно-нравственного воспитания:

  • военно-патриотическое
  • художественно-эстетическое
  • туристско-краеведческое
  • спортивно-оздоровительное

Внеурочная деятельность, под которой в рамках реализации ФГОС принято понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных о классно-урочных, выступает как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она позволяет расширить кругозор, повысить уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности младших школьников.

Задачи внеурочной деятельности:

  • Формировать чувство любви к своей Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  • Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
  • Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Важная роль в выборе направления и форм внеурочной деятельности отводится учителю. Необходимо продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения детей, чтобы была возможность развивать его способности в самых разных направлениях. Внеурочная деятельность по разным направлениям духовно-нравственного воспитания может осуществляться как учителем начальных классов, так и учителем-предметником.

Военно-патриотическое направление ориентировано на воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству. Это направление может реализовываться через программу «Я-гражданин России», целью которой является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирования у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентноспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Педагог организует встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные композиции, экскурсии, поездки, походы по историческим и памятным местам, коллективные творческие дела, трудовые дела, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.

Художественно-эстетическое направление ориентировано на новое видение, понимание и осмысление мира вещей и предметов в повседневной жизни. Оно будит фантазию, подталкивает к активному творческому поиску и созиданию.

Туристско-краеведческое направление ориентировано на изучение истории, исторических и культурных памятников, народных традиций и обычаев, природы своего края. Это позволяет воспитывать чувство ответственности по отношению к природе, формируют бережное отношение к природе своего края. Для этого организуются заочные и очные экскурсии, проводятся тематические праздники, мастерские, конкурсы стихов, выставки рисунков.

Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Для этого педагог использует беседы, которые включают вопросы гигиены, питания, закаливания и техники безопасности; деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья, экскурсии.

Важно привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности. Помощь в организации поездок, походов, экскурсий, участие в мероприятиях и тематических праздниках поможет родителям осознать ответственность и важность воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка. Таким образом, приобретенные моральные принципы и нормы будут закреплены в семье. Учитель и родители своим примером должны показывать модель высоконравственного поведения. Во время разговора на духовно-нравственную тему, педагогу необходимо быть открытым, тактичным, деликатным.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

Литература

  1. Баранова И.В. Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004. - 144с.
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"

Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень  нравственности чело...

Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции...

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»

программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Разноцветный мир»...

Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

Данная статья посвящена формированию нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время....

Статья "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников."

Статья "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников ". В статье рассматривается духовно-нравственное  воспитание детей через внеурочную деятельность....

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...