Хлеб - всему голова
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Шкуратова Ирина Александровна

Крнспект занятия по коррекцие и развитию речи для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb-vsemu_golova_klubnyy_chas.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная)                 общеобразовательная школа V вида №573

Конспект открытого клубного часа

«Хлеб – всему голова»

4 класс

Подготовила:

Воспитатель ГПД

Шкуратова И.А.

Москва

19.03.2014

Цель - расширение знаний обучающихся о процессе создания хлеба, его пользе и важности в жизни человека.

Задачи:

1.Обучающие: познакомить с процессом появления хлеба, как продукта питания;  показать значимость хлеба в жизни человека, его богатство;

2. Коррекционные: развивать познавательную активность речи, логическое мышление; обогащать словарный запас.

3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу и уважительное отношение к труду земледельца.

Оборудование:

  1. Карточки с картинками производства хлеба
  2. Карточки с пословицами
  3. Таблица с падежами
  4. Хлебобулочные изделия
  5. Презентация

Технические средства:

  1. Магнитофон
  2. Ноутбук
  3. Проектор

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность учащегося

Задачи этапа

Орг. Момент.

Рос сперва на воле в поле.

 Летом цвёл и колосился,

 А когда обмолотили,

 Он в зерно вдруг превратился.

 Из зерна – в муку и тесто,

 В магазине занял место. (слайд 2)

Дети отгадывают загадку (хлеб)

Введение в тему

Изучение нового материала.

- Сегодня мы с вами поговорим на тему: Хлеб – всему голова.

- Как вы считаете, откуда берется хлеб?

Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. В поисках пищи люди обратили свое внимание на злаковые растения. Вы знаете, что это за растения? (слайд 3)

Злаки это растения, цветы которых – колоски с зернами и усиками. Посмотрите на колос овса, и вы все поймете. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде. Затем научились растирать их между камнями, получая крупу, из которой варили кашу. Первый хлеб имел вид жидкой каши. И уже потом еще через некоторое время люди научились сначала печь лепешки, а затем и хлеб.

- Скажите, из чего же делают хлеб?

  • - А сейчас, ребята, вы разложили перед собой в правильной последовательности карточки .

- Давайте проверим, правильно ли вы .

Раньше на Руси

хлебороба называли хлебопашцем.

“Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”.

  • Запряжёт крестьянин в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли. (С4)
  • Потом вручную засеет её зернами ржи или пшеницы. (С5)
  • Когда хлеб поспеет, скосит его косой или срежет серпами. (С6)
  • Сжатый хлеб обмолотят цепами. Провеют зерно на ветру, смелют на мельнице, а из муки испекут хлеб. (С7)
  • Потом зерно везли на мельницу, там его перемалывали в мягкую муку. (С7)
  • Муку хранили бережно в амбарах и из нее пекли хлеб.

Теперь же, выращивать хлеб людям  помогают десятки умных и сильных машин. (С8)

  • Ещё с осени колхозники начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю трактором. (С9)
  • Весной по вспаханному с осени полю, колхозники пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага. (С10)
  • Теперь можно начинать сеять! Колхозники к трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы. (С11)
  • Вот и пшеница взошла!
  • Наконец пшеница созрела, и колхозники начинают жатву. Комбайны срезают густую пшеницу, обмалывают ее, и очищенное зерно сразу сыплется в машину. (С12)
  • А затем на грузовиках зерно отвозят на мельницы. (С13)
  • С  мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод. (С14)
  • Из муки на хлебозаводе пекут буханки, булки, батоны, сайки, баранки – всё то, что мы так любим. (С15)

Ну что, дети, в правильном порядке вы сложили картинки?

Сначала землю готовят к посеву, вспахивают ее, потом засеивают зерном, потом косят и отвозят на мельницу, там зерно перемалывают в муку и отвозят на пекарню, где и пекут хлеб, который потом попадает в магазин.

(нет)

(мука)

Самостоятельная работа детей.

Кто-то из детей говорит что он сложил правильно, кто-то нет.

Изучение нового материала

Практическая работа.

  • А теперь ребята разгадаем интерактивный кроссворд. Инструкция:

             1.  Прочитай загадку.  Если ответ тебе известен,  то набирай слово – ответ с помощью клавиатуры.

             2.  Значок – помощник покажет место, куда необходимо вписать слово – ответ.

            3.  Если не знаешь ответ, нажми на значок –

подсказку, а затем набирай слово – ответ

с помощью клавиатуры.

  • А теперь разгадаем загадки (С25)

  1. Бьют меня палками,
    Мнут меня камнями,
    Жгут меня огнем,
    Режут меня ножом;
    А за то меня так губят,
    Что меня все очень любят. (хлеб)

  1. В воде родится, Воды боится. (соль)

  1. Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем. (бублик)

  1. Белый камень в воде тает.(сахар) (С26)

  1. Я пузырюсь и пыхчу.

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня.

Посадите в печь меня.  (тесто)

  1. Белая водица Всем нам пригодится.

Из водицы белой Все, что хочешь, делай:

Сливки, Простоквашу, Масло в кашу нашу,

Творожок на пирожок.

Кушай, Ванюшка-дружок!

Ешь да пей, Гостям налей

И коту не пожалей! (молоко)

  1. Черная гора, А всем мила. (черный хлеб)
  • А теперь  я вам раздам листочки  и вы в них напишите слово хлеб в разных падежах:

падеж

ед.ч.

мн.ч.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

  1. Бублик
  2. Рулет
  3. Блин
  4. Кулич
  5. Каравай
  6. Булка

  1. Хлеб
  2. Соль
  3. Бублик

  1. Сахар
  2. Тесто
  3. Молоко
  4. Черный хлеб

падеж

ед.ч.

мн.ч.

И.п.

хлеб

хлеба

Р.п.

хлеба

хлебом

Д.п.

хлебу

хлебам

В.п.

хлеб

хлеба

Т.п.

хлебом

хлебами

П.п.

о хлебе

о хлебах

Решение кроссворда

Разгадывание загадок

Систематизирование знаний о падежах.

Закрепление.

- Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

  • Помогите правильно сложить пословицы:

Хлеб да вода - всему голова.

Хлеб - и хлеба лишиться.

Полениться - богатырская еда.

Плох обед, да хлеб сладок.

Горька работа, коли хлеба нет. (С 27)

  • А теперь дети мы с вами посетим магазин «колобок». Только на его прилавках нет названия продуктов. Давайте с вами посмотрим на продукты и расставим ценники с названиями. (С28)

Хлеб да вода - богатырская еда.

Хлеб - всему голова.

Полениться - хлеба лишиться.

Плох обед, коли хлеба нет.

Горька работа, да хлеб сладок.

Развитие речи детей.

Итог урока. Рефлексия.

Что нового узнали?

Чему учились на уроке?

                Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремиться отдавать должное этому великому творению. Отношение к хлебу в народном быту было очень почтительным: он рассматривался как Божий дар. Коробушку с хлебом всегда ставили на лавку под иконы или накрывали его белой скатертью.

Приложение 1

падеж

ед.ч.

мн.ч.

И.п.

хлеб

хлеба

Р.п.

хлеба

хлебом

Д.п.

хлебу

хлебам

В.п.

хлеб

хлеба

Т.п.

хлебом

хлебами

П.п.

о хлебе

о хлебах

Приложение 2

падеж

ед.ч.

падеж

ед.ч.

И.п. (есть кто? что?)

хлеб

И.п. (есть кто? что?)

хлеб

Р.п. (нет кого? чего?)

 

Р.п. (нет кого? чего?)

 

Д.п. (дать Кому? Чему?)

Д.п. (дать Кому? Чему?)

В.п. (люблю кого? что?)

В.п. (люблю кого? что?)

Т.п. (доволен кем? Чем?)

Т.п. (доволен кем? Чем?)

П.п. (думаю о ком? О чем?)

П.п. (думаю о ком? О чем?)

падеж

ед.ч.

падеж

ед.ч.

И.п. (есть кто? что?)

хлеб

И.п. (есть кто? что?)

хлеб

Р.п. (нет кого? чего?)

 

Р.п. (нет кого? чего?)

 

Д.п. (дать Кому? Чему?)

Д.п. (дать Кому? Чему?)

В.п. (люблю кого? что?)

В.п. (люблю кого? что?)

Т.п. (доволен кем? Чем?)

Т.п. (доволен кем? Чем?)

П.п. (думаю о ком? О чем?)

П.п. (думаю о ком? О чем?)

Приложение 3

ХЛЕБ  ДА

ВОДА -

БОГАТЫРСКАЯ  ЕДА  ХЛЕБ -

ВСЕМУ  ГОЛО

ВА  ПОЛЕНИТЬСЯ

 - ХЛЕБА

ЛИШИТЬСЯ

ПЛОХ  ОБЕД,

КОЛИ  ХЛЕБА  

   НЕТ

ГОРЬКА  

РАБОТА,  ДА

ХЛЕБ  СЛАДОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....