Их детство прервала война...
методическая разработка по теме

Костылева Елена Емельяновна

Устный журнал о пионерах-героях ко Дню Защитника Отечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikh_detsvo_prervala_voyna.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №2» п. Палатка

  Устный  журнал

«Их  детство  прервала  война…»

Учитель  Костылева Е.Е.

февраль, 2014

Слово  учителя:  Война. Это страшное испытание для нашего народа, нашей родины. Фашисты уничтожали всё на своём пути. Сотни городов были разрушены. Тысячи деревень были сожжены дотла. Враг никого не жалел: ни женщин, ни детей, ни стариков. Миллионы людей разных национальностей погибли на поле брани и в фашистской неволе. Страшно, когда в пламени войны оказывается ребёнок. Они должны были распрощаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Все  эти  мальчишки  и  девчонки  были  лишены счастливого  и  радостного  детства.  Их  детство  прервала  война. У  многих  она забрала  всё:  дом,  родных,  друзей,  жизнь. Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам.
       Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

      Сегодня  наш  устный  журнал  мы  посвящаем  пионерам-героям,  юным  защитникам  Отечества,  отдавшим  свою  жизнь  за  светлое, мирное  будущее. Послушаем,  как  это  было…                                                                  

1-й  ученик:           Война!  Жесточе  нету  слова!                                                                    

4 кл.                        Война!  Страшнее  нету  слова!                                                                                                

                                И  на  устах  у  всех  иного                                                                          

                                Уже  не  может  быть  и  нет.                                                                                                  

2-й  ученик:            Тот  самый  длинный  день  в  году                                                                                

                                 С  его  безоблачной  погодой                                                                                                                                                    

                                 Нам  выдал  общую  беду                                                                                              

                                 На  всех,  на  все  четыре  года.                                                              

3-й  ученик:            Год  1941  вошёл  в  историю, как  начало  Великой                              

                                Отечественной  войны.  Эту  кровопролитную  войну                                  

                                развязала  фашистская  Германия.  Но  не  удалось  ей                        

                                 завоевать  Россию. Наш  народ  встал  на  защиту  своей                    

                                страны.  Он  мужественно  сражался  на  фронтах  и  в                        

                                  тылу,  уничтожал  ненавистных  врагов,  защищал  свою                      

                                 родную  землю.  Пять  суровых  лет,  не  зная  дней  и                                      

                                 ночей,  шли  к  Победе.   Но  не  все  вернулись  с  той                                

                                 войны.  Многие  остались  там  навечно.                                                

4-й  ученик:            Лежат  они,  глухие  и  немые,                                                                                                                                                                        

                                 Под  грузом  плотной  от  годов  земли -                                                                                        

                                 И  юноши,  и  люди  пожилые,                                                                                                                

                                 Что  на  войну  вслед  за  детьми  пошли,                                                                                                                                                        

                                 И  женщины, и  девушки-девчонки,                                                                                            

                                 Подружки,  сёстры  наши,  медсестрёнки,                                                                                    

                                 Что  шли  на  смерть  и  повстречались  с  ней                                                                                                                                          

                                 В  родных  краях  иль  на  чужой  сторонке,                                          

                                 И  не  затем,  чтоб  той  судьбой  своей                                                

                                 Убавить  доблесть  воинов  мужскую,                                                                                                    

                                 Дочерней  славой  -  славу  сыновей, -                                                                                                                  

                                  Ни  те,  ни  эти,  в  смертный  час  тоскуя,                                                            

                                  Верней  всего,  не  думали  о  ней.                                                            

                                                                 (Александр  Твардовский)                                                                        

1-й  ученик:             Давно  уж  бои  отгремели,                                                                                                                                      

     3 кл                     Но  время  не  вычеркнет,  нет!                                                                              

                                  Два  слитые  слова – они  пионеры,                                                                                          

                                  Герои  на  сотни,  на  тысячи  лет.                                                              

                                   

2-й  ученик:            Пионеры-герои.  Пионеры  потому,  что  были  приняты                        

                                 в  ряды  Всесоюзной  пионерской  организации  имени                      

                                 В.И.Ленина.                                                                                                

                                 Всесоюзная  пионерская  организация  была  образована                        

                                 19  мая  1922  года.  Этот  день  считался  днём  рождения                

                                 пионерской  организации.  19  мая  ряды  организации                                                                    

                                 пополнялись  новыми  пионерами,  им  повязывали  красные                  

                                 галстуки,  на  груди  сиял  пионерский  значок,  и  звучал                                        

                                 девиз:  «Будь  готов!» - «Всегда  готов!»                                                

                                 По  традиции  в  конце  пионерского  сбора  пылал  большой                                                                    

                                 пионерский  костёр,  и  пели  пионерские  песни.      

3-й  ученик:            В  пионерскую  организацию  принимали  школьников  в                

                                 возрасте  от  9 до  14  лет.  Вступавший  в  организацию,                        

                                 на  пионерской  линейке  давал  Торжественное  обещание                      

                                 пионера.  В  Торжественном  обещании  были  такие  слова:              

                                «…перед  лицом  своих  товарищей  торжественно обещаю:                      

                                 горячо  любить  свою  Родину…».  Такое  торжественное                

                                 обещание  дали  и  пионеры-герои,  и  каждый  на  своём                    

                                 пионерском  сборе.  И  сдержали  своё  слово,  храбро                          

                                 защищая  любимую  Родину,  борясь  с  фашистскими                                      

                                 захватчиками  наравне  со  взрослыми.  Они  вошли  в                                                

                                 историю,  как  самые  юные  герои,  герои-пионеры.                                              

                                   

Лара Михеенко (4 кл)

  1. Лара Михеенко в июне 1941 года вместе с бабушкой приехала погостить у своего дядя Лариона в деревне Печенёва Калининской области. Здесь их и застала война. Дядя Лары согласился служить оккупационным властям, и был назначен местным старостой. Свою старую мать и племянницу-пионерку, осуждавших его за это, дядя выселил из своего дома и отправил жить в баню. Для Ларисы и ее бабушки начались тяжелые дни: дядя практически не заботился о них, предоставив выживать самим по себе. От недостатка еды бабушке с внучкой часто приходилось употреблять в пищу картофельные очистки и лебеду, приходилось побираться. Часто выручали соседки, матери подруг Лары — Фроси и Раисы: приносили хлеба и молока. Тогда Лара с подружками решили убежать в лес в партизанский отряд.
  2. Партизаны приняли девчонок в свою дружную семью. Девочки стали разведчицами в отряде. Задания сначала юным партизанкам поручали технически несложные, но довольно опасные, особенно для взрослых, ввиду невероятной подозрительности немцев к любому, кто ходил из деревни в деревню, или «ошивался» вблизи немецких военных и административных объектов.

Однажды, в июне 1943-го Лару и Раю послали в деревню Орехово, якобы к тетке за капустной рассадой. В эту деревню был согнан скот, который немецкие власти отобрали у населения

Немцы не обращали внимания на оборванных и босоногих девочек, просящих милостыню на дороге. Они и не подозревали, что Лара с подружками подсчитывают, сколько у фашистов техники, орудий, примечают, когда меняются часовые, и все эти сведения сообщают партизанам.

  1. Скоро Лара стала связанной между партизанскими частями и преданными людьми из окрестных деревень. Прикидываясь нищенкой, девочка доставляла в отряд бесценные сведения, помогающие сражаться с врагами.

Вместе с тем настоящей целью девчонок был сбор информации о численности расквартированных в Орехове солдат охраны, расположении огневых точек и о времени, когда происходит смена часовых Разведчицы благополучно ушли, а через несколько дней в Орехово нагрянули партизаны, и практически без потерь смогли отбить у немцев реквизированный скот.

  1. В следующий раз Лара была послана с разведывательным заданием в деревню Чернецово, где находился немецкий военный объект. Представившись беженкой, девушка устроилась нянькой к местному жителю Антону Кравцову, у которого был маленький сын. Лара очень нежно ухаживала за ребенком, была добра и ласкова к хозяевам. А сама тем временем во время прогулок с малышом собирала необходимые сведения о немецком гарнизоне.
  2. Кроме разведки приходилось Ларе и ее подругам заниматься и другим делом — распространением агитационных листовок. Часто эти акции проходили в селах по церковным праздникам, когда в храмах собиралось много народу. Одевшись нищенками, девочки приставали к местным людям, как бы прося милостыню, а на самом деле в это время незаметно подсовывали им в карманы и сумки свернутые в несколько раз листовки. Однажды немецкий патруль задержал Лару за этим занятием. Однако в тот раз ей удалось сбежать до того, как немцы узнали о ее истиной цели.
  3. С августа 1943 года партизанский отряд, в котором состояла Лара, принимал активное участие в «рельсовой войне». Партизаны стали регулярно взрывать железнодорожные линии, мосты и пускать под откос немецкие эшелоны.

В подрыве одного из поездов участвовала и Лара, вызвавшись в помощницы одному из подрывников, которому было поручено взорвать железнодорожный мост через реку Дрисса на линии Полоцк–Невель.

Уже опытная разведчица, Лариса и в этот раз выполнила возложенное на нее задание по сбору информации о режиме охраны моста и возможности его минирования. Благодаря участию Лары удалось вывести из строя не только мост, но и проходивший по нему эшелон противника: девочка сумела убедить минера, что в нужный момент сумеет незаметно от часового подобраться максимально близко к мосту и зажечь огнепроводный шнур перед приближающимся поездом. Рискуя жизнью, она сумела выполнить задуманное и благополучно отойти обратно.

  1. В начале ноября 1943 года Лариса и еще двое партизан пошли на разведку в деревню Игнатово и остановились в доме у проверенного человека. Пока партизаны общались с хозяйкой дома, Лариса оставалась снаружи для наблюдения. Внезапно появились враги, как выяснится позже, партизанскую явку сдал кто-то из местных жителей. Лариса успела предупредить находившихся внутри мужчин, однако была схвачена. В завязавшемся неравном бою оба партизана были убиты. Ларису привели в избу для допроса. В пальто у Лары была ручная осколочная граната, которой она решила воспользоваться. Однако брошенная девушкой граната по непонятной причине не взорвалась. 4 ноября 1943 года Лариса Михеенко после допроса, сопровождавшегося пытками и издевательствами, была расстреляна.
  2. На месте расстрела партизанки в Псковской области установлен обелиск. Лариса Михеенко посмертно награждена орденом Отечественной Войны I степени и медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.

Лёня Голиков (3 кл)

  1. Рос Леня в деревне Лукино на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...
  2. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их  самолетом в Москву.
  3. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. В неравном бою с фашистами он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года. 2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
  4. Бесстрашное  имя – награда  герою,

Он  вашим  ровесником  был.

Однажды  в  бою  он  фашистского  зверя

В  чинах  генеральских  подбил.

Вернулся  в  отряд  он  с  бесценным  пакетом,

Уснул  у  костра  на  земле.

Не  снилось  ему,  что  о  подвиге  этом

Наутро  узнают  в  Кремле.

Что  будет  герою  Звезда  золотая –

Награда  за  воинский  труд.

Что  люди,  о  подвиге  славном  мечтая,

На  Лёньку  равненье  возьмут.

Марат Казей (2 кл)

  1. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске.
  2. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика.Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел кпартизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.
  3. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
    Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
  4.  Навстречу  им  в  своё  бессмертье                                                        

Он  сделал  несколько  шагов…                                                                                    И  грохнул  взрыв,  и  грозным  смерчем                                                                                                                                                                                       Смело  озлобленных  врагов.                                                                

  1. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник пионеру-герою. Памятник Марату Казею, выполненный из бронзы, отображает последний момент жизни юного партизана: в поднятой руке крепко зажата граната, в другой – замолкший автомат. 
    Кроме памятника в Минске, память Марата Казея увековечена в его родной деревне Станьково (Дзержинский район), где действует музей Марата Казея, его именем также названа средняя школа. 

1-й  ученик:              Помните,  через  века,  через  года                                                        

                                   Помните!                                                                                                      

                                   О  тех,  кто  уже  не  придёт  никогда,                                                  

                                   Помните!                                                                                                  

                                   Помните  эти  имена…                                                                            

2-й  ученик:             Почтим  минутой  молчания  память  юных                                                    

                                 героев  Великой  Отечественной  войны.                                            

                            (Открывается   слайд – звук  метронома)                                      

 

Слово  учителя:        Наш  устный  журнал,  посвящённый  памяти  пионеров-                      

                                     героев  подошёл  к  концу.  Это  ещё  одна  страничка                  

                                     нашей  истории,  истории  Великой  Отечественной                      

                                     войны.  Больно,  когда  погибают  взрослые,  но  когда                                  

                                     гибнут  мальчишки  и  девчонки,  эту  боль  передать                  

                                     невозможно.                                                                                              

                                               Я  не напрасно  беспокоюсь,                                                                                                                                                                    

                                               Чтоб  не  забылась  та  война,                                                      

                                               Ведь  эта  память – наша  совесть,                                                            

                                               Она  как  сила  нам  нужна.                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мы родом не из детства - из войны" с использованием электронной презентации

Внеклассное мероприятие "Мы родом не из детства - из войны" с использованием электронной презентации 1-4 классырасширяет знания детей о войне, о детях военной поры; воспитывает уважени...

Презентация "Мы родом не из детства - из войны"

Презентация для 3-4 классов расширяет знания детей о войне, о детях военной поры; воспитывает уважение к защитникам Родины; развивает патриотические чувства....

Детство, опаленное войной

Детство, опаленное войной...

Презентация к классному часу к 9 мая "Детство, опалённое войной", а также презентация с 70- летию Великой отечественной войне

Презентация посвящена детям, которые принимали участие наравне со взрослыми в Великой Отечественной войне 1941 года....

Сценарий устного журнала "Их детство прервала война…"

Методическая разработка устного журнала о пионерах - героях...

Урок мужества "Мы родом не из детства-из войны", посвящённый детям-героям Великой Отечественной войны.

Знакомство  учащихся с подвигами юных героев в годы ВОВ,  показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы....

Классный час, посвященный 75–летию Победы в Великой Отечественной войне «Детство, опалённое войной». Детям, пережившим страшное военное время, посвящается…

Вопросы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро.В     преддверии     77-летия...