Классный час "Слагаемые здоровья" для учащихся начальных классов
методическая разработка по теме

Классный час посвящен здоровой пище, закаливанию, движению и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slagaemye_zdorovya.doc49.5 КБ
Office presentation icon slagaemye_zdorovya1.ppt1.96 МБ

Предварительный просмотр:

                                          Слагаемые здоровья

Цель: актуализировать знания учащихся о компонентах здорового образа жизни, обратив особое внимание  на организацию режима дня школьника и гигиенические аспекты учебной  деятельности.

Оформление:

. плакаты со словами: «Жизнь – это движение», «Любой жуёт, да не любой живёт», «Какова еда и питьё, таково и житьё», «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»;

. рисунок «Дерево жизни»

                                             Ход классного часа

1. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.

Учитель. Всем известна пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял -  много потерял, здоровье потерял – всё потерял!» Почему так говорят? (Нездоровый  человек не может жить полноценной жизнью, учиться, работать, радоваться жизни. Ему мешает  боль и болезни.)

Сегодня мы ещё раз вспомним компоненты здоровья и выясним, что мешает человеку быть здоровым.

Что же такое здоровье? (Здоровье – это самое дорогое, самый драгоценный дар, который получил человек от природы.)

2. Конкурс «Вспомни пословицу».

-А сейчас мы проверим, как вы знаете другие пословицы и поговорки о здоровье.

Вы разделились на три творческие группы, каждой из которых необходимо составить из фрагментов правильный вариант поговорки.

Детям предлагают набор карточек, на которых написана часть пословицы. Нужно найти вторую часть.

«Береги платье снову, …(а здоровье смолоду)».

«Болен – лечись,  …(а здоров – берегись)».

«Здоровье сгубишь- ….(новое не купишь)».

«Двигайся больше - ….(проживёшь дольше)».

«Лук семь недугов….(лечит)».

«Было бы здоровье, ….(а счастье найдётся)».

«Тот здоровье не знает, …(кто болен не бывает)».

«Забота о здоровье - …(лучшее лекарство)»

«Смолоду закалиться - …(на весь век пригодиться)».

Команды зачитывают свои поговорки.

3. «Дерево здоровья».

Учитель. Перед вами «дерево здоровья» - мощное и красивое. (на доске иллюстрация дерева.) Вспоминая компоненты здоровья, мы будем украшать ими наше дерево.

Академик Амосов сказал: «Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закавлка, умение организовать свой труд и отдых».

1.Первая предпосылка здоровья- рациональное питание.

Объясните значение фразы «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём, чтобы есть»  Пища должна давать организму полезные вещества и энергию. Нельзя переедать. Есть вредные продукты, которые приводят к заболеваниям органов.) Всё верно, многие болезни – следствие избыточного и неправильного питания.

Творческим группам предлагаются следующие задания.

1-я группа.

Необходимо разделить продукты на полезные и условно вредные: творог копчёная  колбаса, жевательная  резинка, кефир, чипсы ,рыба  кетчуп, яблоки лимонад, сладости.

2 –группа.

Распределите продукты на 4 группы по содержанию в них тех или иных витаминов.

Витамины: А, В, С, Д.

Продукты: масло, морковь, семечки, мясо, шиповник, болгарский перец, яйца, рыбий жир, творог, лимон, печень. Икра.

Ответ. Витамин А: морковь, яйца, печень, масло; витамин В: семечки, мясо, масло, творог; витамин С: шиповник, болгарский перец,лимон; витамин Д: рыбий жир, икра.

3 –я группа.

Объясните, что скрывается за данными обозначениями на упаковках продуктов: Е – 150, Е -450, Е-621, Е -950.

Ответ. Е – 150 – красители (способствуют заболеваниям желудочно-кишечного тракта); Е – 450 – солеплавители (ведут к нарушению процесса усвоения кальция, к хрупкости костей, отложению камней в почках); Е – 621-усилители вкуса ( при частом применении могут вызвать слепоту. Рост раковых опухолей); Е -950-ароматизаторы (првоцируют астму и рост раковых опухолей).

-Какие же продукты наиболее полезны? Какую роль играют витамины? Какие продукты нужно выбирать? (Не содержащие  добавок Е)

Учитель. Группы отлично справились с заданием, и на наше «дерево здоровья» мы помещаем первый компонент здоровья (крепит листок, на котором записано название)- -Рациональное питание.

В далёкие времена для того, чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить,бегать, охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть надо было двигаться. И сегодня фраза «Движение – это жизнь» остаётся верной. Почему? (При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами- обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце.)

Вашему вниманию предлагается следующая ситуация.

                                          Сценка

Мама. Дочка, почему ты так долго шла из школы?

Дочь.  Я не шла, а долго ждала троллейбус. Пешком было лень идти.

Мама. Иди пообедай, а потом поможешь мне с уборкой квартиры.

Дочь. Нет, мама. Я так устала в школе, и полы мыть уже не могу.

Мама. Ну тогда сходи в магазин за продуктами.

Дочь. Нет, мама Я так устала на физкультуре, что и ходить не могу.

Мама. Смотри, доченька, раньше меня старушкой станешь.

Учитель. В чём не права девочка? (Девочка пришла из школы, где занималась умственной работой, и нужно было сменить вид деятельности, дать организму физическую нагрузку .Кроме того, малая подвижность ведёт к множеству заболеваний и раннему старению Человек должен много ходить пешком, заниматься спортом или хотя бы делать зарядку.)

    Академик Амосов сказал по этому поводу следующее: «Чтобы быть здоровым, нужны значительные и постоянные усилия. Но природа милостлива, достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. А если это время удвоить, то и здоровье будет отличным».

Итак, на наше дерево мы помещаем следующий компонент здоровья –Движение.

3.Ещё один компонент здоровья –режим дня.

Вы являетесь учениками, а учёба – это тяжёлый труд.И чтобы не переутомиться, нужно правильно организовать свой день.

                                                     Сценка

Мама. Наташенька, вставай!

Дочка. Сейчас!

Мама. Уж день, взгляни в окно!

Бабушка. Ведь ты задерживаешь нас!

Брат. Ведь ты не спишь давно!

Дочь. Ну, маменька, ну, чуточку, ещё одну минуточку!

-Сколько часов должен спать ученик? Когда он должен ложиться спать? (Спать ученик должен от 8 до 10 часов в сутки, а ложиться спать не позже 21 часа, так как, восполняющий силы сон продолжается с 9 часов вечера до 12 часов ночи).

Но если проснуться всё-таки тяжело, тогда можно выполнить специальное упражнение «Просыпаюсь» Давайте вспомним его.(Все вместе выполняют упражнение)

Упражнение включает в себя следующие движения:

1) Тянем за верхнюю часть уха вверх (3 раза)

2) Тянем за мочки уха вниз (3 раза)

3)Взяли сзади за уши и хлопаем ими, прикрывая ушные раковины, как слоны хлопают своими ушами (3 раза)

4) Массируем козелки уха по часовой стрелке (3раза)

5) «Лепим пельмени» (массируем край уха от мочки до верхней кромки)

-Чем полезно это упражнение? (Когда мы выполняем это упражнение, то массируем биологически активные точки на нашем ухе, улучшаем настроение и работу внутренних органов).

-Ребята, вы проводите в школе по 5-7 часов и, наверное, знаете, для чего нужны в школе перемены? (Перемены помогают отдохнуть от учёбы, сменить умственный труд движением. Для этого нужны и уроки физкультуры)

Всё верно, и при приготовлении уроков нужно делать перерывы- помогать по дому – или физические разминки.

Для любого человека. А особенно для пытливого и любознательного ученика очень важны здоровые глаза, ведь они воспринимают до 90% информации об окружающем мире. Но известно, что у 30% учащихся зрение понижается именно за годы учёбы.

Ученицы напомнят вам некоторые упражнения гимнастики для глаз.

Упражнения для профилактики близорукости:

1) Зажмуривание глаз.

2) Далеко- близко.

3) Руки вперёд. Руки вверх (следить за кончиками пальцев).

4) большим пальцем писать буквы.

Для успешной учёбы необходима хорошая память. И чем больше вы её упражняете, тем лучше она становится и лучше вы  учитесь.

Следующая творческая группа напомнит нам упражнения для  развития памяти.

Упражнения для развития различных видов памяти:

Демонстрируется картинка с изображением разноцветных шариков (30 секунд), потом убирается 4 задача детей-вспомнить расположение шариков.

2) Назвать алфавит в обратном порядке.

3) Игра «Угадай мелодию» (по нескольким нотам мелодии угадать песню).

4) Обратный счёт (необходимо вспомнить порядок чисел от 100 до 0 и т. д.)

5) Назвать предметы, начинающиеся на одну букву, игра в города.

Но существует гимнастика для мозга. Её создали американские психологи и педагоги; она помогает в учёбе.

Гимнастика для мозга:

1) Перекрёстные движения: вперёд и сзади.

2) Симметричные рисунки.

3) Точки мозга.

4) Ленивые восьмёрки (в центр – как в очки)

5) Качание головой, как маятник.

Итак, мы говорили о том, что помогает сохранять работоспособность. Третий компонент- правильный режим дня.

4. каждой группе предлагается исправить неверно составленную инструкцию: уберите лишние правила, а остальные расставьте по порядку.

                                  Правила закаливания:

.Закаливание начинайте сразу с обливания холодной водой.

  1. Самыми первыми средствами закаливания являются воздушные и солнечные ванны.
  2. Прежде чем приступать к закаливанию, нужно избавиться от «микробного гнезда» в виде больных зубов, насморка, кашля и т. д.
  3. Закаливание нужно начинать после консультации с лечащим врачом.
  4. Обтирание водой, ванночки для рук и ног – это самые первые из закаливающих водных процедур.
  5. Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня; если заболел, то возвращайся к закаливанию только после выздоровления.
  6. Закаливание должно быть постепенным6 нужно снижать температуру воды на 1 градус через каждые 2 дня.
  7. Температуру воды можно снижать резко, например с 27 до 20 градусов.

На дереве здоровья мы размещаем четвёртый компонент здоровья  -Закаливание. К слагаемым здоровья можно ещё отнести отсутствие вредных привычек и положительные эмоции, доброжелательность.

Недаром Л.Н.Толстой говорил: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе».

4.Подведение итогов.

Учитель. Надеюсь, в вашей жизни найдётся место для всех компонентов здоровья. А значит, на ваших лицах будет сиять счастливая улыбка здорового человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

« Дерево здоровья»

Слайд 4

« Для здоровья одинаково необходимы 4 условия: физические нагрузки ограничения в питании закалка умение организовать свой труд и отдых»

Слайд 5

Объясните значение фразы: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, для того чтобы есть.» Итог: многие болезни – следствие избыточного и неправильного питания.

Слайд 6

Е – 150 - красители Е – 450 – солеплавители Е – 621- усилители вкуса Е – 950 - ароматизаторы

Слайд 7

Рациональное питание

Слайд 8

« Движение - это жизнь» При движении кровь перемещается в организме с большей скоростью и лучше снабжает клетки кислородом, питательными веществами – обмен веществ улучшается, укрепляется дыхательная система и сердце.

Слайд 9

« Чтобы быть здоровым, нужны значительные и постоянные усилия. Но природа милостлива, достаточно 20 – 30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. А если это время удвоить, то и здоровье будет отличным.»

Слайд 10

Упражнение «Просыпаюсь» Тянем за верхнюю часть уха вверх (3 раза) Тянем за мочки уха вниз (3 раза) Взяли сзади за уши и хлопаем ими, прикрывая ушные раковины, как слоны хлопают своими ушами. (3 раза) Массируем козелки уха по часовой стрелке ( 3 раза) «Лепим пельмени» (массируем край уха от мочки до верхней кромки)

Слайд 11

Гимнастика для глаз Упражнения для профилактики близорукости: Зажмуривание глаз. Далеко – близко. Руки вперед. Руки вверх (следить за кончиками пальцев) Большим пальцем писать буквы.

Слайд 12

Упражнения для хорошей памяти Изображение разноцветных шариков (30 секунд).Вспомнить расположение шариков. Назвать алфавит в обратном порядке. Игра « Угадай мелодию» (по нескольким нотам мелодии указать песню) Обратный счет (вспомнить порядок чисел от 100 до 0) Назвать предметы, начинающиеся на одну букву, игра в города.

Слайд 13

Режим дня

Слайд 14

Правила закаливания Прежде чем приступить к закаливанию, нужно избавиться от «микробного гнезда» в организме, в виде больных зубов, воспаленных миндалин, ангины и т. Д. Закаливание должно начинаться с консультации с лечащим врачом

Слайд 15

Процесс должен быть постепенным – каждые два дня температура снижается на 2 градуса цельсия, например, первый день – 32 градуса цельсия, третий день – 30 градусов цельсия Закаливание нужно систематически, не пропуская ни дня. Если же ты заболел, то начинать придется все сначала Важен психологический. Человек должен получать удовольствие от закаливающих мероприятий – иначе пользы не будет.

Слайд 16

Закаливание

Слайд 17

Недаром Л. Н. Толстой говорил: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час для учащихся начальных классов «Семь цветов радуги или личность-коллектив...»

Очень важно, в каком коллективе учатся дети, общаются, живут. Важно потому, что от этого зависит, каким будет каждый из них.Каждый коллектив, как и любой человек, имеет свой характер. Цель класс...

Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей акти...

Классный час для учащихся начальных классов

Классный час «Дружба начинается с улыбки»Оборудование: мультимедиа проектор, мяч, песня «От улыбки»Организационный момент:-Для того, чтобы наше занятие прошло хорошо, нужно, чтобы у каждого было...

Разработка личностно - ориентированного классного часа для учащихся начальных классов «Кто мы есть?»

Цели  классного часа:формировать у учащихся представление о характере;побуждать к познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию;способствовать осознанию детьми черт своего хар...

Классный час для учащихся начальных классов "Уход за одеждой и обувью".

Классный часТема "Уход за одеждой и обувью"Цель: развитие понятия о личной гигиене, гигиене одежды и обуви.Задачи: Образовательные: продолжить знакомить с правилами личной гигиены, учить ухаживать за ...

Классный час для учащихся начальных классов "Путешествие по лесной тропе"

Классный час для учащихся начальных классов "Путешествие по лесной тропе"Занятие посвященное Году экологии.Цели и задачи:• формирование представлений и элементарных знаний об эколо...

Классный час для учащихся начальных классов Урок – моя Россия.

Данный классный час имеет цель – формирование патриотического сознания у учащихся, познавательного интереса к истории своей семьи, родного города, страны....